Ссылки для упрощенного доступа

Елена Ирдуганова, обвиненная в "дискредитации" армии: "Рада штрафу. Радуюсь, что не расстреляют"


Елена Ирдуганова
Елена Ирдуганова

Жительница Актанышского района Татарстана Елена Ирдуганова с самого начала российского вторжения в Украину выступает против войны. Преследования за высказывание своей позиции она сравнивает с 1937 годом. "Я не боюсь, ведь пока только штрафуют. Рада, что не расстреливают", — говорит она.

5 сентября Актанышский районный суд Татарстана признал 58-летнюю Елену Ирдуганову виновной в "дискредитации" российской армии и оштрафовал ее на 30 тысяч рублей. Женщина узнала о решении суда в СМИ. "Повестки на судебное заседание не было, в суде я не участвовала", — говорит она. Административное дело было заведено из-за ее поста в социальной сети "ВКонтакте".

Елена Ирдуганова родом из деревни Мари-Буляр Муслюмовского района Татарстана, но всю свою жизнь она прожила в деревне Мари-Суксы Актанышского района РТ. 30 лет преподавала русский язык в школе. Активно участвует в общественной жизни: пишет книги об истории марийских деревень, разыскивает древние надгробные плиты на территории Актанышского района и сообщает о своих находках историкам, является членом национальной общественной организации "Марий Ушем". Кроме того, ведет группу "Мари-Суксы" во "ВКонтакте", где размещает местные новости, а иногда делится и своими мыслями.


Еще в феврале, после начала российского вторжения в Украину, Елена Ирдуганова поделилась своими мыслями о происходящем в группе "Мари-Суксы".

Эта война не нужна. Война — это смерть.

— Я написала "плохой" пост. Написала, что это неверный путь, что можно было прийти к консенсусу другими путями. Вспомнила и про афганскую войну. Пост кому-то не понравился. Руководство района мне сказало так: "Ты особо не пиши, не распространяй среди людей свои негативные мысли, ты таким образом можешь сформировать отрицательное впечатление". После этого я пост удалила. Но мысли мои не поменялись. Эта война не нужна. Война — это смерть. Война уничтожает экономику и России, и Украины. Для чего она нужна? Столько людей погибает, — рассказывает Ирдуганова Татаро-башкирской службе Радио Свободная Европа.

Спустя несколько месяцев она вновь решила поделиться мыслями о войне с Украиной. В YouTube женщина наткнулась на видео о Никите Мугдине 1997 года рождения — уроженца ее родной деревни Мари-Буляр. Из видео Ирдуганова поняла, что ее односельчанин попал в плен к украинцам. Женщина не смогла остаться равнодушной к судьбе Мугдина, связалась с его родственниками и предложила свою помощь в деле возвращения парня на родину в Татарстан.

Диву даюсь тому, насколько зомбированы его родственники, насколько его родная мать способна сидеть сложа руки и ничего не делать. Я бы на её месте в поисках своего ребенка пешком бы дошла до Украины.

— Это видео, опубликованное 6 июля, я просмотрела очень внимательно. Он там рассказывает о том, как попал в плен. Связалась с его родственниками. Его бы не стали обменивать на пленных украинцев, а если даже бы и стали, в России он мог оказаться в тюрьме, так как общался с украинской стороной. В Украине ведь тоже есть марийские группы. Говорю, давайте свяжемся с ними от имени "Марий Ушем", пусть попробуют его разыскать. Пусть помогут оставить его в живых, вернуть домой. Говорю, давайте напишем письма в Минобороны РФ, президенту. Его родственники выступили сильно против. "Ты не вмешивайся, ты только мешаешь", — сказали они. Они все верили государству, только вот Никита Мугдин, плененный 6 мая, до сих не вернулся. И не вернется он быстро. Я даже сомневаюсь, останется ли он в живых. Диву даюсь тому, насколько зомбированы его родственники, насколько его родная мать способна сидеть сложа руки и ничего не делать. Я бы на ее месте в поисках своего ребенка пешком бы дошла до Украины, а эти сидят и трясутся от того, что скажут власти. После этого 8 июля в группе во "ВКонтакте" я разместила пост "Без комментариев". В Конституции гарантирована свобода слова. Если я не разделяю мысли, насаждаемые обществу, это не значит, что я должна сидеть молча. Это была моя позиция, — рассказывает Ирдуганова.

Этого поста в группе уже нет. Ирдуганова сама его удалила — об этом ее попросили родственники Мугдина. Однако силовики успели не только увидеть этот пост, но и сделать скриншот и возбудить административное дело. Как сказано в решении судьи Хамита Янгирова, эта публикация "содержит призывы к протестам против специальной военной операции, проводимой Россией в Украине" и "дискредитирует" российскую армию.

