Ссылки для упрощенного доступа

 
"Автор напрямую призывает жителей Башкортостана выйти из состава России". Прокуратура хочет запретить книгу Руслана Габбасова

"Автор напрямую призывает жителей Башкортостана выйти из состава России". Прокуратура хочет запретить книгу Руслана Габбасова


Руслан Габбасов. Архивное фото
Руслан Габбасов. Архивное фото

Третьего апреля Верховный суд Башкортостана должен рассмотреть административное исковое заявление прокуратуры республики, требующей признать "экстремистским материалом" книгу башкирского политэмигранта Руслана Габбасова "Записки башкирского националиста. Кук буре". Активист заявляет, что хотел донести до читателей мысль о том, что у башкир "всегда было стремление к свободе и независимости", а запрет его книги "только подогреет к ней интерес". Социолог Дмитрий Дубровский считает, что "антиэкстремистское законодательство оказалось чрезвычайно удобным для российской власти".

"В материале выявлены все лингвистические признаки модели призыва, направленные на возбуждение вражды"

Об иске республиканской прокуратуры по запрету книги Руслана Габбасова стало известно в конце января 2025 года — политэмигрант сообщил об этом в своем Telegram-канале.

В исковом заявлении (копия имеется в распоряжении редакции) прокуратура сослалась на выводы лингвистического исследования текста книги, проведенного в ноябре 2024 года доцентом кафедры международного и интеграционного права Уфимского университета науки и технологий Розалией Юсуповой.

В цитируемом в иске исследовании утверждается, что в книге Габбасова "выявлены все лингвистические признаки возбуждения вражды (ненависти) по национальному признаку (башкиры (свои) и русские (чужие); по религиозному признаку (мусульмане (свои) и люди немусульманской веры (чужие); по социальной принадлежности (башкирский народ (свои) и органы государственной власти РФ (чужие)".

"Чужая группа, в данном контексте русские, рассматривается [автором] как противник, источник угрозы", — заявила эксперт.

По её мнению, в высказываниях Габбасова "говорится о действиях против представителей русской национальности, представителей органов власти, людей немусульманской веры", а также "оправдываются уже совершенные или совершаемые враждебные (дискриминационные, насильственные) действия, обосновывается необходимость таких действий, побуждение к действиям".

Юсупова также заявила, что автором книги отношения между русскими и башкирами "представляются как конфликтные: конфликты из-за территории, вероисповедания, ущемления прав башкир".

"Автор напрямую призывает жителей Башкортостана выйти из состава Российской Федерации, получить политическую независимость", — утверждала также эксперт.

"В материале выявлены все лингвистические признаки модели призыва, направленные на возбуждение вражды, ненависти (розни) по отношению к людям русской национальности, а также на изменение границ Российской Федерации", — цитируется вывод исследования в заявлении прокуратуры.

Исковое заявление, согласно карточке дела на сайте суда, поступило в ВС РБ ещё в конце декабря 2024 года. Девятого января судья Наталья Козлова приняла решение "оставить его без движения" и лишь 29 января, "после рассмотрения исправленных материалов, поступивших в суд", приняла иск к производству.

По делу прошло два заседания, на последнем из которых — 27 февраля — суд, как следует из карточки дела, приостановил производство по делу и "назначил экспертизу".

14 марта, как указано в карточке, производство возобновили.

Очередное заседание в Верховном суде Башкортостана назначено на третье апреля.

Руслан Габбасов: "Этот запрет только подогреет интерес к моей книге"

Книга Руслана Габбасова "Записки башкирского националиста. Кук буре" вышла в январе 2024 года. По словам автора, в ней "рассказывается об организации башкирских националистов под названием "Кук буре", об её "становлении, расцвете, политической деятельности" и о "политических событиях, которые происходили в республике, когда ушла эпоха первого президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова".

В вводной части под названием "Пролог. Борьба за свободу", вызвавшей, судя по содержанию иска, основные претензии прокуратуры, автор излагает свои взгляды на историю присоединения Башкортостана к Русскому царству в XVI веке. Габбасов рассказывает о башкирских восстаниях против российской колонизации и угнетения в XVII — XVIII веках, об образовании в 1917 году Первой башкирской республики и кратком периоде её деятельности, а также критикует подписание в 1990 году властями Республики Башкортостан Федеративного и двустороннего договоров с Российской Федерацией, называя их "закрепощением республики".

— В своей книге я хотел донести до башкир и до всех других народов, людей, которые прочитают эту книгу, что башкиры всегда боролись за свою землю, что у нас всегда было стремление к свободе и независимости — после того, как мы поняли, что в этой империи, как бы она ни называлась — Российская империя, СССР или Российская Федерация — мы, башкиры, обречены. Во второй части своей книги я показал, как развивалось наше башкирское национальное движение, особенно в городах, как оно в тех условиях пыталось защитить интересы республики, башкирского народа, — рассказывал Габбасов в феврале 2024 года.

В беседе с "Idel.Реалии" Габбасов заявил, что пока не планирует выпускать вторую часть книги, где рассказывается о деятельности организации "Башкорт", поскольку она признана в России "экстремистской", её деятельность запрещена.

— Мало того, по отношению к бывшим участникам "Башкорта" идут репрессии, а в книге называются конкретные имена людей, которые принимали активное участие в событиях, происходивших в республике. Поэтому до падения путинского режима вторая часть книги не будет публиковаться, — уточнил Габбасов.

По его словам, он ожидал преследования и запрета своей книги.

— Сегодня любое упоминание о борьбе того или иного народа за свободу, против империи, советского или российского государства запрещено или подвергнуто цензуре, — констатировал Габбасов.

Он также отметил, что "ничего особо не потеряет от решения суда, потому что книга и так не продавалась в магазинах республики".

— Наоборот, я думаю, что этот запрет только подогреет интерес к моей книге. Её по-прежнему можно скачать онлайн. Количество скачиваний мне, конечно, не известно. Но то, что ее прочитало всё мое близкое окружение, а также все мои враги, говорит о том, что книга интересна. Отзывы о ней я тоже прочитал только хорошие; негативных отзывов пока не слышал, — сказал Руслан Габбасов.

Эксперт: "Это политическое преследование в чистом виде"

"Idel.Реалии" обсудили иск башкортостанской прокуратуры с экспертом, социологом и этнологом Дмитрием Дубровским.

— У меня интересные ощущения и от иска, и от самой книги, которую я прочитал, — отметил эксперт. — Если бы я эту книгу экспертировал, я бы там, безусловно, нашел то, что в российском законодательстве называется экстремизмом, но совсем не там, где это нашла башкортостанская прокуратура. Потому что в тех местах в книге, о которых идет речь в иске прокуратуры и в экспертном исследовании, речь идет о политических заявлениях и об исторических сюжетах. Там изложена политическая позиция автора, его взгляды на исторические события, на что он имеет безусловное право. Но эти высказывания никак не являются тем, что в российском законодательстве определяется как разжигание вражды и ненависти. В этой — исторической — части книги нет каких-то особенных призывов, кроме резкой критики российского империализма, русского империализма. И, очевидно, именно это стало причиной преследования книги.

По мнению Дубровского, в основной части книги, где рассказывается о деятельности организации "Кук буре" (в которой состоял и Руслан Габбасов), "есть места, где описывается и одобряется неправовое насилие, которое автор называет "уличной активностью".

— Но российская прокуратура по-другому устроена, — заявил Дубровский. — По её мнению, любая критика колониальной политики Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации, любая антиколониальная риторика должна расцениваться как сепаратизм, экстремизм и тому подобное. Это укладывается в общий курс российского государства, которое упорно считает не только критику вообще государства экстремизмом, но, в частности, и критику национальной политики, критику национального неравенства считает разжиганием национальной розни. Поэтому не случайно ровно та часть книги, которая была связана с историей колониального подчинения башкир, вызвала такую ярость российской прокуратуры. Так что можно расценить подачу этого иска как политическое преследование в чистом виде.

Дмитрий Дубровский также заметил, что случаев подобного преследования оппозиционных национальных организаций и произведений их активистов, основанных, преимущественно, на экспертизах следствия, "довольно много в России".

— Взять, например, процессы по запрету организаций "Башкорт" и "Всетатарского общественного центра" (ВТОЦ). И там, и там были экспертизы. Исследуя устав ВТОЦ, эксперты — на мой взгляд, совершенно предвзятые — "обнаружили", что "защита прав татар" — это, по их мнению, "угнетение русского народа" и "нарушение национального равноправия". С юридической точки зрения это совершенно фантастические выводы, — констатировал Дубровский. — И между тем устав ВТОЦ многократно зарегистрирован в Российской Федерации, никто его в жизни не воспринимал как экстремистский текст, но здесь обеспокоилась прокуратура и решила, что необходимо провести юридический анализ устава на предмет наличия там экстремистских мотивов.

Дубровский также отметил мнение другого эксперта, который, "касаясь выступлений ораторов на одном из митингов с участием лидеров ВТОЦ, указал, что в них якобы "жизнь, положение и состояние татарского народа в Татарстане… описывается посредством лексики, входящей в семантические поля "война", "недружественные отношения", "противостояние" и прочее".

— На этом основании эксперт сделал вывод, что "Российская Федерация показана как государство, враждебное татарскому и другим народам, поработившее его и пытающееся уничтожить его язык, культуру, религию", — сказал Дубровский.

Вспоминая дело о запрете организации "Башкорт", Дубровский напомнил, "что одна экспертка обнаружила в выступлениях активистов организации "негативное отношение к органам госвласти", "высказывания, содержащие пропаганду превосходства и исключительности граждан башкирской национальности".

— А в другой, весьма пространной историко-психолого-лингвистической экспертизе, при довольно большом количестве материала, кажется, практически нет никаких доказательств экстремизма в деятельности "Башкорта" в целом, помимо некоторых ксенофобных высказываний — примеров "мягкого" языка вражды, довольно распространенного в России по отношению к "приезжим", — отметил эксперт.

Дмитрий Дубровский резюмировал, что "антиэкстремистское законодательство оказалось чрезвычайно удобным для российской власти для решения всех проблем с любой оппозицией; не только политической, но и с любыми несогласными гражданскими активистами, национальными активистами и так далее".

  • Экс-заместитель председателя запрещенной в России национальной организации "Башкорт" Руслан Габбасов уехал из России в Литву осенью 2021 года из-за угрозы уголовного преследования. В Литве он получил политическое убежище; в конце 2021 года основал "Башкирский национальный политцентр", объединивший некоторых представителей башкирской политической эмиграции.
  • В марте 2023 года Габбасов и его единомышленники основали "Комитет башкирского национального движения за рубежом". В январе 2025 года ФСБ России опубликовала список из 172 "структурных подразделений" "Форума свободных государств постРоссии", который ранее признали "террористической организацией"; в этот список были включены "Комитет башкирского национального движения за рубежом " и "Башкирский национальный политцентр".
  • Руслан Габбасов также является фигурантом "Баймакского дела". 23 января 2024 года следователь СКР Игорь Хованский заочно предъявил ему обвинение по ч. 1 ст. 212 УК РФ ("Организация массовых беспорядков"). 24 января активиста объявили в международный розыск. 26 января судья Басманного районного суда Москвы Наталья Дударь заочно арестовала политэмигранта на два месяца "с момента его экстрадиции на территорию Российской Федерации, либо с момента его задержания на территорию РФ".
  • Кроме того, на Габбасова в России возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ ("Создание экстремистского сообщества"), п. "в" ч. 2 ст. 280.4 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, совершенные с использованием средств массовой информации либо интернета"), ч. 2 ст. 205.2 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо интернета"), а также по ч. 2 ст. 330.1 УК РФ ("Нарушение порядка деятельности иностранного агента").

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG