19-20 августа в Чебоксарах впервые состоялся Всероссийский фестиваль тюркских народов "Тюрки России". По задумке организаторов — Министерства культуры РФ, Центра культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова, Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии, администрации Чебоксар — фестиваль создаст позитивный культурный образ России в мировом сообществе, поддержит межрегиональное культурное сотрудничество, сохранит национальные культурные традиции тюркских народов и объединит российское общество. Получилось ли это в реальности, разбирался корреспондент "Idel.Реалии".
С просветительской и культурно-развлекательной точек зрения фестиваль прошел на ура — он стал замечательным подарком чебоксарцам ко Дню города. Театрализованное представление, разбросанное по паркам, центральным улицам и концертным площадкам города, вместило в себя ярмарку с элементами пестрого восточного базара "Ожившие ремесла тюрков", праздник национального костюма "Наследие тюрков", соревнования по борьбе "Керǝш" и мастер-классы по плетению поясов и золотому шитью.
Участники фестиваля — творческие коллективы из 11 регионов России (более 200 человек) — порадовали зрителей великолепными костюмами, душевными песнями и гармоничными танцами. Со своей миссией — познакомить зрителей с культурой тюркских народов страны — они справились.
Подхожу к двум красавицам с тюркскими глазами в расшитых золотом платьях. Оказались ногайки. Альбина Суюнова и Альбина Кадырбердиева из села Растопуловка Астраханской области исполнили на открытии фестиваля танец "Чаулык биюф":
— Название нашего танца переводится как "Танец с платочками". Через творчество мы стараемся сохранять, возрождать национальную культуру и язык, — говорят девушки. — Родной язык ногайцы-карагаши не забывают — в нашем селе есть замечательная школа имени просветителя Абдулхамида Джанибекова (разработал наш литературный язык), где дети изучают ногайский.
В Чебоксары на фестиваль мы приехали с большим интересом, потому что хочется увидеть таких же, как мы, тюрков. Астрахань — многонациональна: у нас есть русские, азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы, татары — кого только нет. Россия разная, и все мы варимся в одном котле. Но наша тюркская внешность, схожие черты лица, обряды, обычаи, языки — это ключ к тому, что у нас есть общая история — ее нужно беречь, передавать из поколения в поколение.
Радужное настроение и у гостя из Абзелиловского района Башкортостана Иделя Хакимова. На фестивале "Тюрки России" он присутствует в качестве участника народного ансамбля танца "Йэшлек":
— Мы сами тюрки, поэтому грех не приехать на тюркский фестиваль и не представить свой великий башкирский народ, — говорит Хакимов. — Мы действительно похожи между собой. Татары даже слишком похожи на нас, а у других тюркских народов схожи языки — мы узнаем их, понимаем немного.
Всероссийский фестиваль тюркских народов, несомненно, укрепил дружеские связи между тюрками России и взаимообогатил их культуры. Разве не об этом мечтали министерские чиновники из Москвы и Чебоксар, прописывая цели в Положении о фестивале? Но ощутил ли себя каждый из тюрков "звеном непрерывной цепи российской культуры и истории в целом" — это вопрос. На взгляд стороннего зрителя со сцены фестиваля тюрки через искусство продемонстрировали свою нестираемую особенность, обособленность и громадный духовно-генетический потенциал, которые при малейшем дуновении "ветра перемен" могут оторвать их от славянского и финно-угорского миров.
ТЮРКСКИЙ МИР И РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ
На вопрос "Idel.Реалии", не возымеет ли фестиваль "Тюрки России" обратный эффект и не подтолкнет ли тюркские народы к независимости, попытались ответить модераторы круглого стола "Традиционная культура тюркских народов в общекультурном российском пространстве". Мероприятие, на которое были приглашены представители научного сообщества, государственных структур, общественно-культурных национальных объединений и другие, стало кульминацией фестиваля.
Первый заместитель директора, руководитель Центра культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Мери Русанова искренне удивилась вопросу:
— Откуда у вас такая мысль? Основная цель нашей деятельности заключается как раз в том, чтобы культуры объединяли нас. Помимо мероприятий, посвященных одной культуре, в данном случае тюркоязычного мира, у нас масса мероприятий, где представлены разные культуры. Даже в этом концерте участвовали русский коллектив, финно-угорский. Это сделано специально! Культура призвана объединять. Это самая благодатная почва для работы над объединением.
А вот небезызвестный в этнической проблематике специалист Владимир Зорин, член президиума Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН ответил, не раздумывая:
— А как отделиться тюркам от славянского и финно-угорского мира на территории нашей страны? Мы уже со времен образования государства живем вместе, и я думаю, что это такой даже вопрос святой. Общая численность тюркских народов в России более 16 миллионов человек, и они все давно интегрированы в общероссийское общество. Мы все вместе решаем сегодня двуединую задачу: содействие формированию общероссийского гражданского единства и этнокультурное развитие всех народов, населяющих нашу страну. И тюркские народы занимают здесь передовые позиции.
В своем докладе "Укрепление российской нации и тюркский мир" Владимир Зорин рассуждал о тонких этнических материях уверенно и безапелляционно.
Стремимся к тому, чтобы этнополитика нашего государства была наполнена глубинным содержанием
— Национальную политику часто критикуют за то, что она носит характер танцевальный (фестивали) и пожарный (ликвидация конфликтов), а все, что между этим остается вне поля нашей деятельности, — отмечал Зорин. — В последние годы мы это исправляем и с помощью Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, и с помощью Администрации Президента. Стремимся к тому, чтобы этнополитика нашего государства была наполнена глубинным содержанием.
Владимир Зорин заявил, что "когда мы говорим об укреплении единства нашего гражданского самосознания, общероссийской гражданской нации, мы всегда должны помнить, что это не только 193 народа, но и целые пласты цивилизационных традиций и культур".
— Пять лет назад мы приняли Стратегию государственной национальной политики до 2025 года, — напомнил Зорин. — Она провозгласила пять целей, среди которых содействие формированию общероссийского гражданства и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и содействие этнокультурному развитию всех народов, населяющих нашу страну. Целью и задачей государственной политики национального строительства является сохранение и укрепление российского общества как гражданской нации во всем многообразии культур и языков, создание условий для дальнейшего укрепления и развития многонационального народа Российской Федерации, общероссийского патриотизма, гармонизация межнациональных отношений, создание механизмов поддержки этнокультурного развития народов России.
Пять лет назад мы с вами в результате общего обсуждения по стране договорились, что многонациональный народ Российской Федерации — это российская нация
Зорин также отметил, что после заседания Совета по межнациональным отношениям в Астрахани в октябре прошлого года "развернулась дискуссия в обществе, а что такое российская нация, можно ли ее создать искусственно, что понимают ученые под этим понятием".
— Определенные силы эту дискуссию навязали, иногда мы ее называем виртуальной, потому что пять лет назад мы с вами в результате общего обсуждения по стране договорились, что многонациональный народ Российской Федерации — это российская нация, — констатировал Владимир Зорин. — Может быть, с точки зрения высокой науки это не совсем тождественно, но для нас, для простых людей, очень важно. Я украинец, я аварец, я чуваш, я даргинец, но все мы являемся россиянами, принадлежим Российской Федерации.
По словам Зорина, термин "российская нация" "ни в коем случае не противоречит и не снижает понятие нации как этноса".
— Мы все остаемся представителями своего народа, но в то же время все вместе являемся представителями российской гражданской нации, — сказал Зорин. — Иначе интересно получается: национальная олимпийская сборная есть, а нации нет, национальные государственные интересы есть, а нации нет, национальные проекты есть, а нации нет. Думаю, это понятно большинству наших людей, и очень надеюсь, что в будущем мы определимся с этим и с точки зрения законодательной позиции. Мне очень нравится выражение, что Россия — это нация наций. Оно объективно отражает момент.
"РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ" — НАЧАЛО КОНЦА?
