Баймакский районный суд Башкортостана сегодня, 14 сентября, огласил приговор по делу об избиении в апреле 2021 года местного экоактивиста Ильдара Юмагулова. Виновных в совершении преступления приговорили к реальным срокам лишения свободы в колонии строгого режима.
Согласно приговору, все пятеро подсудимых были признаны виновными по п."а" ч.3 ст.111 УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц, с применением предметов, используемых в качестве оружия, в отношении лица в связи с выполнением им общественного долга"). Кроме того, Радмира Тагирова признали виновным в подстрекательстве к совершению преступления, а Тимура Сынгизова — в пособничестве.
Как следует из резолютивной части приговора, Радмир Тагиров приговорен к четырем годам лишения свободы, Тимур Сынгизов — к одному году девяти месяцам, Николай Николаев — к четырем годам лишения свободы. Сергею Львову и Максиму Афонькину суд назначил наказание в виде пяти лет и двух месяцев лишения свободы каждому.
Заявленный Юмагуловым гражданский иск о возмещении морального и материального вреда в размере 4 миллиона 100 тысяч рублей суд решил удовлетворить частично и постановил взыскать в пользу потерпевшего со Львова и Афонькина по 200 тысяч рублей, с Николаева и Тагирова — по 150 тысяч рублей, с Сынгизова — 100 тысяч рублей.
Напомним, баймакский экоактивист Ильдар Юмагулов был жестоко избит и искалечен двумя мужчинами 18 апреля 2021 года. Неизвестные в черных масках и черной одежде с битами напали на него возле магазина автозапчастей на улице Батыра Валида в Баймаке. У Юмагулова в результате избиения были сломаны обе ноги, а также зафиксированы многочисленные ушибы и кровоподтеки на многих частях тела. Около месяца активист пролежал в больнице, перенеся операцию и надолго лишившись трудоспособности, а затем проходил длительную реабилитацию, передвигаясь первое время в инвалидной коляске, а затем на костылях.
Сам Юмагулов и его товарищи по экодвижению с самого начала были уверены, что избиение было связано с выступлениями активиста против незаконной золотодобычи в Зауралье, в том числе на хребте Крыктытау в Абзелиловском районе Башкортостана, а также его участием в защите шихана Куштау и организацией им протестных акций против принятия регионального закона о передаче контрольных полномочий за земельными сделками от муниципалитетов к республиканским органам власти.
Следствие по делу, которое вел следственный отдел ОМВД России по Баймакскому району РБ, продолжалось чуть более года.
Обвинение по п."а" ч.3 ст.111 УК РФ было предъявлено жителю Сибая Радмиру Тагирову, уроженцу Баймака Тимуру Сынгизову, уфимцу Николаю Николаеву, а также жителям города Гай Оренбургской области Максиму Афонькину и Сергею Львову.
Согласно версии следствия и гособвинения, некое "неизвестное лицо", недовольное деятельностью Юмагулова по выявлению нарушений в сфере деятельности предприятий по добыче полезных ископаемых в Зауралье, поручило другому "неустановленному следствием лицу" создать "организованную группу" для избиения активиста. "Неустановленное следствием лицо" вовлекло в группу Сынгизова и Тагирова.
Тагиров, по данным следствия, нашел непосредственных исполнителей преступления — Афонькина и Львова, а также водителя с автомобилем — Николаева, который, кроме перевозки Львова и Афонькина, был обязан вести "наблюдение за окружающей обстановкой". Сынгизов собрал полную информацию об Ильдаре Юмагулове: установил его внешность, род занятий, адреса проживания и мест работы, марку и номер автомашины активиста, а в день, назначенный для избиения активиста, передал Афонькину и Львову фальшивый государственный регистрационный знак на автомашину, балаклаву, перчатки и две деревянные биты. Львов и Афонькин непосредственно избивали Юмагулова.
Процесс в Баймакском райсуде начался в конце мая нынешнего года и завершился в начале сентября.
Выступая в прениях на заключительном судебном заседании в минувшую пятницу, гособвинитель Тимур Ильясов потребовал приговорить обвиняемого Радмира Тагирова к восьми годам лишения свободы, Тимура Сынгизова — к семи годам шести месяцам, Сергея Львова — к семи годам трем месяцам, Максима Афонькина — к семи годам двум месяцам, Николая Николаева — к шести годам шести месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. Представитель надзорного ведомства также предложил удовлетворить гражданский иск Ильдара Юмагулова о возмещении виновными вреда, нанесенного здоровью потерпевшего.
В последнем слове обвиняемые Львов и Афонькин признали вину частично, заявив, что "хотели не калечить Юмагулова, а только попугать". Остальные обвиняемые заявили, что вину не признают. Адвокаты всех подсудимых попросили оправдать их подзащитных.
Удовлетворен ли приговором сам Ильдар Юмагулов, выяснить не удалось — на звонки и сообщения в мессенджерах он не ответил.
Вопрос, кто явился реальным заказчиком совершенного преступления, остается пока открытым. Расследование по этому делу, по данным "Idel.Реалии", было выделено в отдельное производство, но затем приостановлено.
Приговор еще не вступил в законную силу.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.