Ссылки для упрощенного доступа

Ненациональной республике — ненациональную историю: закономерная эволюция корпорации "Татарстан"


Казанский Кремль во времена Казанского ханства. Картина Фирината Халикова
Казанский Кремль во времена Казанского ханства. Картина Фирината Халикова

Новый учебник истории Татарстана стал следствием уступок республики Москве в политической, экономической и языковой сферах, считает эксперт по федеративным отношениям Харун (Вадим) Сидоров. Он пришел к такому выводу, проанализировав материалы и комментарии, связанные с содержанием учебника, который со следующего учебного года должен поступить в школы.

После того как руководство Татарстана сдало Москве позиции в политической, экономической и даже языковой сферах, в сфере формирования исторического самосознания татарстанцев этого просто не могло не произойти.

Содержание проекта нового учебника по истории Татарстана можно считать наглядной демонстрацией его десуверенизации внутри той политической системы, которая сложилась в России.

Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР в свое время говорила о реализации неотъемлемого права татарской нации на самоопределение. Конституция Татарстана тоже начинается со слов о том, что она выражает волю не только его многонационального народа, но и конкретно татарского народа.

В этом смысле очевидно, что именно татарский народ является источником легитимности не Казанской губернии или Волжского края, а именно Татарстана — республики, названной его именем. Что в свою очередь означает, что именно татарский исторический взгляд обосновывает необходимость существования Татарстана в отличие от Казанской губернии или гипотетического Волжского края.

Татарский же исторический взгляд при всех возможных разногласиях его авторитетных носителей характеризуется консенсусом по ряду основополагающих для татарской этнической экзистенции вопросов. И для Шигабутдина Марджани, и для Гаяза Исхаки, и для Рафаэля Хакимова такими историческими константами татарского национального самосознания неизменно оставались восприятие как национальных травм падения Казани в 1552 году, христианизации Идель-Урала, дискриминации в Российской империи и стремление к их преодолению посредством борьбы за суверенитет.

Появление суверенного Татарстана и установление им договорных отношений с Москвой в татарском историческом контексте воспринималось как конец темной эпохи и наступление светлых времен — новой реальности, в которой Татарстан, республика татар станет для России чем-то вроде близкого союзника, чье право на свои культуру, историю и национальные чувства она уважает и признает. Например, так, как Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Англия как его исторически-центральная часть признает право шотландцев на свой исторический взгляд, отличный от английского.

Краткосрочная, как всегда в России, эпоха более-менее реального федерализма ознаменовалась в том числе признанием права национальных республик на свой собственный исторический взгляд. В условиях Татарстана это выражалось на академическом уровне в бурном развитии в постсоветский период татарской исторической школы и современной историографии, а на народном — в отмечании Хәтер көне (День памяти защитников Казани, павших в 1552 году) или таких героях, как Батырша (как и Салавата Юлаева у башкир, имама Шамиля или Султан-Мута у дагестанцев, шейха Мансура у чеченцев и т.д.).

Но все это уже осталось в прошлом. Как уже отмечалось, сегодня Москва взяла курс на формирование у всех контролируемых ей этнических групп единого исторического самосознания и таким образом — на превращение их в единую нацию. Неудивительно, что со слов тех, кто участвовал в подготовке учебника и кто изучил его представленную общественности версию, все "острые углы", а по сути все татарское национальное историческое видение в нем "срезали московские контролеры".

То есть в отличие от предыдущих учебников по истории Татарстана — вроде коллективного труда Фаяза Хузина, Искандера Гилязова и Булата Султанбекова — новый игнорирует центральные для татарского национального самосознания темы: уничтожения Казанского ханства со значительной частью его населения (называя этот период "Вхождением нашего края в состав Российского государства"), религиозных гонений на мусульман (которые преподносятся как исключительно экономическая стимуляция к переходу в христианство), их многовековое сопротивление этому гнету, в котором ковался исторически современный татарский народ.

Игнорируется в нем и еще одна травматичная для татарской истории уже современной эпохи тема сталинских репрессий. В первые годы постсоветской России их констатация и осуждение были обычным явлением, но сегодня об этом говорить не принято. Ведь Путин ясно дал понять, что "излишняя демонизация Сталина — это один из способов, один из путей атаки на Советский Союз и на Россию".

Как следствие — выхолощен и национально-политический генезис, и характер постсоветского суверенитета Татарстана. Если предыдущий учебник описывал и то, что решающим фактором его возникновения стала деятельность татарского национального движения, и его политическое содержание в виде собственной конституции и двустороннего договора с Москвой, то нынешний замалчивает и первое, и второе. Зато рисует образ Татарстана под руководством Минниханова как корпорации, лишенной национально-политического измерения, но динамично развивающейся.

Правда, почему-то эта корпорация в итоге оказывается активным участником войны в Украине, смысл которой для татарского народа абсолютно непонятен. Особенно на фоне лишения его всех завоеваний 1990-х, про которое в учебнике тоже ничего не сказано, как несложно догадаться. Этой войне в нем посвящено аж восемь страниц, на протяжении которых героизируются "участники СВО", в том числе уголовник Ирек Магасумов, убивший жительницу Луганска. Такая вот замена вымаранному из истории Татарстана имаму Батырше в качестве образа татарского героя.

И неудивительно — герои всегда подбираются под соответствующий национальный исторический нарратив. И если в рамках татарского национального исторического нарратива такими героями всегда были Сююмбике, Батырша, татарские возрожденцы начала XX века и борцы за суверенитет конца XX века, то в рамках колониального россиецентричного нарратива ими для татар закономерно стали Минниханов и Магасумов.

Что ж, иначе в существующей системе координат и не может быть. Околовластные российские идеологи прямо говорят, что в России нет национальных республик, а есть только республики российские. А если так, то и история в них будет преподаваться не национальная, а российская.

Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG