Десятки тысяч россиян в эти дни пытаются покинуть страну, чтобы избежать отправки на фронт. На момент написания этого текста границы все еще открыты, но почти ежечасно появляются новости о том, что они будут закрыты для мужчин и женщин призывного возраста. Билетов на самолеты из России почти не осталось, на сухопутных границах России образовались многодневные пробки. "Idel.Реалии" поговорили с жителями Поволжья, которые решили покинуть страну из-за мобилизации и уже пересекли границы с Казахстаном или Грузией.
Вадим, 25 лет, программист. Саратовская область — Грузия
— Я испытывал гнев и страх. Гнев, потому что обещали сначала, что не будет мобилизации. А страх, потому что мне придет повестка, меня призовут в очередной раз "исполнять свой долг". Именно в этот момент, как увидел новости, я понял, что надо уезжать. Повестка не приходила, но я служил, в военном билете у меня первая категория, стрелок. Типичный фарш. Друзьям повестки приходили, но ни один из них не решился идти воевать. Кто-то прячется дома, кто-то в другой стране уже находится. Но страшно. Выбрал я Грузию, потому что цены здесь примерно такие же, как в России, за исключением съема жилья. Здесь еще есть знакомые, тут в случае чего можно найти работу по специальности. Но Грузия не окончательное место, если вдруг получу предложение уехать в другую страну по работе, в Европу, то без раздумий уеду.
Все радуются, в особенности я, что сейчас не нахожусь в России
Добирался я самолетом. В аэропорту "Внуково" в Москве в очереди подружился с парой ребят. У одного из них уже была повестка на "Госуслугах" . С ним вместе нам отвели на допрос при проходе границы, поспрашивали, служили ли мы, приходила ли повестка. Все говорили, что ничего не приходило, проверить это никак не могли, в итоге всех пропускали. В целом путь до Грузии прошел нормально. Это было 23 сентября, тогда еще ничего жесткого не было.
Все друзья и родные говорили, что обязательно нужно уезжать, что я и сделал. Все радуются, в особенности я, что сейчас не нахожусь в России. По идее, планирую оставаться здесь в течение полугода. В Россию не знаю, стоит ли вообще возвращаться. История у нашей страны такая, что она постоянно где-то участвует, все время неспокойно. Постоянно в страхе, гневе, стрессе. Лучшим решением является поиск спокойной и стабильной страны, где государству не плевать на людей, нет такого отношения, как к мясу.
Ренат Факиев, 40 лет, координатор регионального отделения Движения в защиту прав избирателей "Голос" в Башкортостане, член Совета по правам человека при главе РБ первого созыва, специалист в сфере IT. Уфа — Астана
Россия сейчас проходит стадию трансформации в более тоталитарный режим
— Когда была объявлена мобилизация, для меня это не стало новостью, поскольку это, буквально, носилось в воздухе. В течение трех дней после объявления мобилизации я принял решение уехать из России. Ехать решил экстренно, поскольку в ближайшие дни власти РФ вполне могли закрыть границы. Меня также могли призвать в армию — хотя я и ограниченно годен к военной службе в связи с состоянием здоровья и не служил (у меня категория В), но власти ведь сейчас не особенно разбираются, кто годен, а кто нет; гребут всех подряд. Повестка мне не приходила.
Разумеется, я, как региональный координатор "Голоса", опасался и преследований со стороны властей и силовиков. Известно, что наша организация уже подвергалась таким преследованиям — ряд региональных координаторов объявили "иностранными агентами".
Наконец, оставаться на родине было же просто невыносимо. Россия сейчас проходит стадию трансформации в более тоталитарный режим. В этих рамках Путин пытается добиться всех своих целей исключительно угрозами, в том числе, ядерным шантажом, и насилием, градус которого всё увеличивается. Наблюдать всё это очень тяжело.
Глянув на очередь, можно было сделать однозначный вывод — в подавляющем большинстве это люди, бегущие от мобилизации
Я уехал из Уфы 26 сентября вечером. Направился в Казахстан, поскольку к Башкортостану он ближе всего и добраться туда дешевле. Сперва я доехал на трансфере до Орска в Оренбургской области, а там уже пешком прошел российско-казахстанскую границу.
Ждать на границах пришлось семь часов. Народу пересекало границу много — в пешей очереди в тот день стояло человек двести пятьдесят, а очередь из автомашин растянулась километра на три.
В очереди, в основном, были мужчины, парни. Хотя были и целые семьи с детьми и домашними животными. Но, глянув на очередь, можно было сделать однозначный вывод — в подавляющем большинстве это люди, бегущие от мобилизации.
Впрочем, я обе границы прошел довольно быстро. Вопросов почти не было, даже не спросили, военнобязанный ли я. По моим наблюдениям, пропустили почти всех; разве что одного парня не выпустили, у которого был непогашенный штраф за что-то.
Вместе со мной границу пересекала девушка, родом, как и я, из Башкортостана, но сейчас живущая, по-моему, в Москве. Вот, у нее была повестка, как у военнообязанного медика. Но и ее пропустили без вопросов.
После пересечения границы мы с несколькими людьми взяли машину и доехали до города Актобе. Жилье нашли в городе с очень большим трудом, мест там нет, как, впрочем, и в других приграничных казахстанских городах. Сейчас я направляюсь в столицу страны, в Астану и намерен остановиться там. В другую страну перебираться не планирую.
Сколько я пробуду в Казахстане, пока не знаю. Полагаю, как минимум, несколько месяцев. Поскольку работаю я удаленно, думаю, с заработком у меня особых проблем не будет.
Вернуться в Россию, со временем, конечно, хотелось бы, но только при таких условиях — прекращение войны с Украиной и отставка Путина с поста президента. Это для начала. Дальше посмотрим.
Алексей, 35 лет, педагог. Самара — Алматы
Но когда за тобой ездят и собирают твой кал в чемоданчик, стоит задуматься
— Моментально решил уезжать. 21 числа была произнесена речь, очень быстро, никогда так быстро не собирался. Доверенность была написана молниеносно, какое-то минимальное количество денег, — и в путь. Являюсь преподавателем английского языка, поэтому найти работу квалифицированному сотруднику не составляет труда. Именно такие люди, как правило, и уезжают. В военном билете у меня вклеено мобилизационное предписание, в котором говорится, что явиться в военкомат я должен без какого-либо дополнительного оповещения повесткой. Я являюсь военнообязанным.
Никакого национализма нет в Казахстане, это брехня тех, кто никогда здесь не бывал, которые пытаются представить, что у нас враги
Сейчас я нахожусь в Казахстане. Выбрал эту страну, потому что максимально быстро без получения визы можно было въехать. В Уральске сейчас миграционный коллапс, все квартиры заняты. Местные людей размещали на вокзале, в кинотеатрах, на квартирах, чаще всего бесплатно. Никакого национализма нет в Казахстане, это брехня тех, кто никогда здесь не бывал, которые пытаются представить, что у нас враги. Жители Республики Казахстан отличные люди, с ними хочется находиться рядом, здесь ты чувствуешь себя безопасно. Я, когда приехал, по-другому задышал. Спасибо большое им, я всегда буду помнить, что жители Казахстана сделали для меня и продолжают делать вообще для россиян, которые уехали. Это трогает до слез, правда. Очень многие предлагают пустить бесплатно на несколько дней, я не могу настолько злоупотреблять гостеприимством чужим, поэтому уже снял квартиру за 2 000 тенге, это примерно 27 тысяч рублей.
Пока что планирую остаться здесь, потому что мне очень импонирует атмосфера, в которой я нахожусь. Алматы — это крупнейший образовательный центр, а поскольку я являюсь преподавателем, я получаю самый живой отклик относительно своего интереса, рассылки резюме по различным университетам. Не я выбираю работу, а работа выбирает меня. Поэтому хочу остаться здесь, закончить образование (PhD), хочу поблагодарить Казахстан за то, что страна сделала для меня. Хочется сказать гражданам Казахстана общий "рахмет" ("спасибо" — "Idel.Реалии").
Границу проходил Самара-Уральск, добирался на автобусе. 21 числа было еще не так много народу, мы простояли около часа на границе, прошли ее.
Радиф, 32 года, Бугульма — Батуми
Было немного досадно услышать от своей бабушки, что нечего скрываться и нужно защищать родину
Первой эмоцией было отрицание. Новости о мобилизации застали меня в отпуске, я на тот момент путешествовал по Грузии и Армении и как раз уже планировал возвращаться домой. Первые три дня не очень осознавал серьезность ситуации, думал, что мобилизация, наверное, правда частичная и не затронет лично меня и моих близких, так что можно возвращаться. Что-то понимать я начал тогда, когда увидел, что хостелы и гостевые дома в Грузии стали очень быстро под завязку заполняться людьми, которые с трудом перешли границу в Верхнем Ларсе, чтобы спастись.
Я не знаю, приходила ли мне повестка, поскольку в России я жил не по прописке. По адресу регистрации не было никого дома, чтобы ее получить. Я военнообязанный, но не служил, поскольку у меня астигматизм и отслаивалась сетчатка. В 2011 году медкомиссия решила, что я не годен, но сейчас это вряд ли помешало бы отправить меня на войну.
Я окончательно решил не ехать домой, когда мой товарищ из Москвы, который до последнего говорил, что не стоит паниковать, уехал в Узбекистан, рассказав, что семерым его коллегам пришли повестки. Сейчас я в Грузии. Сколько я здесь буду находиться, не знаю. Зависит от того, получится ли у меня тут как-то устроиться. Возможно, придется ехать куда-то еще.
Друзья и близкие отнеслись к моему решению с пониманием. Было немного досадно услышать от своей бабушки, что нечего скрываться и нужно защищать родину. Боюсь, что она просто не владеет достаточной информацией о том, что происходит в Украине. Думаю, что в ближайшее время не получится вернуться, так как маховик репрессий раскручивается всё сильнее. Конечно, хотелось бы жить на родине или хотя бы иметь возможность навещать близких. Сигналом к окончательному возвращению для меня может стать демонтаж нынешней системы, а для временных поездок домой — хоть какие-то гарантии безопасности.
- На момент написания текста Россия не закрыла границы, но слухи о том, что рано или поздно это произойдет, усиливаются с каждым днем.
- 21 сентября президент России Владимир Путин объявил о мобилизации "в связи с ситуацией в Украине". Власти называют её частичной, однако критерии в указе президента очень расплывчатые и по сути позволяют призвать любого гражданина, пребывающего в запасе.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.