В последнюю апрельскую неделю в ереванском Доме кино прошел ретроспективный показ фильмов известного российского режиссера Андрея Звягинцева. Центральной картиной программы стал главный фильм режиссера — "Левиафан", для просмотра которого было устроено два показа. Звягинцев сам представил свои картины, и на встречах со зрителями и журналистами рассказал, как они создавались. "Idel.Реалии" задали ему несколько вопросов.
Организатором показа выступил телеграм-канал "Киноклуб Ереван", созданный российским эмигрантом, московским режиссером Сергеем Целиковым. Кроме "Левиафана", зрители смогли посмотреть картины режиссера "Возвращение", "Изгнание", "Елена", "Нелюбовь".
Сюжет "Левиафана" строится на беспомощной попытке противостояния "маленького человека" — простого автослесаря — с коррумпированной местной властью, которая для своих нужд отбирает у него дом, автомастерскую и земельный участок, а, под конец, ложно обвиняет его в убийстве собственной жены и "закатывает" на полтора десятка лет в колонию строгого режима.
Название фильма отсылает как к библейскому чудовищу, Левиафану, так и к одноименному произведению английского философа Томаса Гоббса, в котором под названием Левиафана выведено государство, — институт, созданный людьми "для собственного угнетения".
"Человек не просто виноват, по другому он и не может. Он уже выбрал такой путь. Ему нужно было создать государство, он делегировал этому суверену выступать защитником его жизни, социальных потребностей. В результате своими руками создал монстра, поедающего его волю. Отдал добровольно все права и свободы. Так и был заключен этот контракт не с идеальным платоновским государством, а с государством Гоббса", — отмечал при выходе фильма режиссер.
В конце показа "Idel.Реалии" смогли задать Андрею Звягинцеву несколько вопросов.
— "Левиафан" вышел на экран в 2014 году. И в том же году началась агрессия России против Украины. Случайное совпадение?
— Конечно, случайное. Левиафан ведь всегда был Левиафаном. Мы работать над фильмом начали еще в 2012 году, а осенью 2013 года, когда в Украине начался Майдан, были на съемках в Териберке, на Кольском полуострове. До нас, конечно, долетали какие-то информационные сполохи событий в Киеве. С тех пор Левиафан вырос, набрался сил.
— В фильме изображена попытка бунта "маленького человека", никогда ранее не пытавшегося противостоять Левиафану. Но в России есть люди протестующие, и они тоже становятся жертвой монстра...
— Левиафану, конечно, с одной стороны, все равно, кого глотать. Но, очевидно, что некоторые жертвы он, действительно, пожирает с особым удовольствием. Сколько уже было борцов с режимом, сгинувших Ланселотов... Вот, 25 лет дали Владимиру Кара-Мурзе. Известно, что сейчас делают с [Алексеем] Навальным, и со многими другими.
— В заключительных кадрах фильма мы видим на берегу остов умершего кита. Это символ того, что Левиафан, в конце концов, умрет и сгниет?
— Мы не вкладывали никакого символизма в эти кадры; это просто был визуально интересный объект. Мне кажется, Левиафан еще долго нас не оставит, долго еще будет бить хвостом. Я не думаю, что через десять или двадцать что-то [в России] поменяется. Это вечное противостояние государства с народом, с подданными. Монстр всегда будет навязывать людям этот контракт — отдать ему всю полноту своей свободы в обмен на безопасность.
— Значит ли это, что Левиафан в нашей истории вечен?
— Мне трудно делать прогнозы на этот счет. Но, все же, ведь как-то попустило нас в одно время — была "Оттепель", было начало 1990-х годов, когда брезжила какая-то надежда. Левифан тогда ушел на глубину, а теперь, вот, опять вынырнул на поверхность, в полный рост .
На встрече со зрителям — российскими релокантами в Ереване — Андрея Звягинцева спросили, будет ли в скором времени снят фильм о новой российской эмиграции.
— Я пока не знаю, — ответил режиссер. — Кто-то, скороспелый, может снять такой фильм уже в ближайшее время. Кому-то нужно долго запрягать. Но, без сомнения, такой фильм будет. Это ведь очень горький хлеб, эмиграция. Это тяжело — быть без родины, без своего языка. Все, что человек проживает, пропускает через себя, становится объектом художественного выражения. А эмиграция — это очень сильное потрясение в жизни человека. Поэтому кто-то, да возьмется за такой фильм обязательно.
- Андрей Звягинцев родился в 1964 году в Новосибирске. Окончил актерский факультет Новосибирского театрального училища и Государственный институт театрального искусства (ГИТИС).
- Обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей, премии "Золотой глобус" Голливудской ассоциации иностранной прессы. Двукратный номинант на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" (2015, 2018) за фильмы "Левиафан" и "Нелюбовь". В декабре 2019 года семейная драма Звягинцева "Елена" стала единственной картиной из России в списке 50 лучших мировых фильмов второго десятилетия XXI века, составленном американским журналом Rolling Stone.
- В 2022 году публично осудил вторжение России в Украину. В том же году заявил о выходе из российского "Оскаровского комитета" и из Союза кинематографистов России.
- В настоящее время живет во Франции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.