Понятно ли большинству людей, что без российской нации нам не обойтись, можно проверить на месте. Участница фестиваля и круглого стола татарка Альфинур Дибаева — руководитель народного ансамбля "Лейсан" из Оренбургской области.
Ее ансамблю 20 лет, это яркий самобытный творческий коллектив, в репертуаре которого сочетаются жанры современного музыкального искусства и признанные образцы фольклора татарского народа. Что она думает по поводу строительства российской нации?
Я не против России, не против быть россиянкой, но я против одной нации. Я татарка и я буду татаркой.
— На круглый стол пришла, чтобы послушать специалистов. Я вообще хотела услышать больше, но мне не понравилось, прямо скажу, что хотят объединить российский народ в одну нацию, — подчеркнула Дибаева. — Как можно нас объединить, если мы все разные нации? Я против этого. У каждой нации свои традиции, свои обычаи, свой язык. Вариант "нация наций" абсолютно не устраивает. В российской нации все наши нации растворятся. Я не против России, не против быть россиянкой, но я против одной нации. Я татарка и я буду татаркой, буду всегда представлять татарскую нацию. Буду прививать татарский язык своим внукам и, дай Бог мне жизни, своим правнукам. А как я буду учить татарскому языку, если у нас будет российская нация? Какой язык будет национальным?
По ее словам, "мы жили дружно и дальше будем жить дружно без российской нации".
Введение термина "российская нация" повлияет на людей на уровне самосознания, психологии, языка, культуры и воспитания детей. Боюсь, что мы растворимся в российской нации.
— Зачем нас объединять в одну нацию? В Америке же живут разные нации, и все они американцы. Почему мы не можем быть просто россиянами? Я не хочу быть представителем российской нации, я татарка и представляю татарскую нацию. Введение термина "российская нация" повлияет на людей на уровне самосознания, психологии, языка, культуры и воспитания детей. Боюсь, что мы растворимся в российской нации. Уже в татарских школах оставляют татарский язык как факультатив. Например, когда я училась, у нас все предметы велись на татарском языке. При этом думаю, что я не хуже своих детей знаю русский язык. Мне до глубины души обидно за родной язык. Что такое факультатив? Это значит, что ты изучаешь язык поверхностно, — заявила Альфинур Дибаева.
Российская нация — это то же самое, что советский народ: мы возвращаемся назад и можем повторить судьбу Советского Союза
Для нее формирование российской нации означает "приоритет русского языка и русской культуры, поскольку факультативное обучение родному языку — это шаг к российской нации". "Российская нация — это то же самое, что советский народ: мы возвращаемся назад и можем повторить судьбу Советского Союза", — резюмировала Дибаева.
К разговору присоединилась руководитель фольклорно-этнографического ансамбля ногайцев-карагашей "Дослык" (Дружба) из Астраханской области Эльвира Хасанова:
— Видимо, боятся, что каждая нация будет отстаивать свои права, свой суверенитет. Но почему же этого не должно быть? Сейчас самосознание народов стало выше, они хотят приобрести суверенитет, а что останется у России? Только "Золотое кольцо"? Ногайцам вообще не дают организовать свою суверенную территорию. У нас есть Ногайский автономный район в Дагестане, но нам не разрешают объединиться с астраханскими ногайцами — препоны ставят. Нас это тоже беспокоит — почему так поступают с нашим народом? Со времен Екатерины притесняли за Ногайскую Орду, с 1943 по 1987 годы всех ногайцев записывали татарами, сегодня хотят забрать ногайские степи у коренного населения, чтобы присоединить к Ставропольскому краю. А ведь у нас есть ресурсы, чтобы быть Ногайской Республикой в составе Российской Федерации...
***
С острыми углами получился круглый стол у тюрков России, приехавших в Чебоксары на первый Всероссийский фестиваль тюркских народов. Очевидно, нерешенные этнические проблемы и претензии, тесно переплетающиеся с политическими коллизиями, не скроешь за красивыми нарядами, просветительскими экскурсами и новомодными категориями. Возможно, в будущем фестиваль "Тюрки России" все же станет образцом деполитизации этнокультурного движения народов страны.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.