Высококвалифицированный пилот Ринат Музаффаров уже полгода сидит без работы. Он отказался летать на "украденных" самолетах, которые из-за санкций остались в России (это против его принципов), а зарубежные авиакомпании не берут его на работу из-за российского гражданства. О своей истории Музаффаров рассказал Радио Азатлык.
Ринату Музаффарову 47 лет. Он родился в деревне возле города Уральск в Казахстане, затем жил в Алматы. Выучился на юриста, занимался правозащитной деятельностью. Женился и вместе с женой Рамзиёй переехал в российский Саратов по программе переселения соотечественников.
Поездка в Казань перевернула его жизнь. Чета Музаффаровых влюбилась в этот город с первого раза, они решили остаться здесь. Отказавшись от государственных денег, выделенных им на переезд, Ринат с супругой обосновались в Казани. Более того — Ринат сменил профессию: выучился в США на пилота, а затем устроился в одну из ведущих авиакомпаний России. А потом случилась пандемия коронавируса и война в Украине. Жизнь Рината перевернулась.
В интервью Татаро-башкирской службе Радио Свободная Европа Ринат Музаффаров рассказал, почему российские пилоты не могут устроиться на работу в зарубежные авиакомпании, а также предположил, почему руководство Татарстана поддерживает вторжение России в Украину, а власти Казахстана — нет.
— Когда спрашивают, почему вы решили стать пилотом, обычно отвечают, что это была детская мечта. У вас тоже так?
Мне не хотелось выходить из автобуса, в котором остановки объявляли на татарском языке
— И да, и нет. Я юристом работал успешно. Люди не жаловались на качество моей работы, как мог, помогал. Руководил филиалом Международного правозащитного центра в Алматы. Всё было хорошо. Женился, решили перебраться в Россию. Сначала обосновались в Саратове. Затем меня как-то отправили в командировку на один день в Казань. Когда я уже был в аэропорту, улетая обратно, понял, что мне не хочется покидать столицу Татарстана. Всё здесь близко, всё родное. Мне не хотелось выходить из автобуса, в котором остановки объявляли на татарском языке. И я, и супруга почувствовали себя здесь как дома. Мы переехали в Казань. Это был 2013 год. Юристом много не заработаешь, да и законы в России другие, конкуренция большая. Пришел к выводу, что для того, чтобы прокормить семью, нужна другая профессия. Мне хотелось найти такую работу, чтобы и оплачивалась хорошо, и по душе была, и чтобы устроиться можно было где угодно. Я бы и в нефтяники пошел — хорошие деньги, но мне не нравится. Решил, что хочу стать пилотом.
Самая сильная школа пилотирования расположена в США. 9 месяцев учился в Майами, учился практически круглосуточно. Подтянул и свой английский, в авиации это главный язык. Получил лицензию, я могу летать на самых больших лайнерах, включая "Боинги".
Вот такова моя история. Какой-то романтики нет, но работа пилотом действительно приносит хорошие деньги, и мне она очень нравится.
— В какую авиакомпанию вы устроились? Много налетали?
— Лицензия, которую я получил, открыла мне двери в любую авиакомпанию. По крайней мере, так считается — но не в России. По возвращении в Татарстан я разослал свое резюме в разные компании. Республиканская авиакомпания ответила, что не могут меня взять, так как американская лицензия им не подходит. Одна из известных в России авиакомпаний заинтересовалась мной, позвала на работу, но и они затем заявили, что для работы в России мне нужен российский диплом. Каким бы я ни был хорошим летчиком, как бы во мне ни нуждалась авиакомпания, платить за мое обучение они не могут — таков был их ответ. В итоге я учился на свои деньги. А затем 2,5 года работал, летал на "Боингах".
А потом началась пандемия, которая сильно ударила по всей авиационной сфере во всем мире. Самолеты перестали летать, часть пилотов осталась без работы, сотрудников аэропортов начали сокращать. Мы тоже какое-то время сидели без дела. А когда работа появилась, авиакомпания потребовала, чтобы мы все сделали прививку от коронавируса. Это было прошлым летом. До этого к пилотам относились иначе, каждый был на вес золота. Но правила изменились. Я себя антиваксером не считаю, но и прививку делать не хочу. Не хочу и покупать лжесертификат о вакцинации. Многие так и поступили, а я не могу пойти против своих принципов. Как правило, пилоты активно летают весной, летом и осенью, а зимой многие отдыхают. Вот и в декабре вышел в отпуск. Мне сказали, что раз я отказываюсь вакцинироваться, они вынуждены со мной распрощаться. Расстались мы по-дружески. А уже в конце февраля начались события, о которых теперь говорят все. Поэтому я считаю, что требованием о вакцинации и последовавшим за этим увольнением Аллах спас меня от еще более тяжелых событий.
— Правильно ли я понимаю, что из-за вашего отказа вакцинироваться вы всё же надеялись найти работу в другой авиакомпании России, но с началом войны с Украиной исчезла и эта возможность?
— Да. Я надеялся на то, что смогу устроиться в другую компанию, что не будет никаких проблем, так как после пандемии пилотов стало не хватать. Только вот надеемся мы на одно, а Аллах решает иначе.
— Как изменило вашу жизнь вторжение России в Украину?
— Изменилась жизнь всех. С декабря 2021 года я часами наблюдал на сайте FlightRadar, как дроны США летали над Черным морем. Знал, что что-то случится, было понятно, что это неспроста. Мы с женой стали запасаться продуктами на тот случай, если что-нибудь случится, если товары вдруг подорожают. Сейчас понимаю, что мы всё сделали правильно. Вещи, которые мы купили до войны, теперь стоят вдвое-втрое дороже.
Я не могу принять, что Россия вторглась в независимое, суверенное государство, коим является Украина. Для меня это преступление. Какие бы причины, оправдания ни приводили — это неправильно. Это должно прекратиться.
Если документы не в порядке, пилот не имеет права садиться за штурвал
Из-за этого я не могу устроиться на работу пилотом. Меня теперь уже и без вакцины приглашают, но я не хочу. Говоря простым языком, самолеты авиакомпании, в которой я раньше работал, считаются украденными. Они принадлежат Бермуде, которая лишила эти самолеты лицензии, но авиакомпания попросту закрыла на это глаза. Российские власти заявили, что заново проведут регистрацию всех самолетов, оставшихся на территории страны. Это же преступление. Каждый пилот перед тем, как сесть в кресло, должен проверить документы самолета, кому он принадлежит, есть ли у него лицензия... Это золотое правило для пилотов, меня так учили. Если документы не в порядке, пилот не имеет права садиться за штурвал. Нельзя. Это всё равно, что взять в аренду машину, а затем сделать липовые документы и заявить, что машина-то моя. Я не могу согласиться на это.
— А другие?
— Я отвечаю за себя, а не за них. У остальных ответы простые: у меня кредит, который нужно оплачивать, детей нужно кормить, если перестану летать — опыт теряется. Кто-то закрывает глаза на то, что летает на украденном самолете, но это не мой путь. Пока я не встречал тех, кто отказался бы летать из-за своих принципов.
— Но вы же можете устроиться в другую авиакомпанию, не в России. В чем проблема?
Красный паспорт закрывает двери по всему миру
— Могу, мой международный диплом позволяет мне работать где угодно. Когда я понял, что не могу летать в России, то разослал свое резюме по разным авиакомпаниям. Один из крупнейших турецких перевозчиков заинтересовался мной, а потом сказал, что я им не подхожу. Им сейчас очень нужны профессиональные пилоты, способные летать на больших авиалайнерах. Я ждал ответа, в результате они извинились, сказали, что не могут меня взять. Причина — мое российское гражданство. У этой авиакомпании много рейсов в Европу, они боятся попасть под санкции из-за пилотов с российским гражданством. Даже тем пилотам, у которых есть вид на жительство в Европе, которые окончили европейские лётные школы, тяжело устроиться на работу. Всё из-за российского паспорта. Это неофициально, постановлений таких нет, но когда дело доходит до контракта, советуют не подписывать его с россиянами. Красный паспорт закрывает двери по всему миру. Я написал в ЕASA (Европейское агентство по безопасности полетов). Они ответили, что если российский пилот летает на самолетах, не попавших под санкции, то всё нормально. Отправил их ответ туркам — посмотрим, что они скажут...
— У вас возникало желание отказаться от российского паспорта?
Я влюблен в Казань и из-за политической ситуации не хочу менять её ни на что
— По законам Казахстана, гражданство может быть только одно. Поэтому когда я переехал в Россию, то отказался от казахстанского паспорта. Я могу вернуться в Казахстан и работать там, но менять гражданство не стану. Знаете, в Конституции Татарстана есть такие слова: каждый татарстанец является полноправным гражданином Республики Татарстан. Для меня это очень важные, дорогие слова. Мы с женой счастливы, что живем в Казани. Никуда отсюда переезжать не хотим.
— Вы родились в Казахстане, жили там, а исторической родиной считаете Татарстан. Обе республики вам близки. После того, как Россия напала на Украину, президент Татарстана одним из первых поддержал политику Путина. Сегодня Минниханов занят укомплектованием батальонов, которые будут воевать в Украине. А вот Казахстан, в котором вы прожили столько лет, выступил против войны и не стал признавать "ЛНР" и "ДНР". Что вы об этом думаете?
— Татарстан не может проводить независимую политику, это надо понимать. Сверху приказывают — должны исполнять. Это правила игры в большой политике. А Казахстан — независимое государство, которое может сказать свое слово. Нельзя сравнивать Татарстан и Казахстан. Еще раз повторюсь: я влюблен в Казань и из-за политической ситуации не хочу менять её ни на что.
— Кажется, у вас какое-то романтическое отношение к Казани, к татарам. Вот, например, прошел Всемирный конгресс татар, на котором приняли резолюцию, одобряющую вторжение России в Украину. Из известных татар в президиуме сидел ваш коллега, пилот Дамир Юсупов. Как вы оцениваете, что от имени татар принимаются такие решения?
Как только мы переехали в Казань, женщины в паспортном столе оштрафовали и меня, и супругу
— Во-первых, я не живу грёзами и способен отличить власть от народа. Нет никакой иллюзии. Как только мы переехали в Казань, женщины в паспортном столе оштрафовали и меня, и супругу. В Саратове такого отношения не было. Мы постарались объясниться — слушать не стали. Меня вообще удивило отношение татар к переезду в Казань. Те же татары говорили нам: чего вам дома не живется, зачем сюда переезжать? Никто не встречал нас с распростёртыми объятиями. Я искал деда, изучал свою родословную, копался в архивных документах. Оказалось, что мой род — из Кукморского района. За каждый шаг пришлось платить деньги: в архивах черт ногу сломит, да еще и расположены они в разных местах. То есть если кто-то хочет изучить татарскую историю, он должен пройти целый квест. А ведь в других областях и республиках архивы открыты. Мне никто ничем не помог, всё сделал сам. Все татары через это проходят.
О том же Конгрессе татар я узнал после того, как прочитал, что им была принята резолюция, одобряющая войну. Чем занимается этот конгресс? Почему он не занимается татарскими репатриантами? Вопрос открытый. Меня разозлило и то, что они выступают от имени всех татар. Это в корне неправильно. Нет у конгресса права на это. Были ведь и те, кто выступил против, выразил протест. Спасибо Фаузие Байрамовой за то, что, будучи женщиной, осмелилась на такой шаг.
Татар в мире не знают. В Америке и Европе никто и не слышал, наверное, о том, что где-то в Казани собрались татары и проголосовали за войну. Но это черное пятно в истории нашего народа останется. Чем мы оправдаем себя в будущем? Чем объяснят свои постыдные действия те, кто в этом участвовал? Каждый должен задуматься над этим.
Что касается Дамира Юсупова, то он, к сожалению, превратился в солдата системы. Что ему говорят, то и повторяет. Но своим авторитетом он способен донести и другие мысли, способен помочь. Конечно, каждый решает сам, как использовать свои знания, свой авторитет и чью сторону принимать. Я не могу оценивать его поступки. Каждый мог отказаться от участия в этом съезде — для этого можно найти тысячу причин. Это не детские игры, все мы в возрасте, когда нужно отвечать за свои поступки. Например, делегация Казахстана могла и не приезжать. Татары США, Финляндии ведь не приехали. Почему и татары Казахстана так не поступили? На что они надеялись? Не понимаю. Поставили себя, президента Казахстана в сложное положение.
— Кстати, об ответственности. Те, кто проголосовал за резолюцию, попали в черный список. Движение "Свободный Идель-Урал" заявило, что донесет информацию об этих людях до сведения государств, где проживают те или иные кандидаты, и бизнес-партнеров. Как вы думаете, этот шаг будет успешным?
Xотелось бы, чтобы татары думали своими мозгами
— Черные списки — это хорошо. Пусть будут. Кого-то это может отрезвить, сподвигнуть на то, чтобы задуматься. Это попытка донести до них мысль о том, что нужно отвечать за свои поступки. Этот список, в первую очередь, нужен самим татарам. Ведь человек, как только ситуация поменяется, может изменить свое поведение, подстроиться под систему. Когда ситуация наладится, этот список можно вспомнить и спросить с тех, кто голосовал за одобрение войны, почему они так поступили.
Однако действовать нужно умно. Важно не очернять всех подряд. В других странах тоже звучат разные острые мысли. Например, мои родственники живут в Латвии, в Израиле — они не одобряют войну, но общая ситуация может сказаться и на них. Поэтому санкции должны быть целенаправленные, адресные, умно спланированные.
— Чувствуете ли вы себя одиноким в Казани с такими мыслями?
— В Казани особо друзей нет, есть знакомые. Но если наши взгляды различаются, стараюсь не делать на этом акцент. Каждый имеет право на свое мнение. С женой мы думаем одинаково, мне этого хватает. А вот моя мама, хоть и живет в Казахстане, одобряет политику России, так как уверена, что если бы Россия не напала первой, то НАТО было бы на пороге. Понятия не имею, когда и как всё это закончится.
У меня только одно желание: хотелось бы, чтобы татары думали своими мозгами. Выйти на улицу с призывом защищать татарский язык — опасно, а идти с автоматом в руках убивать людей в чужой стране — нет. Это как вообще? Вместо того, чтобы задумываться о своей нации, обманываются на идеи "русского мира". Я верю в то, что когда-нибудь буду нужен Татарстану. Желаю, чтобы это случилось, пока у меня есть силы и энергия.
- Татаро-башкирская служба Радио Свободная Европа ведет подсчет погибших на войне с Украиной уроженцев Татарстана, Башкортостана и других поволжских республик и областей. В некоторых районах количество погибших уже превысило количество "груза 200" времён войны в Афганистане.
- Российские власти скрывают цифры погибших на войне российских солдат. Русская служба Би-Би-Си и "Медиазона", основываясь на открытых данных, подсчитали, что за полгода военных действий в Украине погибло 5 700 военных из РФ.
- Россия напала на Украину 24 февраля 2022 года по приказу президента России Владимира Путина, который объявил "операцию по денацификации и демилитаризации".
Оригинал материала: Радио Азатлык
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.