Ссылки для упрощенного доступа

Близкие языки и муралы с "Моторолой". Почему россияне едут в Сербию, как там обустраиваются и что о них говорят местные жители


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

По подсчетам издания The Bell, опубликованным в конце 2022 года, больше всего российских мигрантов в период войны в Украине привлекли Грузия и Казахстан, на третьем месте — Турция. Четвертое место с 50 тысячами новоприбывших заняла Сербия — балканское государство без выхода к морю, которое не входило в состав СССР и не считалось популярным направлением для российских туристов в прошлые годы. Чтобы узнать, что привлекает туда россиян, как они отзываются о новом месте и его внешнеполитических противоречиях и какие реакции вызывают в местном обществе, "Idel.Реалии" побеседовали с тремя иммигрантами и коренным жителем Белграда.

"СТАНДАРТНОЕ НЫТЬЕ МОСКВИЧА"

Дмитрий уехал из России в сентябре 2022 года — он задумывался об эмиграции и до этого, но "частичная" мобилизация стала для него причиной поторопиться. Выбор пал на Сербию, поскольку компания, в которой он работал, открыла в этой стране филиал для работы с зарубежными партнерами, предложила в него перевестись и помогла оформить ВНЖ для Дмитрия и его жены.

— Из плюсов Сербии как направления для переезда я могу назвать цены — они ниже, чем в Тбилиси, и людей — приветливых, готовых помочь. Климат здесь — на любителя: хорошо, что зимой тепло, но летом обещают ужасную жару. Что касается минусов, так называемый потребительский сектор здесь развит хуже, чем во многих других странах, где я побывал. Это такое стандартное нытье для человека, жившего в Москве: устаревшие банковские приложения, нет централизованных маркетплейсов, сложно покупать технику из-за высоких пошлин на ввоз. С другой стороны, здесь очень развиты всякие локальные штуки, небольшие магазинчики, несетевые кафе — это приятно, — рассказывает иммигрант.

По словам Дмитрия, в Сербии нет четкого деления новоприбывших россиян на "айтишников" и "политических", характерного для Грузии и Армении: "Насчет разделения российской диаспоры на разные подмножества я не знаю, потому что я не очень-то много общаюсь с людьми, кроме своих знакомых, но политических активистов я тут вообще пока что не видел — в основном люди просто переехали по работе. При этом некоторые из них ходят на антивоенные митинги. С местными жителями я общался еще меньше, чем с другими иммигрантами — как я уже сказал, я не очень общительный человек. В основном мы с женой дома друг с другом общаемся, иногда с ее коллегами, но в целом мы почти не заводим новых знакомств, поэтому с местными пока не удалось толком познакомиться. Языковой барьер, конечно, присутствует, но умеренный: как-то можно договориться, если приложить усилия. Культурный барьер, наверное, в меньшей степени, разве что тут всё "полако", то есть медленнее, спокойнее, чем мы привыкли".

"ПРОРОССИЙСКАЯ РЕПУТАЦИЯ"

— По поводу репутации Сербии как пророссийской страны могу сказать, что после Тбилиси, где всё в украинских флагах, здесь чувствуется разница. Украинский флаг я здесь видел, кажется, один. Впрочем, российских флагов тоже нет, но в ларьках на местном "Арбате" — бульваре Князя Михаила — можно встретить футболки с буквой Z и другой подобной символикой. Моя любимая, из-за которой я каждый раз смеюсь, — футболка с Путиным и подписью "Всё идет по плану". Еще на стенах некоторых зданий можно увидеть муралы в честь людей, которые погибли, сражаясь на российской стороне. Кажется, я видел два — на одном из них был Арсен Павлов, он же "Моторола", — делится Дмитрий.

По словам россиянина, в стране заметно негативное отношение к странам НАТО. Он связывает его с событиями 1990-х: "Один раз курьер, который мне что-то привозил, начал рассказывать, что НАТО — это плохо, а Россия против НАТО, значит, Путин — враг его врага, то есть его друг. Тут очень сильно чувствуется такое отношение к НАТО, которое, в общем-то, понятно после бомбардировок Белграда. Память о них влияет на восприятие текущих событий, особенно у старшего поколения. У тех, кто моложе, позиция, скорее, такая, что война и Путин — это не нормально. На антивоенные акции местные жители не реагировали, максимум — кто-то подходил узнать, что происходит, но конфликтов или наоборот громкого одобрения со стороны сербов на моей памяти не было".

— Я учу сербский, язык для меня довольно несложный — помогают лингвистическое образование и представление о старославянском и других славянских языках. В общем, наверное, это меньшая из проблем. Планирую ли я оставаться здесь на долгий срок? Это сложный вопрос, но у меня, в общем-то, нет других вариантов: здесь есть вид на жительство, какая-то медицина, да и в принципе тут неплохо. У меня сейчас нет никаких планов, я живу как карта ляжет, — заключает иммигрант.

"ТЕПЛЫЕ ЗИМЫ И БЕЛЫЙ КАРТОН"

Уроженка города Бор Нижегородской области Софья Панкратова тоже планировала уехать из России еще до войны: "Вообще, мысли об эмиграции были у меня очень давно, но в ту страну, где я хотела бы жить, очень трудно попасть, поэтому я оставалась в России, копила деньги и думала над возможностями. Затем началась война. Я, скажем так, "политическая", и мои друзья, мой неформальный круг общения тоже очень политизированы. Естественно, все вокруг меня начали уезжать. Я тоже хотела уехать сразу, но мне не позволяла моя тогдашняя работа — я работала в гибридном режиме, и меня не отпускали на полноценную удаленку. Я несколько раз моталась то туда, то обратно: два месяца в Грузии, полтора в России, еще три в Грузии, потом еще месяц в России".

В итоге Софья получила оффер — предложение трудоустройства — с релокацией в Белград. По словам россиянки, с юридической точки зрения переезд по приглашению местной компании происходит очень легко: "Достаточно снять квартиру, получить "белый картон" — так здесь называют справку о регистрации по месту проживания, собрать документы с работы и получить по ним годовой ВНЖ, который затем можно продлевать без проблем. Я слышала и о легализации пребывания в стране через ИП — это чуть сложнее, но тоже вполне реалистично".

Софья Панкратова
Софья Панкратова

— Самое серьезное преимущество Сербии — это климат: здесь даже зимой в январе может быть +15, очень много солнечных дней. Затем — доброжелательное отношение к русским, возможность чувствовать себя хорошо в отсутствие русофобии, стремление Сербии в Евросоюз. Как я уже упомянула, впечатляет легкость легализации. Кроме того, при необходимости можно просто делать визаран — чтобы долгосрочно жить в Сербии как турист, выезжать из страны придется раз в месяц, но обратно всех пускают неограниченное количество раз, — рассказывает Панкратова.

Наблюдения иммигрантки повторяют замечания Дмитрия — подавляющее большинство россиян переезжает в Сербию по рабочим офферам: "Что касается российской диаспоры, "политических" здесь я бы сказала процентов 10 — все остальные переехали по работе. Если не говорить о тех, кто сразу в обеих группах, то вот что здесь бросается в глаза: "чистые" айтишники — это гораздо возрастная группа, чем в Грузии, в среднем старше на 10-20 лет. Это чаще всего те, у кого есть семьи и дети, люди, которые ищут спокойной жизни и стабильности. Они приехали сюда не на последние деньги, потому что авиабилет из Москвы в Белград довольно дорогой. На последние деньги доехать до Тбилиси через Верхний Ларс гораздо проще. Возможно, в этом и причина демографических различий между диаспорами".

"НЕЙТРАЛЬНО-ХОРОШО"

Панкратова отмечает, что она не согласна с репутацией Сербии как пророссийской страны: "Это, скорее, страна, которая относится к нам нейтрально-хорошо. Сторонников Путина и войны я здесь не встречала, впрочем, я вообще не так много общалась с местными о международной политике и текущих событиях. Что касается местной политической жизни, мне кажется, все российские иммигранты относятся к ней нейтрально и вежливо стараются не лезть: "Мы в чужой стране, это их страна, им решать, что тут должно быть".

— Как и большинство россиян, я больше общаюсь с другими иммигрантами, чем с сербами. Я бы не сказала, что с ними есть серьезный культурный барьер, но языковой барьер в устной речи достаточно велик. Общаться с ними приходится на английском: если я буду говорить на русском, а они на сербском, мы друг друга не поймем. В письменном языке еще можно разобраться, если поднапрячься, но в быстрой устной речи, несмотря на схожие корни, уже очень трудно. Сербский я пока не учу — буду учить, если решу получать гражданство этой страны. Это будет особенно ценно, если Сербия вступит в Евросоюз, — заключает россиянка.

"ЧУТЬ БЛИЖЕ К ДОМИНАНТНОЙ КУЛЬТУРЕ РФ"

Еще один собеседник "Idel.Реалии" в Сербии — россиянин Владимир — также оказался в этой стране благодаря предложению трудоустройства.

— Я уехал из России в марте 2022 года в связи с началом войны. Сначала я жил в Армении — в Ереване, затем в Дилижане — но в итоге решил перебраться в Белград. Армения — прекрасная страна, мне там очень понравилось, но я уехал в Сербию в силу нескольких причин: во-первых, рабочий вопрос, во-вторых, я, пожалуй, лучше вписываюсь в культуру Сербии: Армения очень доброжелательная и гостеприимная, а я больше одиночка себе на уме, — рассказывает Владимир.

Иммигрант также упоминает легкость оформления права на жизнь в стране при устройстве в местную фирму, но отмечает, что в разных отделах полиции могут быть свои представления о том, какие документы и в каком формате нужны. Впрочем, по его словам, это "всегда решаемо".

Отвечая на вопрос, что привлекает россиян в Сербии, Владимир объясняет: "Мне кажется, что для части иммигрантов будет справедливо то, что я уже сказал про культуру в сравнении с моим опытом в Армении. В целом у меня есть личное впечатление, что Сербия чуть ближе ко многим аспектам доминантной культуры на территории РФ — специально подчеркиваю, что говорю о доминантной, потому что в России много национальных или просто локальных культур, которые сильно отличаются. Кроме того, хотя я не проводил глубокого анализа, по общению с людьми есть впечатление, что та же Армения, Грузия и Турция сейчас сильно перегружены, цены на жилье здесь могут быть более доступными. Сербия — удобный и достаточно дешевый хаб, если надо регулярно путешествовать. Здесь можно много куда съездить что-то посмотреть, лично я в большом восторге от югославского футуризма".

— Судя по набору релоцировавшихся сюда компаний, айти-диаспора здесь должна быть, а вот все мои знакомые по политической жизни в РФ периода 2013-2019 годов оказались в странах Балтии, Армении или Грузии. Я не особо социален, но могу иногда с власником (так по-сербски называют арендодателей — собственников жилья) посидеть, выпить ракии и поговорить за жизнь на ломаном сербском. Или выйти ночью на улицу и пообщаться со старшим поколением, которое сидит и культурно отдыхает у магазина. Вообще, у меня как-то лучше идет общение со старшим поколением здесь, но мне сложно сказать, культурная это специфика или моя личная. В целом люди тут достаточно доброжелательны друг к другу, но сам обычно никто не навязывается, — делится россиянин.

Отвечая на вопрос о дальнейших планах, Владимир заключает: "Я в современном мире не загадываю больше чем на год вперед, но ближайший год я не планирую покидать Сербию. В перспективе я довольно позитивно смотрю на гражданство. Учу сербский язык, и я бы не сказал, что он сложный, особенно с русским в качестве базы. Самая сложная часть — это после тяжелого рабочего дня соображать и активно участвовать в занятии".

"ЖАЛЬ, НЕТ РУССКИХ НОЧНЫХ КЛУБОВ"

Массовый приток российских иммигрантов активно обсуждается в сербском обществе и в местной прессе, говорит коренной белградец Никола. По его словам, пик интереса к этому явлению пришелся на апрель-май 2022 года — спустя два месяца войны поток стал особенно заметным. Местные медиа писали о том, сколько россиян приехало, чем они занимались, что думали о войне, много говорили о резком росте цен на аренду. Сам Никола относится к новоприбывшим россиянам положительно — считает, что его страна должна хорошо принимать людей, "страдающих от войны или от режима".

— Я живу в Белграде и регулярно слышу русскую речь на улицах. До войны в Украине такое случалось редко, но теперь — буквально каждый день, особенно в центральных районах города, в кафе и торговых центрах. Я успел лично пообщаться с двумя россиянами, это были недолгие разговоры минут на пять. По-моему, русские в среднем не так открыты к смол-току, как сербы. У нас это вполне принято в обществе — просто так поболтать ни о чем с незнакомым или малознакомым человеком, но россияне как будто этого сторонятся. Те, с кем мне удалось поболтать, показались мне очень милыми и интересными, — делится белградец.

Комментируя влияние иммиграции на быт местных жителей и жизнь страны, Никола отмечает: "Не знаю, есть ли в этом процессе серьезные плюсы для нашей экономики. В городе открылось несколько заведений русской кухни, которых раньше почти не было. К сожалению, пока не появилось русских ночных клубов — а я бы с радостью в них ходил, потому что люблю российскую поп-музыку. Политически и социально, на мой взгляд, россияне вообще не включены в жизнь сербского общества. С точки зрения экономики, ну, появились новые вакансии, особенно в IT, но на макроэкономическом уровне эффект небольшой — не сравнить с Грузией и Арменией".

— У сербов в среднем, конечно, хорошее мнение о России и особенно о русских людях. Мы, наверное, одна из наименее критически настроенных наций в отношении России, но всё же я бы не назвал политику нашего государства действительно пророссийской. Она лишь чуть более пророссийская, чем в других странах: правительство старается балансировать между Западом и Россией, но прагматично отдает приоритет Западу. В то же время, пожалуй, после Беларуси Сербия — сама дружелюбная к россиянам страна Европы, — считает белградец.

Комментируя отношение сербов к войне в Украине, Никола говорит о широком диапазоне мнений: "Представления о текущих событиях поляризованы и ранжируются от "НАТО вынудило Россию начать боевые действия" до "виновата исключительно сама Россия". Конечно, есть и более умеренные точки зрения где-то в середине этого спектра. В целом к России в основном относятся хорошо, но лично к Путину — в меньшей степени. Его любят более пожилые и консервативные люди. К Украине, кстати, тоже относятся хорошо, сербы так или иначе считают ее жертвой "больших игроков" — либо России, либо НАТО: в зависимости от того, какую сторону занимает говорящий. Может быть, на кого-то повлияла российская антиукраинская пропаганда, но я думаю, что большинство сочувствует украинцам. У НАТО же здесь очень плохая репутация с 1999 года, и нынешняя война вряд ли здесь что-то принципиально поменяет".

— Трудно сказать, на какой срок россияне останутся в стране и захотят ли они интегрироваться и получать гражданство. Из тех двоих, с кем я общался лично, один уже сносно изъяснялся на базовом сербском. Это приятно — думаю, учить язык следует всем тем, кто остается здесь надолго, тем более, что русский и сербский достаточно похожи, — заключает Никола.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG