Ссылки для упрощенного доступа

Отрицание общей родины у татар, по меньшей мере, некорректно


Максум Акчурин
Максум Акчурин

Статья "У татар не нашли общей родины", опубликованная в конце прошлого года, спровоцировала дискуссии вокруг происхождения татарского этноса и вновь подняла вопрос о степени единства татарской нации. "Генетические портреты" трех групп татар — крымских, поволжских и сибирских, — созданные по результатам исследования их Y-хромосомы, оказались очень разными. Это не подтверждает гипотезу ученых об общем происхождении всех татар из единой средневековой популяции." Подобное утверждение в Казани восприняли болезненно, ведь сибирские татары считаются субэтносом татар, и во время переписей населения они включаются в состав татарского народа. Администратор татарского ДНК-проекта Максум Акчурин в интервью "Idel.Реалии" объяснил, почему не стоит воспринимать подобного рода статьи всерьёз.

"ЗАЯВЛЯТЬ, ЧТО ГЕНЕТИЧЕСКИ ЭТО ОДИН ЭТНОС, А ЭТО ДРУГОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕПРАВИЛЬНО"

— Федеральные СМИ нечасто пишут об истории татар. А тут статья с таким политизированным заголовком. Насколько вообще корректно так писать?

— Абсолютно некорректно. Я общался с авторами и участниками исследований, о котором написали ваши коллеги, — Еленой и Олегом Балановскими, Анастасией Агджоян, Надеждой Маркиной, и я не со всеми выводами готов согласиться. Тем не менее, стоит их поблагодарить за то, что они вступили в дискуссию, — они утверждают, что удивлены такому заголовку, который поставили редакторы издания. Отвечая на вопросы, подтвердили, что на основе данных генетических исследований нельзя делать выводы по отделению одного этноса от другого и в частности пояснили, что они не утверждали, что крымские, волго-уральские и сибирские татары — это разные этносы. Но заголовок же и стиль, в котором была написана сама статья, наделали много шуму. Вообще, многих читателей возмутили не столько обнаруженные результаты, а то, с какой стороны их решили преподнести.

На основе данных генетических исследований нельзя делать выводы по отделению одного этноса от другого. Они не утверждали, что крымские, волго-уральские и сибирские татары — это разные этносы.

Заявлять, что генетически, допустим, это один этнос, а это другой — категорически неправильно. Речь может идти лишь о разнообразии генофондов – явлении, характерном для абсолютного большинства современных более-менее крупных этносов. А вот принадлежность к этносу определяет этническое самосознание.

На самом деле в науке нет окончательного определения понятия "этнос". Некоторые ученые вообще отрицают само его существование – в основном американские. Но мы всё-таки исходим из того, что он есть. Ведь любой из нас без доли сомнения на вопрос о том, какая у тебя национальность, скажет: например, я – татарин, хотя бы потому, что у меня мама и папа – татары.

Но с другой стороны, наука не может выделить ни одного универсального критерия принадлежности к этносу, подходящего для всех случаев. Язык, антропологические особенности, культура, религия для одних этносов могут быть отличительными признаками, а для других – нет, всё зависит от особенностей формирования каждого конкретного этноса. Это же утверждение относится, в том числе, и к генетическим признакам. Уникальность этноса составляет как раз сочетание всех этих качеств.

ЕЩЕ НЕДАВНО РОДСТВО ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ ИМЕЛО ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ

— Многим тема ДНК становится интересной. В прошлом году немалое количество пользователей социальных сетей поделились у себя в аккаунтах роликом "The DNA journey", в котором показано, как люди бывают шокированы, когда они узнают, кто они на самом деле. У людей есть интерес к ДНК-тестам? Для чего они тратят свои средства на это?

— Существует много направлений генетических исследований, например, медицинское. Но для большинства участников нашего проекта или соучастников, которые за ним следят, интересно использование результатов ДНК-тестов в области генеалогии, этногенеза и различных исторических реконструкций.

Принадлежность к этносу определяет этническое самосознание

По большому счету в данном аспекте ДНК-тесты показывают только родство с другими людьми. Любой дальнейший анализ делается на основе сравнений. Т.е. мы можем выяснить, являются ли конкретные люди между собой родственниками. Это очень эффективный инструмент при изучении генеалогий родов или фамилий. Но также у нас появляется возможность выяснить происхождение своих далеких предков и пути древних миграций. Здесь сравнение выполняется поиском далеких родственников в мировых базах данных.

— Какие виды тестов существуют?

Тест Y-хромосомы, которая имеется только у мужчин, определяет родство по прямой мужской линии (Y-хромосома передается практически в неизменном виде от деда к отцу, от отца к сыну) – это самые распространенные тесты. Они наиболее очевидны, и инструменты сравнения наиболее проработаны. А для татар, как и других тюркских народов, знание своего шәҗәрә (родословной) когда-то являлось важной традицией. Для исторических реконструкций это также очень интересный инструмент, который во многом помогает исследователям. В нашем еще недавнем историческом прошлом родство по прямой мужской линии имело очень большое значение: по наследству передавались сословная, родовая или фамильная принадлежности, которые обуславливали права на власть или собственность, социальный статус. Практика показывает, что при изучении генеалогий татарских родов, в первую очередь, учитываются сословные различия: служилое, ясачное, тептяри и т.п. Для некоторых групп татар, чаще у тех, кого принято называть мишарями, характерно наличие старинных фамилий, которым более 300-400 лет, есть и еще более старые – это значительно упрощает исследования, когда непрерывная родословная неизвестна. Тогда для определения принадлежности к старинному роду можно основываться только на фамилии.

Тест митохондриальной ДНК определяет родство по прямой женской линии. Это наименее востребованный тест, потому что данное родство очень тяжело отследить.

По аутосомному набору татары между собой во многом близки, несмотря на огромные различия по Y-хромосоме

Также показывает родство тест аутосом. Проверка аутосом — очень любопытный тест. Так, математически наш предок по единственной прямой мужской линии, например, живший тысячу лет назад, оставит всего лишь тысячные доли процента в наших генах. Но, в отличие от Y-хромосомы, аутосомы показывают весь генетический спектр, который мы получили от всех наших предков по всем линиям: отцовским и материнским. Единственное, по результатам аутосомных тестов невозможно определить по какой линии существует родство – по женской или мужской. Как выясняется, по аутосомному набору татары между собой во многом близки, несмотря на огромные различия по Y-хромосоме. Аутосомы, как правило, коррелируют с географией длительного места проживания предков, и это тоже сказывается на общей картине.

— Хорошо, человек сделал в лаборатории ДНК-тест и получил какой-то результат — что дальше? Как делаются сравнения полученных результатов?

— Необходимо сказать, где и как проводится коммерческое тестирование. Основной компанией является FTDNA, при лаборатории создан Татарский ДНК-проект (он называется "Idel DNA Project"), в котором объединили свои результаты протестировавшиеся в этой лаборатории. Большинство ДНК-тестов татар сделано именно в этой лаборатории. Несколько лет назад появилась компания YSEQ, при которой также создан наш проект, но пока там мало участников. В основном, это те клиенты FTDNA, которые решили сделать дополнительный детальный тест за меньшую цену, но есть там и свои ограничения.

Сравнение и анализ – это самый важный этап в собственно исследовании, которое порою бывает сравнимо с целым расследованием. Сейчас в интернете кроме открытых проектов известных коммерческих лабораторий FTDNA и YSEQ доступны несколько популярных порталов с шикарными базами результатов ДНК-тестов со всего мира – они представляют собой мощнейшие инструменты анализа. Отдельно выделю Gedmatch, YFULL, Semargl. Программные инструменты анализа разрабатываются и продвигаются зачастую энтузиастами, которые стали настоящими профессионалами в этом новом направлении. Не думаю, что какая-нибудь научная лаборатория сможет похвастаться похожими аналитическими инструментами, потому что не обладает таким массовым охватом. Ценность этих проектов повысилась благодаря еще двум важным обстоятельствам.

Нашлись люди, которые загрузили результаты аутосомных тестов древних ДНК на портал Gedmach, теперь любой человек их можно сравнивать со своими результатами

Во-первых, в последние годы появилось несколько качественных зарубежных научных публикаций. В отличие от многих, авторы этих публикаций результаты проделанных ДНК-тестов своих научных выборок сделали доступными, а среди них есть и результаты тестов представителей многих коренных народов Поволжья, Урала и Сибири. Так вот, команда портала YFULL обработала эти результаты и выложила данные в общедоступную базу, чем значительно ее обогатила.

Во-вторых, опять же зарубежные научные лаборатории сделали доступными результаты ДНК-тестов останков древних людей, в том числе, из могильников степных археологических культур. База древних ДНК постоянно расширяется. Нашлись люди, которые загрузили результаты аутосомных тестов древних ДНК на портал Gedmach, теперь любой человек их можно сравнивать со своими результатами.

С той степенью тестирования, которая на сегодняшний день наиболее распространена, с более-менее надежной достоверностью можно судить о времени жизни общих предков в пределах только нескольких тысяч лет назад

Обнаружив в базах далеких родственников, можно смоделировать маршруты древних миграций наших предков. Но тут возникает еще один непростой вопрос: а какова же степень родства с обнаруженными далекими родственниками? Есть такое понятие – время жизни ближайшего общего предка или TMRCA. С той степенью тестирования, которая на сегодняшний день наиболее распространена, к сожалению, с более-менее надежной достоверностью можно судить о времени жизни общих предков в пределах только нескольких тысяч лет назад. Для более точного вычисления требуются дополнительные тесты.

380 УЧАСТНИКОВ ТАТАРСКОГО ДНК-ПРОЕКТА: НАРОД НЕОДНОРОДЕН ПО СВОЕМУ ПРОИСХОЖДЕНИЮ

— Сколько человек уже приняло участие в проекте "Idel DNA Project"?

— В Татарском ДНК-проекте при FTDNA сейчас более 380 татар, сделавших тест Y-хромосомы. Всего же, включая другие проекты и лаборатории, протестировано около 430 татар, о которых нам известно. Их число постоянно растет. Абсолютное большинство – это татары, которых принято называть "казанскими", и татары, которых принято называть "мишарями". В действительности предки многих из них живут вместе не одну сотню лет в смешанных районах, посему подобное разделение достаточно условное. Иногда мы говорим, что какие-то татары – это "мишари" лишь потому, что их предки назывались мещеряками – служилыми татарами, чьими исконными историческими областями являлись мещерские уезды (в первую очередь, это современные территории Мордовии, Рязанской, Нижегородской, Пензенской областей). Формировались эти два татарских субэтноса в разных исторических условиях, что отразилось на результатах ДНК-тестов. Есть в проекте несколько сибирских, крымских, а также польско-литовских татар.

— Кто может принять участие в Татарском ДНК-проекте?

— Любой желающий. Люди тестируются в частном порядке, и мы просим опубликовать свои результаты на специальном сайте. Исследования проходят в лаборатории в Хьюстоне, США, т.к. в России пока исследовательских центров подобного уровня, к сожалению, нет.

— И сколько стоит такой тест?

— В американской компании Family Tree DNA (FTDNA) есть разные варианты заказов для Y-хромосомы в зависимости от глубины теститорвания на 12, 25, 37, 67, 111 STR-маркеров и полногеномное исcледование Big-Y. Мы рекомендуем начинать с заказа на 37 маркеров. Он стоит 149 долларов. С учетом доставки — 160, т.е. по нынешнему курсу чуть больше 9 тысяч рублей. Результаты приходят в течение 1-2 месяцев. Именно этот тест даст более-менее определенное понимание результатов, хотя могут потребоваться и дополнительные тесты. Многое зависит от наличия или отсутствия родственников в базах данных.

— Если ученые признают, что генетика и этничность никак не связаны, что дают результаты ДНК-тестов для изучения этносов, в частности, татар?

Любые этнические вопросы могут вызвать множество споров и очень легко превращаются в идеологические или политические

— У меня, как у одного из администраторов Татарского ДНК-проекта, есть возможность видеть результаты тестов всех участников проекта, причем, многие участники сделали себе углубленные тесты (все результаты доступны на сайте проекта). Большинство участников владеет информацией о своих предках, живших в XVII-XVIII веках, их происхождении и местах начального проживания, что придает таким ДНК-тестам большую ценность для дальнейшего анализа.

Конечно, для полной картины этих данных пока недостаточно. Но за несколько лет существования проекта у нас накопился определенный опыт работы с базами и инструментами известных ДНК-порталов, о которых я упомянул. Весь вопрос заключается в том, в каких аспектах мы хотим использовать информацию о ДНК. На самом деле изучаются два основных аспекта:

1-й аспект. Можно увидеть, из каких компонентов складывался этнос на этапе своего формирования. Особенность этногенеза татар (и казанских, и мишарей) в том, что сами по себе они очень неоднородные по своему происхождению. Это было отмечено специалистами еще задолго до появления генетических исследований.

Сразу оговорюсь, что изучение этногенеза и этнической истории, т.е. происхождения и развития этносов – это одна из самых сложных и в то же время важных научных дисциплин, находящаяся на стыке множества других дисциплин (истории, археологии, лингвистики, антропологии и др.), которые нельзя игнорировать. Мы ведь все прекрасно понимаем, что любые этнические вопросы могут вызвать множество споров и очень легко превращаются в идеологические или политические. Поэтому каждый исследователь должен понимать степень ответственности и не гоняться за сиюминутными сенсациями. К сожалению, такие явления не редкость. Особенно это касается использования ДНК-исследований в изучении этногенеза, которое требует кропотливой и выверенной работы.

2-й аспект. Можно проследить источники внутренней миграции, которая со второй половины XVI века стала носить массовый характер. Сначала мишари заселили собственно свои коренные уезды (Темников, Кадом, Шацк, Арзамас). А далее в течение XVII-XVIII веков и служилые и ясачные татары заселяют огромные территории на юг и восток до Сибири. Причем, у локальных групп татар наблюдаются свои особенности, и нам уже иногда удается вычислить, например, что отдельные тептяри Башкортостана являются переселенцами из бывших Свияжского или Буинского уездов, или, например, некоторые татары Байлярской волости (Менделеевский, Агрызский районы) являются потомками каринских татар. Иногда очень четко прослеживаются миграции мишарей (темниковских, кадомских, алатырских татар) в Закамье и на территории Уфимского уезда. Они имеют свои характерные особенности.

Отдельные тептяри Башкортостана являются переселенцами из бывших Свияжского или Буинского уездов

Имеющиеся на сегодняшний день данные окончательно пока не позволяют раскрыть оба перечисленных выше аспекта. Есть понимание только по отдельным родственным линиям. Находки по 2-му аспекту часто подкрепляются документами, родословными, семейными легендами – они бывают очень интересными и информативными. Но 1-й аспект, касающийся этногенеза, ввиду большей неопределенности, в первую очередь, в оценке времени жизни ближайших общих предков с обнаруженными родственниками из других этносов и недостаточной базы образцов, является самым сложным. Он требует осторожных оценок. Мы пока находимся на стадии накопления информации.

— Если результаты ДНК-тестов – являются строгими научными данными, то почему так много различных мнений и версий?

— Дело в том, что большинство известных результатов и из коммерческих и из научных лабораторий не являются настолько детальными, чтобы дать корректную оценку времени жизни общих предков. Например, популяционные генетики часто оперируют гаплогруппами и вычисляют их доли в различных популяциях – это крупные родственные группы или подгруппы, возраст формирования которых не менее 6-15 тыс. назад. Для изучения этногенеза современного этноса этого недостаточно, здесь нужна более точная информация, которая требует специальных углубленных тестов. Ведь для понимания происхождения этноса нас больше интересует состав компонентов, из которых складывался этнос в последние более осязаемые 500-1500 лет.

Для понимания происхождения этноса нас больше интересует состав компонентов, из которых складывался этнос в последние более осязаемые 500-1500 лет

Возьмем для примера гаплогруппу J2a, которую часто называют ближневосточной, предполагая, что предки вышли из Ближнего Востока. Да, возможно предки большинства носителей гаплогруппы J2a многие тысячелетия назад жили на Ближнем востоке, но за такой длительный период носители этой гаплогруппы распространились от Британских островов до Внутренней Монголии и даже Камчатки. Так вот, допустим, мы обнаружим носителя J2a среди татар – это ведь строго научный результат, в принципе, нет оснований не доверять признанным лабораториям. А далее следует вопрос, на который далеко не всегда дают ответ: с какой именно волной древней миграции эти носители прибыли в Поволжье? С Кавказа, с Балкан или с Алтая?

Точно такое же широкое географическое распространение имеют характерные как для татар, так и для других евразийских народов гаплогруппы N1c, R1a, R1b. Только лишь когда будут массово сделаны детальные тесты, более точно определяющие возрасты общих ближайших предков, многие вопросы отпадут сами собой.

Наши знания не стоят на месте. Если несколько лет назад у нас было представление о предках с возрастами 6-15 тыс. лет, то сейчас этот период сократился до 2-4 тыс. лет назад, по отдельным линиям есть более точная информация до 1500 лет назад и даже еще меньше. Но и этого тоже пока недостаточно. За этот период, видимо, происходили не всегда известные, но значительные исторические события, повлиявшие на распространение потомков. Из последних примеров: один татарский род из Зеленодольского района попадает в европейскую родственную группу с возрастом жизни ближайшего общего предка чуть менее 2000 лет назад. Она обозначена как R1a-YP418, характерна, например, для русского населения. Но в эту же группу попали и финны, и болгары. И скорее всего к этой группе можно отнести некоторых ногайцев и литовских татар. Где жил их общий предок? Кем он был? Как случилось, что его потомки так далеко разбрелись и влились в совсем неродственные этносы? Всё это остается загадкой. Но с другой стороны, утверждать, что этот род основан некими "отатаренными" в период Казанского ханства пленными славянами, мы уже не имеем права – пока нам не предъявят значительно более близких общих предков.

Лишь когда будут массово сделаны детальные тесты, более точно определяющие возрасты общих ближайших предков, многие вопросы отпадут сами собой

И потом не надо забывать – перед нами картина генофондов современных людей, но как выглядели исчезнувшие средневековые или древние народы? Справедливости ради надо сказать, что отдельные лаборатории научились делать тесты древних ДНК, возможно, в ближайшем будущем мы получим более определенное представление о древних народах. Обнаруженные ДНК древних образцов сейчас широко обсуждаются и некоторые из них предварительно близки к современным татарам.

Один из наших администраторов Асхат Каримов обратил внимание на то, что недавно вышла статья А.А. Клесова и Т.Г. Фалеевой, в которой были показаны результаты ДНК-тестов из курганов хазарских захоронений. Некоторые специалисты предполагают, что приведенные там результаты относятся к гаплогруппе R1a-Y57, которая встречается у татар Самарской области.

— У вас в проекте несколько сотен человек. Вы можете сказать от кого происходят татары?

— Пока мы видим, что определенную долю предков татар составляют представители древнего населения Восточной Европы домонгольского и дотюркского периодов. Они попадали в Поволжье на протяжении нескольких тысяч лет разными путями: из Европы (Скандинавия, Центральная и Южная Европа), Ближнего Востока, Северного и Южного Урала, Северной и Южной Сибири... Они могли быть кем угодно: земледельцами, охотниками, скотоводами, могли говорить на совершенно разных языках, более того - сменить не один раз свои языки. Естественно, эти миграции письменными источниками не зафиксированы. Эти древние жители стали предками для многих современных народов Евразии, в том числе, и для большинства народов Поволжья и Урала.

Определенную долю предков татар составляют представители древнего населения Восточной Европы домонгольского и дотюркского периодов

Если сравнивать с населением Европы или Сибири, то время жизни общих предков по мужской линии часто выпадает на период 2-4 тыс. лет назад. Значит, большинство из этих миграций происходили как раз в этот период. Как мы видим, европейцы еще с древних времен освоили восточные территории вплоть до Урала, причем, как лесные, так и степные пространства. Древними европейцами, скорее всего, были предки представителей подветвей таких гаплогрупп как I1, I2a, R1a-M458, R1a-Z280, R1b-L51, частично E1b-V13. Древними пришельцами из Сибири являются предки многочисленных подветвей гаплогруппы N1c1 и гаплогруппы N1с2-Y3185 (по старой классификации N1b-E). Эти доисторические периоды являются общими для многих евразийских народов. Отмечу здесь, что сравнение по аутосомам ДНК древних людей зачастую показывает наибольшую близость древних обитателей степей Афанасьевской, Ямной, Андроновской археологических культур бронзового века именно к татарам, причем и к казанским, и к мишарям.

Появление древних тюрок в Поволжье и Причерноморье, в первую очередь, включило в свой состав массы местных скотоводов. Возникновение тюркских политических образований в I тысячелетии могло вовлечь в свои популяции представителей соседних автохтонных этносов. Видимо, с распространением тюркской экспансии в Среднее Поволжье многие степные автохтоны уже стали тюрками. Похожая ситуация складывалась в других степных и околостепных ареалах в Причерноморье и за Уралом, и подтверждением этим выводам является вышедшая в 2014 году большая работа Баязита Юнусбаева, посвященная исследованию тюркского генофонда. Следы восточных пришельцев также можно обнаружить по Y-хромосоме среди участников нашего проекта. Причем, восточные пришельцы достаточно разнообразны в плане обнаруженных гаплогрупп и их подветвей.

С распространением тюркской экспансии в Среднее Поволжье многие степные автохтоны уже стали тюрками

Есть еще в нашем проекте определенная доля участников, чьи родственники по Y-хромосоме в мировых базах пока отсутствуют, они, если так можно выразится, реликтовые линии. Да, мы знаем их гаплогруппы: J2a, E1b, R1a-Z93, L1, G2a, G1, С2, O, Q1a и Q1b, но версии о маршрутах миграций их предков и времени появления остаются на уровне догадок.

Пока среди всех участников проекта не удается выявить какие-то явно доминирующие группы. Каждая группа в лучшем случае объединяет по несколько человек, иногда по одному, за редким исключением некоторых более многочисленных мишарских групп J2b, Q1b или, например, татар Гарейской волости I1-M227. Таких отдельных групп уже несколько десятков и каждая требует отдельного изучения. В генофонде татар отражены следы многочисленных и разнонаправленных древних миграций. По совокупности получается, что дотюркских автохтонов больше.

В генофонде татар отражены следы многочисленных и разнонаправленных древних миграций. По совокупности получается, что дотюркских автохтонов больше.

Обобщения делать еще рано: пока слишком много допущений, и много факторов требуют уточнений. Тем более сделать окончательные выводы по этногенезу, основываясь только на данных ДНК, без привлечения других научных дисциплин – невозможно. Но еще раз повторюсь, что все перечисленные предки есть в каждом из нас и они все они отражены в наших аутосомах, хотя по прямой мужской линии они могут быть совершенного различного происхождения.

ТАТАРЫ СФОРМИРОВАЛИСЬ КАК НАРОД В ПЕРИОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ, А ЧУВАШИ И БАЛКАРЦЫ - НАМНОГО РАНЬШЕ

— Что-то еще можно прояснить об особенностях этногенеза татар, кроме того, что у них очень разнообразный генофонд? В каком направлении продолжать исследования и как делать выводы?

— Действительно, наш генофонд очень разнообразный без явных доминирующих групп. Но в анализе, как я уже говорил, важен вопрос о датировках. Какой временной период является точкой отсчета начала существования татарского этноса? 500 лет или 1500 лет? Это пока дискуссионный вопрос, но никак не больше. Смена этнической идентичности – это скрытый процесс, историческими источниками он явно не описывается. Считается, что новый этнос возникает, как правило, в результате смешения различных этнических групп. Правда, бывают исключения, когда допустим какая-то часть этноса откалывается и попадает в другие исторические условия.

В идеале мы должны с помощью ДНК попытаться оценить время, когда произошли и завершились наиболее поздние вливания новых компонентов, являвшихся некогда другими этническими группами, и источники их миграции. При этом мы должны не просто количественно и качественно набрать свою татарскую базу ДНК, но и видеть данные по всем народам - соседним и далеким, которые могли участвовать в этногенезе: в особенности местные поволжские и ближайшие тюркские.

Генетические компоненты отражаются в наших аутосомах, которые в целом у всех татар одинаковые

Сложившуюся ситуацию для татар смоделировать можно следующим образом: на протяжении нескольких тысяч лет на территорию Поволжья прибывали разные группы переселенцев, естественно они каким-то образом взаимодействовали, смешивались, участвовали в создании различных археологических культур и по прошествии какого-то времени становились автохтонами, причем, были уже неоднородными. Затем, в исторически обозримом прошлом вследствие различных событий появлялись новые группы пришельцев. Необязательно они были многочисленными, но они могли доминировать в военном, политическом и культурном плане. Эти пришельцы приносили новые языки и новое мировоззрение. В орбиту влияния новых образованных этносов могли попадать какие-то другие автохтонные группы. В результате этих сложных этнических процессов формировался новый этнос. Все эти генетические компоненты отражаются в наших аутосомах, которые в целом у всех татар одинаковые.

Опять приведу некоторые выводы из работы Баязита Юнусбаева — не берусь оценивать их точность, но многие специалисты их подтверждают. Он сравнивал аутосомы западных тюркских народов и их нетюркских соседей с четырьмя этносами Южной Сибири и Монголии: это тувинцы, монголы, буряты и эвенки. У всех тюркских народов отмечаются следы восточных миграций, которые более значительны по сравнению с их нетюркскими соседями. Вклад этих миграций у всех разный – у кого-то больше, у кого-то меньше, но как раз именно он и отличает тюркские народы от нетюркских. Из нетюркских этносов исключение составляют калмыки и марийцы(!), у которых обнаруженные следы восточных миграций сопоставимы с тюркскими. Автором было обнаружено несколько волн тюркской экспансии. Так, он вычислил, что последняя примесь у современных татар, башкир, казахов, узбеков и кыргызов произошла в XIII-XIV веках. При этом отметил, что эти народы разговаривают на тюркских языках, относящихся к кыпчакско-карлукской языковой группе.

Последняя примесь у современных татар, башкир, казахов, узбеков и кыргызов произошла в XIII-XIV веках

Для сравнения интересна ситуация у северокавказских тюрков. Для балкарцев обнаруживается примесь, произошедшая в VIII веке – т.е. это влияние ранних тюрков, зато наболее поздняя примесь была у кумыков в XV-XVI веках и у ногайцев в XVI-XVII веках. А вот у чувашей этот период выпадает на IX век. Тут стоит подчеркнуть, что татары уже как этническая популяция сформировались в период, который совпал с ордынским периодом и связанным с ним новой тюркской экспансией потомков восточных кыпчаков и карлуков. В то время как на чувашей и балкарцев золотоордынское влияние, видимо, никак не сказалось, у них зафиксировались следы более ранней тюркской экспансии.

Датировки последних примесей у тюркских народов (синие отрезки) общих с населением Южной Сибири и Монголии на временной шкале
Датировки последних примесей у тюркских народов (синие отрезки) общих с населением Южной Сибири и Монголии на временной шкале

Любопытные комментарии по анализу некоторых аутосом татар, используя свои математические алгоритмы, cделал Сергей Козлов. В одном из последних комментариев он выделил, что в общем этнофоне древних предков проанализированных им на сегодняшний день мишарей преобладает восточноевропейский компонент. На первом месте по сумме общих сегментов находятся чуваши, рядом марийцы и мокша. А если брать более поздние смешения, то в них у мишарей на первом месте выделяются литовские татары, затем крымские татары. Еще интересно, что общих сегментов у мишарей больше с монголами, чем, например, с казахами и узбеками.

У мишарей общих сегментов больше с монголами, чем, например, с казахами и узбеками

В итоге получается, что одна из задач, которую могут помочь решить ДНК-исследования, это выяснить, какие среди начальных компонентов являлись уже укоренившимися на данной территории и к каким археологическим культурам они относились, а какие являются последними пришельцами, которые собственно и повлияли на окончательное формирование татарского этноса или, если быть точнее, его субэтнических групп.

О ФИННО-УГРАХ, БАШКИРАХ И БУЛГАРАХ

— Часто можно услышать, что татары – это отатаренные финно-угры. Опять же ссылаются на генетиков. Насколько это соответствует действительности?

Во-первых, сами финно-угры, если под ними понимать поволжские народы, разговаривающие на финно-угорских языках (удмурты, марийцы, мокша, эрзя, карелы, коми и др.), между собой могут оказаться совсем не родственными и также имеют очень сложное происхождение. Во-вторых, в какой период по мнению авторов этих высказываний должен был проходить так называемый процесс "отатаривания"? В эпоху Золотой Орды или Казанского ханства? От некоторых даже можно услышать, что "отатаривание" происходило в XVII веке.

В действительности тут всё просто: на основании ДНК-анализа только тогда можно утверждать, что был процесс отатаривания, когда нам предоставят информацию о массовых фактах родства татар и, условно говоря, удмуртов с временем жизни общих предков, выпадающих на период XIII-XVII веков. Пока таких фактов еще никто не смог показать. Да и вряд ли покажут, поскольку доля якобы считающихся "финскими" компонентов по мужской линии родства не такая уж большая. Хотя безусловно общие предки со всеми соседними народами и не только финно-угорскими у нас есть. Но в большинстве случаев общие предки пока попадают в категорию "этнофона" с возрастом жизни более 1500 лет назад и глубже — вплоть до палеолита.

Поволжские народы, разговаривающие на финно-угорских языках, между собой могут оказаться совсем не родственными и также имеют очень сложное происхождение

Можно добавить, что существуют отдельные линии, в которых есть общие предки именно с современными финнами, возраст предков которых менее 1500 лет. Что интересно, в родственных параллельных ветках вместе с финнами находятся башкиры из одной научной выборки и даже казах. Тут можно отметить, что, видимо, происходили какие-то события, при которых эти предки попадали не просто в тюркскую среду, а в кочевую, если мы считаем башкир кочевниками.

— Как выглядели булгары?

Возникновение Волжско-Булгарского государства связано, в первую очередь, с тюрками, пришедшими в Среднее Поволжье из Причерноморья и Северного Кавказа. Но как они выглядели? Если говорить о предположительных тюркских пришельцах из восточноазиатских степей, то пока у нас нет возможности каким-то образом их отличить от более поздних восточных миграций. Результат одного казанского татарина из Западного Закамья R1a-Z2123 оказался очень близким к балкарцам и карачаевцам. Может это является следом миграции булгар? Но эта группа не встречается в восточной Азии. Возможно среди древних булгар были местные группы европейской степной зоны. Некоторые родственные группы, которые считаются характерными для славян, обозначающиеся как R1a-M458, R1a-CTS1211 или I2a, могли к нам попасть уже в качестве тюрков. Об этом свидетельствует, хоть и не всегда многочисленное, присутствие этих групп у балкарцев, карачаевцев, ногайцев, крымских татар, башкир, литовских татар. Прибывшие булгары, видимо, включили в свой состав некоторых поволжских автохтонов. Причем, у многих из них прослеживаются общие предки с населением Центральной Европы, в основном, с западными славянами или немцами, которые крайне редки среди русского населения. Это дает право предполагать, что, возможно, они проникали в Поволжье, минуя лесную зону Русской равнины.

"МИШАРСКИЙ МАРКЕР" И ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЗАНЬЯ

— Некоторые выпячивают мишарей в составе большого татарского этноса. С чем это связано?

— Этнические процессы у мишарей носили непростой характер. Но татары-мишари появились в источниках лишь на рубеже XV-XVI веков в большинстве своем как татары военно-служилого сословия. Они жили в западной части мордовских земель (на границе Мордовии, Рязанской и Нижегородской областей). Примечательно, что в исторической памяти у всех групп мишарей самым ранним и главным историческим событием воспринимался переход их предков-золотоордынцев на службу к московским князьям. Это прослеживается в их собственных сообщениях и докладах XVIII века и сохранившихся преданиях до начала XX века.

Мордовия, Рязанская и Нижегородская области
Мордовия, Рязанская и Нижегородская области

Считаю, нам хорошо удалось проработать гаплогруппу J2b. Носители этой гаплогруппы встречаются во всех локальных группах мишарей. Это некий "мишарский" маркер. С появлением первых результатов возникло несколько загадок, связанных с этой гаплогруппой. Большинство носителей этой гаплогруппы принадлежат к старинным татарским фамилиям. Считалось, что все они согласно родословным, хранившимся в фонде Саровского монастыря, являлись потомками легендарного ордынского князя Бехана. Нам удалось изучить эти родословные. В итоге выяснилось, что из множества фамилий только Седехметевы, Муратовы, Акчурины, Кудашевы, Дашкины и Кашаевы представляли собой один род и действительно возводили себя к Бехану, что и подтвердили результаты ДНК-тестов. Все другие фамилии объединились в отдельную группу, близкородственную первой.

В исторической памяти у всех групп мишарей самым ранним и главным историческим событием воспринимался переход их предков-золотоордынцев на службу к московским князьям

Во вторую группу попали такие старинные фамилии как Еникеевы, Енгалычевы, Мамины, Долотказины, Девлеткильдеевы, Бибарсовы, Дебердеевы, Торпищевы, Суховы, Килькеевы, Ненюковы, Акжигитовы, Кудяковы и др. Общий предок для обеих групп жил около 1500 лет назад.

Еще одной загадкой оказалось сходство этих групп с результатами, обнаруженными у мокши. В комментариях стали появляться версии о якобы принявших ислам "отатаренных мордовских" вождях. Однако дополнительные тесты показали, что мокшанские и татарские представители гаплогруппы J2b разделились ещё в домонгольское время. Тут можно сопоставить сообщения венгерских монахов об обнаруженных сарацинах, т.е. мусульманах, живших восточнее народа моксель, т.е. мокши. И можно предположить, что эти сарацины вошли в состав татар и были одними из предков мишарей. Никаких других общих близких генетических линий с мокшей или с эрзей у татар пока не обнаружено, поэтому об "отатаривании" части мокши и эрзи говорить не приходится.

Также удалось вычислить, что предки по прямой мужской линии и мокшанских и татарских J2b пришли на территорию современной Мордовии из Европы. Видимо, некая группа древних европейцев, отделившись около 2000 лет назад, оказалась в Поволжье на территории современных Мордовии и Пензенской области. Затем они разделились и впоследствии часть из них вошла в состав мокши, а другая — в состав татар. Скорее всего движение было с южного направления, поскольку у эрзи, в прошлом жившей северо-западнее мокши, J2b большая редкость.

Об "отатаривании" части мокши и эрзи говорить не приходится

Есть и другие группы у мишарей, которые можно назвать автохтонными с домонгольской эпохи (R1a-Z92, R1a-M458, R1a-CTS1211, R1b-M269, I1, N1c-L550, E1b-V13). Эти автохтонные предки немного отличаются от автохтонных предков казанских татар. Кроме этого у мишарей достаточно много восточных групп и целый ряд групп, чье время появления и исходные места пока не удается прояснить в связи с отсутствием родственников в мировых базах (J2a, G2a, G1, L1, E1b, R1a-Z93, Q1a, Q1b, O, C2). Из представителей татар-мишарей, имеющих восточное происхождение по мужской линии, среди которых обнаружились неожиданные родственники, можно назвать некоторые старинные фамилии бастановских татар (Тынчеровы, Симашевы, Канеевы). Они оказались родственными иректинцам, табынцам, балыкчинцам и другим башкирским родам.

Бастаново – это крупное село на границе Рязанской области и Мордовии, в 2015 году отметившее 500-летие. Неожиданным также оказалось достаточно близкое родство некоторых мишарей Батыревского района Чувашии с монголами из рода Татар из Внутренней Монголии. Есть среди мишарей так называемые кыпчакские линии R1b-M73, характерные для казахов, башкир, народов Средней Азии.

— Какие есть особенности у других локальных групп татар?

— Например, в правобережных областях бывшего Казанского ханства, ставших Свияжским и Тетюшскими уездами, среди потомков ясачных татар и мурз на сегодняшний день насчитывается достаточно много разнообразных линий азиатского происхождения. Хотя, казалось бы, жители этих областей практически не отличаются от татар Заказанья.

Среди татар Высокогорского района высока доля предков азиатского происхождения

В Заказанье сложный набор различных родственных групп. Некоторые предки по прямой мужской линии находятся в разнообразных родственных группах с Центральной и Северной Европой, хотя антропологами считается, что именно у татар Арского района наиболее выражен монголоидный компонент южносибирского типа. Этот район требует дальнейшего изучения. Высока доля предков азиатского происхождения среди татар Высокогорского района – там встречаются гаплогруппы C2, O. Недавно, например, удалось вычислить, что возраст общего предка у представителей родственной группы N1b-VL67 для татар Заказанья и турков составляет 1500 лет. Здесь мы вполне определенно можем предполагать некое огузское влияние.

В восточных районах Татарстана, западных районах Башкортостана, в Самарской области попадаются свои непохожие восточные линии R1a-Z93, а также N1c-L1034.

Непростой состав у группы каринских татар. Причем у татар, считающих себя потомками легендарного Карабека, достаточно редкая подветвь N1b-B226 видимо, их предки в относительно недавнее время прибыли из Сибири. В эту же группу попали некоторые удмурты из одной научной статьи. Как объяснить это родство пока неясно. Может быть, некогда это была одна общая группа сибирских пришельцев, которые затем разделились. Тогда ситуация будет похожей с мишарскими J2b. С другой стороны, сохранились исторические документы о жалобах местного удмуртского населения на то, что каринские князья уводили удмуртских женщин.

Возраст общего предка у представителей родственной группы N1b-VL67 для татар Заказанья и турков составляет 1500 лет. Здесь мы вполне определенно можем предполагать некое огузское влияние.

Есть в нашем проекте несколько представителей пермских татар сылвенско-иренской группы. Они попали в одну родственную группу с казахскими кыпшаками R1b-M73.

У имеющихся в проекте нескольких потомков касимовских татар также интересный набор. Выделяются среди них представители древней европейской родственной группы I2a. Видимо, это потомки крымской знати, в которую, в свою очередь, были включены представители домонгольского населения Причерноморья, потому что в эту группу попали некоторые крымские Яшлавские. Подтвержденное родство с крымскими аргынами обнаружено у Чанышевых, у них гаплогруппа J1.

— И всё же между крымскими, поволжскими и сибирскими татарами может быть генетическое родство?

— Мы же понимаем, что существование генетических клонов с таким сложным набором предковых компонентов на таких гигантских расстояниях маловероятно. У нас даже между соседними районами порою нет схожей картины. Но получить детальные результаты сравнения всех гаплотипов с выявлением точных подветвей гаплогрупп было бы очень интересно. Надеюсь, такие данные нам когда-нибудь удастся увидеть, тогда и обсуждение будет более предметными. Но даже этот представленный набор крупных родственных групп наоборот свидетельствует о большей вероятности присутствия каких-то общих родственных линий. Тем более некоторые уже были обнаружены среди коммерческих образцов. Но еще раз повторимся, что к определению этнической идентичности эти данные никакого отношения не имеют, мы только сможем взглянуть на определенные аспекты непростых процессов формирования этносов.

Татарский ДНК-проект — интернет-площадка на базе сайта лаборатории FTDNA, которая объединяет результаты ДНК-тестов людей, сделавших анализы в этой лаборатории. Клиенты лаборатории могут сами создавать свои проекты, объединять результаты и помещать их в одном месте на сайте проекта. Так был создан Татарский ДНК-проект, в котором пополняется общая база татарских гаплотипов. В более широком смысле - это сообщество неравнодушных к истории своих предков людей, использующих для поисков ДНК-тесты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG