В декабре прошлого года Росстат опубликовал данные об этническом составе населения страны, зафиксированном переписью 2021 года. Эту информацию нельзя назвать полной — пока доступны лишь общие цифры численности народов по субъектам федерации, но не распределение национальностей внутри регионов — по городам, районам и селам. Еще одна проблема — низкое качество результатов переписи, вызванное сбором данных в период коронавируса. Несмотря на все недочеты, некоторые демографические тренды можно фиксировать и анализировать уже сейчас. В этом материале "Idel.Реалии" разобрались в том, как изменился этнический состав Калмыкии за прошедшие 11 лет. Это может помочь понять глобальные процессы в Нижнем Поволжье.
Республика Калмыкия — регион, который можно отнести к поволжской периферии. Он не входит в Приволжский федеральный округ и слабо связан с регионами Идель-Урала, однако всё же имеет выход к Волге и многовековые тесные связи с Астраханью, расположенной в ее дельте.
С точки зрения демографии, Калмыкия — необычный для России регион по нескольким параметрам. Во-первых, это регион с твердым преобладанием "титульной" национальности, то есть нерусским большинством — таких всего половина даже среди российских республик. Во-вторых, это регион, где расселение русских имеет преимущественно сельский характер, тогда как коренное население обладает "перевесом" в городах, это крайне нехарактерно для регионов Среднего Поволжья, где, наоборот, республиканские центры являются главными средоточиями русского населения.
Наконец, Калмыкия — это крайне малонаселенный регион. На территории, превышающей площадь Ирландии, Грузии, Латвии или Нидерландов, перепись 2021 года зафиксировала всего 267 тысяч жителей. По численности населения Калмыкия расположилась в конце списка регионов — ниже нее только несколько регионов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Одна из причин малонаселенности Калмыкии — ее географическое положение и природные условия. В республике находится российский "полюс жары" — село Утта, где в 2010 году зафиксировали рекордные 45,5 градусов в тени. Большую часть территории занимают засушливые степи, в регионе ощущается недостаток пресной воды, экологи говорят о продолжающемся опустынивании в результате животноводства и изменения климата.
ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ
И так небольшое население Калмыкии продолжает сокращаться. Как показала перепись 2021 года, население республики за прошедшие 11 лет сократилось на 22 тысячи человек. В соседней Астраханской области, об изменениях этнического состава которой "Idel.Реалии" рассказывали ранее, население за тот же период сократилось на 50 тысяч человек — но это при том, что его общая численность была в 3,5 раза выше, то есть в процентном соотношении Калмыкия потеряла еще больше жителей.
— Я думаю, что это свидетельствует об одном: ойраты (одно из исторических самоназваний калмыков — "Idel.Реалии") массово уезжают из Калмыкии. Другие демографические исследования показывают, что естественный прирост у нашего народа довольно высокий — по крайней мере, был таковым до пандемии коронавируса, но, если верить результатам переписи, количество жителей, идентифицирующих себя как ойратов, снижается. Массовая смена идентичности в наших условиях крайне маловероятна, поэтому, я думаю, у убыли населения — миграционная природа, связанная с социально-экономическими причинами, — считает член Конгресса ойрат-калмыцкого народа Даавр Доржин.
Активист отмечает, что убыль населения коснулась и второго по численности народа республики — русских. Если число калмыков упало на 3,6 тысячи человек, то изначально меньшее число русских жителей Калмыкии — на 20,2 тысячи. Таким образом, число калмыков сократилось всего на 2%, а русских — почти на четверть. Видимо, их отток объясняет и большую часть падения численности населения республики в целом.
— Если сравнивать отток русского населения с миграцией ойратов, я думаю, тут имеется некоторая связь с осознанием того, что у них есть другой дом — в исконно русских областях, в регионах с русским большинством. Но я не могу сказать, что это массовое явление. В последнее десятилетие, к счастью, в Калмыкии не было никаких этнических погромов и других катаклизмов, которые могли бы привести к массовому исходу по чисто национальному признаку, так что напрашивается вывод о плохом качестве государственного управления. Москва довела дела в Калмыкии до плачевного состояния, хотя стартовые возможности у нас неплохие. Вероятно, большая часть миграционного оттока русских имеет ту же природу, что и у калмыков, — социально-экономическое неблагополучие, вынуждающее получать образование и строить карьеру в крупных городах, — объясняет Доржин.
По мнению активиста, желание переехать в более "русские" регионы для уезжающих из Калмыкии русских — скорее, вторичный фактор. Само по себе оно вряд ли мотивирует русских Калмыкии покидать свои дома, но оно упрощает этот процесс для них по сравнению с этническими калмыками. Проще говоря, и русский элистинец, и калмык могут связывать свое будущее с Москвой или Петербургом, но первому куда легче решиться на переезд — второго будут сдерживать привязанность к земле предков, родному языку и культуре, страх перед дискриминацией в преимущественно славянских городах.
ДАГЕСТАНЦЫ КАЛМЫКИИ: СЕЛЬСКАЯ ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
Третье место в таблице крупнейших групп региона занимает суммарная численность народов Дагестана, объединенных для удобства читателей. Впрочем, больше половины от их общего числа составляет один конкретный дагестанский народ — даргинцы, которые даже без учета других дагестанцев оказываются третьим народом республики после калмыков и русских. Эти утверждения верны как для результатов 2010 года, так и для данных новой переписи, однако в численности суммы дагестанцев и конкретно даргинцев наблюдается небольшой спад. Снизилась численность и семи других дагестанских народов, проживающих в Калмыкии, — кумыков, рутульцев, лезгин, цахуров, агулов, лакцев и табасаранов. Единственное исключение — аварцы, показавшие за 11-летний период между переписями рост на 4% — от 2 396 до 2 500 человек.
Уникальная особенность демографии дагестанских народов в Калмыкии — почти исключительно сельский характер их расселения. Если среди калмыков в сельской местности проживает 49%, а среди русских — 58%, то у кумыков этот показатель составляет 92%, у аварцев и даргинцев — 97%.
Это связано с историей заселения калмыцких территорий представителями северокавказских народов. Миграция из Дагестана в Калмыкию в основном проходила в позднесоветскую и постсоветскую эпохи, и участвовали в ней животноводы, искавшие новые пастбища на пустынном и малонаселенном юге соседней республики. За счет высокой по российским меркам рождаемости и продолжающейся миграции родственников отдельные фермы и чабанские точки постепенно выросли до целых поселков с даргинским или аварским большинством.
Перепись 2021 года подтвердила относительную стабильность этих сообществ и высокую степень их герметичности внутри республики — миграция из "дагестанских" поселений в Элисту и другие города Калмыкии практически отсутствует, а небольшой спад численности дагестанских народов, вероятно, объясняется не внутрирегиональными процессами, а обратной миграцией в Дагестан и отъездом части молодежи в города-миллионники и места вахтовых работ.
ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ДИНАМИКА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
Отдельное место в этноязыковом ландшафте Калмыкии занимают тюркские народы — с востока на территорию республики заходят исторические ареалы расселения астраханских казахов и утар — также известных, как алабугатские татары. Казахи компактно проживают в Юстинском и Яшкульском районах на востоке республики, составляя большинство населения в нескольких селах. Около 38% казахского населения Калмыкии сконцентрировано в городах — особенно в Лагани и Элисте.
Падение численности казахов Калмыкии было заметно еще между переписями 2002 и 2010 годов, однако данные 2021 года говорят, что оно ускорилось и составило 12%. Поскольку полные результаты переписи еще не опубликованы, трудно сказать, в какой мере на него повлияли рождаемость и миграционный отток, но можно предположить, что часть падения связана с отъездом казахов из Калмыкии в Астрахань — ближайший крупный город с многочисленными вузами и центр региона с крупнейшей в России казахской общиной.
Упомянутые выше утары или алабугатские татары — небольшая группа смешанного происхождения, до революции кочевавшая на пространстве от Астрахани до Лагани. По мнению лингвиста Леонида Арсланова и историка Андрея Сызранова, утары как особое сообщество сформировались в конце XVIII века в результате смешения юртовских ногайцев, казахов, туркмен и татар, причем все они подверглись значительному влиянию языка и культуры калмыков. Согласно этнографическим данным периода перестройки, утары сохраняли самоназвание "ногай" в рамках речи на родном языке, но имели татарскую национальность в советских паспортах и предпочитали представляться татарами при общении с представителями других народов.
После принудительного оседания на землю в период советской коллективизации небольшие группы утар расселились по обе стороны границы Калмыкии и Астраханской области. Населенный пункт с их крупнейшей концентрацией — Улан-Хол — относится к Лаганскому району Калмыкии. Именно там Арсланов впервые собирал и фиксировал особенности речи утар, позволившие классифицировать их диалект как ногайский, подвергшийся калмыцкому влиянию.
Оценить численность утар на сегодня — малореалистичная задача, поскольку российское государство не считает их отдельным народом. В результате переписные листы утар распределены между графами татар и ногайцев, так как в сообществе присутствуют оба варианта самоидентификации. При этом нельзя исключать, что в Калмыкии проживают казанские татары — переселенцы из других регионов и дагестанские ногайцы или астраханские ногайцы-карагаши. Проще говоря, за строчками "татары" и "ногайцы" в опубликованных результатах переписи стоят не только утары, за ними может скрываться любое количество сообществ разного происхождения, и достоверно отделить их друг от друга не представляется возможным. Впрочем, данные переписи 2021 года показали снижение численности как ногайцев (с 75 до 30 человек), так и татар (с 1 016 до 669 человек), что позволяет с большой долей уверенности говорить, что упала она в том числе у утар.
КАЛМАКИ — ЭТО КАЛМЫКИ ИЛИ ТАТАРЫ?
Любопытно, что расширенная таблица этнического состава Калмыкии, составленная Росстатом, демонстрирует одну из ошибок в методах подсчета результатов. Ко многим народам в переписном классификаторе прилагаются "вложенные" субэтнические варианты (казаки для русских, карагаши для ногайцев и так далее) и "синонимы" — локальные или диалектные варианты самоназваний. К последним относят, например, слово "скобари" — обозначение русских жителей Псковской области. Если человек укажет в переписном листе национальность "скобарь", его посчитают в числе русских — такова инструкция.
Подобные "синонимы" бывают и у субэтнических групп — например, для сибирских татар, которые и так считаются в числе татар, классификатор включает дополнительный вариант самоназвания "калмак". Оно действительно бытует в некоторых районах Сибири, но очевидно, что в контексте Калмыкии это слово — фонетический вариант самоназвания собственно калмыков. Тем не менее перепись 2021 года зафиксировала в регионе четверых сибирских татар — то есть на самом деле калмыков, которые назвали себя "калмаками".
Конечно, четыре человека в масштабе целого региона — небольшая ошибка, но это наглядная демонстрация лишь одной из многочисленных неточностей, допущенных в рамках новой переписи. Как мы уже рассказывали в материале об Астраханской области, главный пробел переписи 2021 года — огромное количество людей без указания национальности, связанное с тем, что в условиях пандемии переписчики просто не дошли до многих граждан и записывали их данные по домовым книгам, где информации об этничности нет вообще.
В Калмыкии таких "безэтничных" граждан оказалось 5% или 12 тысяч — куда меньше соседней Астрахани, но всё же в два раза больше, чем в 2010 году. При этом личные свидетельства переписчиков говорят о том, что на некоторых участках по домовым книгам без личного общения записывали до половины жителей. В таких случаях многие переписчики пытались угадывать национальность человека по его имени и фамилии — очевидно, что этот метод крайне неточен, так что можно с уверенностью сказать, что масштабы ошибок в этой переписи куда серьезнее анекдотического случая с "калмаками".
РАСТУЩИЕ НАРОДЫ
Несмотря на общее падение населения Калмыкии, в регионе есть и такие сообщества, чья численность растет. Среди крупных по меркам республики народов к ним относятся только турки-месхетинцы — их численность за прошедшие 11 лет выросла на 4%. Турки-месхетинцы массово переселились на крайний юго-запад Калмыкии в 1990-х из Центральной Азии, где ранее оказались из-за сталинских депортаций. Благодаря компактному расселению и высокой рождаемости они уже составляют большинство в нескольких сельсоветах, а в Яшалтинском районе республики даже заняли второе место по численности после русских, обогнав калмыков.
Другие растущие группы — народы Центральной Азии, прибывающие во многом за счет трудовой миграции. Они показывают очень высокие темпы роста: 25% у таджиков, 52% у кыргызов, 105% у узбеков, но это пока слабо отражается на общем этноязыковом ландшафте республики из-за их изначально низкой численности. Даже после более чем двукратного увеличения числа узбеков в Калмыкии их всего 433 человека, причем рассредоточенных между городами и селами. Впрочем, если миграционные тренды последнего десятилетия сохранятся, в будущем они могут стать более заметной частью общества республики.
- Очередная перепись населения в России проходила с 15 октября по 14 ноября 2021 года.
- Впервые в истории России перепись населения прошла и в онлайн-режиме, люди могли ответить на вопросы анкеты через портал Госуслуг.
- В анкетах переписи граждане могли записать себя представителем любой национальности, которую они пожелают выбрать сами. Впервые одному человеку была дана возможность выбрать несколько национальностей.
- Первые общие результаты переписи начали публиковать в сентябре 2022 года. Данные о национальности были обнародованы в декабре 2022 года.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.