Почему уехали и почему решили вернуться? Часть бежавших от мобилизации мужчин возвращается в Россию

Очередь из машин, выезжающих из России, на границе Казахстана

После объявления "частичной" мобилизации из России — в том числе из Татарстана и Башкортостана — начали массово уезжать мужчины. Они испугались того, что им вручат повестки и отправят на войну. Однако некоторые из них стали возвращаться. Почему? Вернувшиеся объяснили свое решение.

21 сентября — в день объявления Владимиром Путиным "частичной" мобилизации и начала вручения повесток — на границах с Казахстаном и Грузией сразу же образовались очереди, аэропорты заполнились желающими улететь, а цены на авиабилеты выросли в разы. Мужчины, испугавшись попасть в ряды мобилизованных, захотели покинуть страну как можно быстрее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как жители Поволжья бегут от мобилизации в другие страны

У каждого на то была своя причина — страх попасть на войну, страх закрытия границ, усталость от режима Путина, кто-то был доведен до последней точки, а кто-то просто поддался панике. Татаро-башкирская редакция Радио Свобода ("Азатлык Радиосы") в своих репортажах рассказывала о многодневных очередях на границах Казахстана и Грузии, истории мужчин, вынужденных покинуть свои семьи в Татарстане и Башкортостане, организации помощи на границе. В то время как одни мужчины бежали от войны в безопасное место, военные комиссариаты обеих республик вместе с сельскими советами отбирали других для отправки на войну. Получившие повестки попали на военные полигоны и были направлены в зону боевых действий несколькими эшелонами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россияне бегут от мобилизации в Центральную Азию. Что об этом думают местные жители?

Однако позже люди несколько успокоились. Часть уехавших от мобилизации стала возвращаться в Татарстан и Башкортостан. Редакция связалась с десятком человек, поговорить согласились только двое. Они попросили не называть свои имена, так как опасаются излишнего внимания, боятся попасть в поле зрения военкоматов и силовиков, а также опасаются негативного отношения в России.

Каковы причины побега от мобилизации за границу и последующего решения вернуться? Основными причинами возвращения стали стабилизация обстановки, тоска по дому и невозможность устроить жизнь на чужбине.

"Я НАЧАЛ СКУЧАТЬ"

Ильнур (имя изменено) — из Казани, ему 38 лет. Он предприниматель, занимается строительством. У него трое детей. После объявления мобилизации он по совету жены и родственников уехал в Казахстан. Однако через месяц вернулся в Казань. Причины отъезда просты — паника и угроза закрытия границ.


— Отъезд, кажется, был совершен как-то поспешно, почти без раздумий. Но я рассказываю это сегодня — после того, как ситуация успокоилась. Когда услышали слово "мобилизация", мы все встревожились. Жена испугалась, родители расстроились. Сказали, что надо уезжать. То же самое было в семьях моих двух друзей. Их жены также настаивали на том, чтобы те выехали из страны. С неохотой мы сели в машину и уехали, — вспоминает Ильнур. — Сначала думали, что поедем в Грузию, но там было столпотворение, а границу Казахстана мы пересекли за 17 часов. В итоге пришли к выводу, что это было еще легко. В Казахстане пробыли около недели, потом уехали в Узбекистан. Моя тетя живет в Ташкенте, она нас и приняла. Что делали? Отдохнули и решили попутешествовать. Мы были без жен и детей — когда еще подобное случится. Съездили в такие города, как Самарканд, Бухара, Хива. Работы ведь нет. Что еще делать? Так прошло полмесяца. Тихо и без происшествий. Потом я начал скучать. Я никогда не был вдали от семьи так долго.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Сказала, что нужно уезжать". Как матери помогали сыновьям собраться и уехать

Ильнур отмечает, что не служил в армии по состоянию здоровья. У него есть справка о том, что он не годен к службе.

— Правда, на нее ведь никто не посмотрит, берут всех, кого поймают. Матери боялись именно этого. Так что мой отъезд оказался в духе "они все уехали, а я за ними". Я здесь без семьи, без работы, поэтому сказал ребятам: "Вы решайте, а я вернусь". Затем мобилизация прекратилась. Каким-то образом я и моя семья успокоились. Вернулся через месяц. В Казани так хорошо! — говорит Ильнур.

Он не отрицает, что может быть очередная волна мобилизации, но надеется, что негодных к военной службе призывать не будут. В то же время своего будущего в Татарстане он не видит. "Хоть я и вернулся в Казань, но готовлюсь к отъезду с семьей, не могу сказать, когда это будет", — делится он планами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы спасаемся, потому что имеем на это право". Жители Поволжья бегут от мобилизации

— Эта война поставила нас всех в тяжелое положение. Я всю свою жизнь создал в Казани, построил дом. Уезжать не хочется, потому что на новом месте все надо начинать сначала. А делать это в 40 лет страшно, — говорит он. — Но есть дети, я хочу растить их в безопасном и спокойном месте. Экономический кризис в России будет страшным, я не хочу думать о том, как искать продукты и где их купить. Какой-то мрак и безысходность. Так что я все равно уеду, но с семьей.

Ильнур собирается переехать в Турцию, но это может быть не последняя его остановка.

"ОСТАВЛЯТЬ СЕМЬЮ БЫЛО НЕПРАВИЛЬНО"

Рамиль (имя изменено) — из Казани, ему 28 лет. Он работает в сфере интернет-маркетинга. Ни к какому месту работы парень не привязан, он — фрилансер. У него двое детей, скоро ожидается пополнение. На пятый день после объявления мобилизации Рамиль вместе с двумя братьями и тремя друзьями уехал в Казахстан, но через 10 дней вернулся в Казань. Он рассказывает, что оставлять жену одну было неправильно, но у него есть опасения, что мобилизация может быть объявлена снова.

— Сначала я был спокоен, потом напряжение росло. Росла и угроза того, что всех сметут на войну и закроют границы для мужчин. Я не собирался покидать страну, но в итоге и родители, и жена сказали, что я должен уехать — хотя бы временно. Через 5 дней мы сели в две машины и уехали. Мой отец и два брата в одной машине, а я и трое друзей — в другой. Отец поехал просто проводить, — говорит Рамиль. — Казахстанскую границу мы пересекали с трудом и долго. Очень устали. Поехали в город Житикара в Казахстане, была ночь — мы там и остановились. Потом нашли дешевое жилье и остались там. Что я здесь делаю, в Казани беременная жена с двумя детьми, все это какая-то глупость — такие мысли стали беспокоить меня все чаще и чаще. В итоге я вернулся через 10 дней.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Можно мне лучше живого мужа?" Как московская семья эвакуировалась в Грузию

Мобилизация на тот момент была в самом разгаре, однако Рамилю "уже было более-менее ясно, кого призывают".

— Я нигде не зарегистрирован, не был в армии, не учился на военной кафедре, у меня нет военного билета, я его потерял, а за новым не ходил. Работаю фрилансером, то есть на работе никто повестку вручить не сможет — думал я и прокручивал в голове разные сценарии. Затем сделал вывод, что возвращение в Казань — это безопасно. Да, я не привязан к месту работы и могу работать из любой точки мира, но оставлять семью было неправильно, — подчеркивает Рамиль.

Все пятеро парней, которые уехали с Рамилем, остались в Казахстане. Они ожидают очередную мобилизацию и не хотят снова проходить сложности при пересечении границы. Кто-то из них нашел работу, но не все. Сам Рамиль считает, что возвращение в Россию может оказаться ошибкой. Он предполагает, что мобилизация повторится, и говорит, что постарается не попасть в руки военкомов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Меня призовут в очередной раз "исполнять свой долг". Жители Поволжья продолжают бежать от мобилизации в другие страны

— Я несу личную ответственность за свою жизнь и за свою судьбу. И возвращение — тоже моя ответственность, но забота о моей семье и обеспечение их безопасности — моя обязанность. Если ситуация ухудшится, я готов снова уехать за границу. Главное — не попасть на войну. Я не хочу убивать там людей — это противоречит моим взглядам и религии. Если война затянется, а такой сценарий существует, я постараюсь уехать с семьей. Но пока что в Казани мы в большей безопасности. Но это спокойствие условное, — уточняет он.

Рамиль говорит, что большинство уехавших осталось за границей, пытаясь начать новую жизнь, но некоторые из них живут мечтой вернуться в Татарстан и Башкортостан, дожидаясь окончания трудных времен. По его словам тем, кто убегает от мобилизации, приходится тяжело. Однако Рамиль считает, что гораздо лучше уехать и жить, чем пойти на войну и погибнуть, поэтому не стоит критиковать тех, кто уезжает.

  • Россия вторглась на территорию Украины 24 февраля 2022 года.
  • Президент Путин 21 сентября объявил в России мобилизацию, назвав ее "частичной". Власти заявили о планах набрать в армию 300 тысяч резервистов, которые прошли службу и имеют опыт участия в боевых действиях. Эти утверждения не прописаны в официальном указе о мобилизации, и с первого дня ее проведения из разных регионов поступают сообщения о нарушении заявленных ограничений.
  • 31 октября министра обороны России Сергей Шойгу поручил генеральному штабу завершить "частичную" мобилизацию в России. В пресс-релизе Минобороны утверждалось, что все мероприятия, связанные с мобилизацией, должны быть прекращены — в том числе подготовка и вручение повесток. Военкоматы, пункты сбора другие учреждения, которые участвовали в проведении мобилизации, должны перейти в обычный режим работы.
  • 1 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что соответствующий указ Владимира Путина о завершении частичной мобилизации не нужен: "Точка поставлена, частичная мобилизация завершена, нового этапа мобилизации в стране не будет", — сказал он.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.