В материалах дела сам пост фигурирует: в нем речь шла о плененном парне из Муслюмовского района. Содержание было следующим: "В России людей довели до отчаяния, бедность, почти все погрязли в кредитах, и вот эти нищие идут на преступление, чтобы как-то заработать немного денег! Чтобы других освобождать, надо бы поднять уровень жизни в России. Мы всегда жили хуже украинцев и прибалтов. Сейчас россияне будут жить на уровне африканцев, благодаря "спецоперации".

Если бы у этих парней была достойная зарплата, они бы на войну не уходили

— Они привязались именно к моим мыслям. Большинство тех мужчин, которые заключили контракт на военную службу и которых я знаю, пошли на этот шаг из-за того, что не могли найти работу с хорошей зарплатой. Если бы у этих парней была достойная зарплата, они бы на войну не уходили. Никто из тех, кого я знаю, не хотел воевать. А вы посмотрите на погибающих там — две недели отслужат и возвращаются в цинковых гробах. Я против войны, именно об этом и писала, — говорит Ирдуганова.

Она подозревает, что информацию об этом посте силовикам донесли родственники Мугдина. О решении суда Ирдуганова узнала из СМИ. Кроме того, она отмечает, что материалы, вышедшие в некоторых изданиях, стараются ее очернить.

В России людей довели до отчаяния, бедность, почти все погрязли в кредитах, и вот эти нищие идут на преступление, чтоб как-то заработать немного денег!

— В заметке "Татар-Информа" написано, что я являюсь "сторонницей прозападно-ориентированной организации "Марий Ушем", что "деятельность этой организации направлена на дискредитацию политики марийских землячеств". А еще они написали, что я якобы "пыталась войти в Совет при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям, чтобы лоббировать интересы деструктивных марийских сил в Татарстане". Это ложь. Во-первых, я в этот совет войти и не пыталась. А уж что касается "ориентации на запад"... В отличие от властей и депутатов, "Марий Ушем" никак не может быть "прозападно-ориентированной". Мы стараемся, чтобы наш язык, наша культура сохранились, чтобы усилилось национальное самосознание марийского народа. Депутаты покупают западные машины, покупают недвижимость за рубежом, то есть инвестируют в их экономику — вот они и являются "прозападно-ориентированными". А наш "Марий Ушем" помогает марийским фермерам, предпринимателям.

— После таких событий вы не испугались и не перестали писать антивоенные посты?

Надеюсь, что спустя годы нас, людей, осужденных по этой статье, реабилитируют

— Нет, таких мыслей вообще не было. Мне 58 лет, я успела пожить, мне терять нечего. Остаюсь при своем мнении. Решение суда считаю несправедливым. В 1937 году людей тоже просто так репрессировали; мне кажется, нынешняя ситуация схожа с той. Надеюсь, что спустя годы нас, людей, осужденных по этой статье, реабилитируют. А, может, и нет. Но это неправильная статья. Если Россия и впредь будет придерживаться такой политики, думаю, что подобные статьи будут множиться, а высказывать свое мнение будет очень опасно. Когда я писала исторические книги, нашла много информации о марийских солдатах, воевавших во Второй мировой. Тогда солдат, выражавших свое мнение, без суда и следствия расстреливали на месте. Нас хотя бы не расстреливают, а только штрафуют — тому и рада. А если писать больше, могут и засадить. Но ведь не расстреливают же.

— Изменилась ли ваша жизнь после того, как Россия напала на Украину и затеяла эту войну?

— Лично у меня не изменилась, так как до нас война пока не дошла. Эхо войны еще не дошло до каждой семьи, поэтому люди и не понимают, что идет война, поскольку думают, что она где-то далеко.

— На войне с Украиной погиб ваш односельчанин, уроженец деревни Мари-Суксы Сергей Мосолов. Его похоронили 5 мая. Получается, до вашего села эхо войны все-таки дошло...

— Сергей Мосолов — не просто мой односельчанин, он является и дальним родственником. Был воспитанным, хорошим парнем. Окончил Казанское танковое училище, служил по контракту. Мать у него осталась одна. В прошлом году она похоронила старшего сына — он резко скончался от аллергии. А в этом году вот привезли тело Сергея. Это горе буквально скосило ее с ног.

— А у вас у самой есть сыновья? Что бы вы им сказали, если бы они решили поехать воевать?

— Есть сын 1989 года рождения. Он мнение о войне не высказывает, молчит и мне так советует. Сказал, что от меня ничего не зависит, что ничего изменить не можем, поэтому лучше помалкивать.

— За свою антивоенную позицию вас оштрафовали на 30 тысяч рублей. За "дискредитацию" армии могут наложить штраф вплоть до 50 тысяч. Это подъёмная сумма для россиян?

Эхо войны еще не дошло до каждой семьи, поэтому люди и не понимают, что идет война, т.к. думают, что она где-то далеко.

— Ну, я, например, могу такой штраф оплатить. Но я думаю провести эксперимент. Хочу написать пост, в котором расскажу о том, что случилось, и попрошу людей собраться мне на штраф. Хочется узнать, есть ли люди, которые меня поддержат. В этом вопросе мне не деньги важны, самое главное — узнать количество моих сторонников, людей, разделяющих мои взгляды. А что касается россиян, мне кажется, большинство такой штраф заплатить не в состоянии — это большая сумма. Потому что работы нет, зарплаты нет, денег нет. С другой стороны, людей, осмеливающихся писать подобные посты, тоже немного. Я вот не боюсь, все равно выскажу свою позицию. Это решение буду обжаловать в Верховном суде. Конечно, я особо не надеюсь на то, что оно будет пересмотрено, но все равно буду обжаловать. Я знаю, что просто так дело этим не закончится, они опять что-нибудь придумают. Силовики уже давно за мной следят.

— Почему? Это связано с вашим членством в "Марий Ушем"?

— Три года назад к нам в село приехали нефтяники. Была создана инициативная группа, провели пять собраний, мы сильно возражали против их планов — с этого и началось. Когда в прошлом году пытались зарегистрировать в Татарстане отделение "Марий Ушем", считаю, что давление стало еще больше. При регистрации возникли сложности, смогли провести это дело только с четвертой попытки — до этого постоянно были жалобы в прокуратуру. Для чего нам нужна эта регистрация? Мы считаем, что каждый народ России должен сохраниться.

"Марий Ушем" — независимая от властей организация. Критикует марийскую национальную и образовательную политику. Юридическое лицо было зарегистрировано в 1992 году, в 2019 году было исключено из реестра юридических лиц. В 2020 году "Марий Ушем" было зарегистрировано как новое юрлицо. Помимо Марий Эл, отделения организации зарегистрированы в Татарстане и в Ханты-Мансийском автономном округе.

В Марий Эл работает и организация "Мари Ушем". Она занимает провластную позицию.


Когда в Татарстане начала создаваться "Марий Ушем", вышла одна статья, которую мы расцениваем как заказную. Там было написано, что "в Татарстан идут радикально настроенные марийские националисты", что авторитет "Марий Ушем" под сомнением, что ее идеологи занимаются критикой властей и не участвуют в совместных мероприятиях мари. Но это не так.

Совместно с марийской молодежью мы проводим соревнования по волейболу, шахматам, другие мероприятия. Когда 23 января этого года мы собирались провести шахматный турнир, нас задержали силовики. Для мероприятия был арендован зал в Набережных Челнах, все было оплачено. Однако нам позвонили и сказали, что якобы прорвало трубы и зал затопило. Мы приехали на место — там было абсолютно сухо. Мы собрались и решили перебраться в кафе. Только начали пить чай, туда ворвалось 24 человека, были и люди в форме — нас всех вывели из кафе и посадили в автозаки. Привезли в управление внутренних дел Челнов, завели в разные комнаты. Там были и сотрудники ФСБ, и полиции, и прокуратуры. Отняли наши вещи, телефоны, а в их телефонах была информация о каждом из нас. Я была в шоке. До этого два года проводили шахматные соревнования, награждали участников, никаких претензий не было — а тут нам такое устроили! На этот турнир в Челны приехали марийцы из Марий Эл и Удмуртии. По сути, это было марийское национальное мероприятие.

Нас продержали в полиции 3,5 часа. Только когда мы стали звонить журналистам, нас освободили. Конечно, мы написали жалобы, но толку? Говорю же, решение суда по "дискредитации" российской армии — только начало. Как говорится, поживем-увидим, что будет дальше.

— Когда, по-вашему, закончится эта война?

— Небыстро. Стороны общий язык найдут нескоро. По-моему, все зашло слишком далеко.

  • После вторжения в Украину российские власти ужесточили законодательство и ввели две новые статьи. По статьям о "дискредитации" российской армии и о распространении недостоверной информации об армии россиян судят даже за посты в социальных сетях. Поначалу судили жителей больших городов, однако постепенно эта практика перешла и на маленькие населенные пункты.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG