Ссылки для упрощенного доступа

"Нас не считают за людей". В Башкортостане пчеловоды протестуют против сдачи земель в аренду французским инвесторам


Глава Башкортостана Радий Хабиров на встрече с французскими инвесторами Патриком Хоффманом и Антуаном Менделовичи
Глава Башкортостана Радий Хабиров на встрече с французскими инвесторами Патриком Хоффманом и Антуаном Менделовичи

В Башкортостане — на фоне стараний республиканских властей привлечь в регион новые инвестиции — возник конфликт с населением. В Ишимбайском районе пчеловоды выступили против намеченной передачи ряда земельных участков французским инвесторам, которые планируют развивать в республике проект по промышленному пчеловодству. Местные производители опасаются конкуренции с французами, а эксперты предупреждают об опасности скрещивания завозных пчелиных пород со знаменитой башкирской пчелой. Власти пытаются купировать конфликт, а местные пчеловоды намерены 20 февраля провести массовый флешмоб в знак протеста.

ОТ СВИНОВОДСТВА — К ПЧЕЛОВОДСТВУ

О своем намерении реализовать в Башкортостане проект в области промышленного пчеловодства французские инвесторы Патрик Хоффман и Антуан Менделовичи (группа компаний "Отрада") впервые заявили в августе 2020 года на встрече с главой республики Радием Хабировым. Было сказано, что речь пойдет о создании производственной базы из 50 тысяч пчелосемей, открытии лаборатории качества мёда с международной аккредитацией, а также изготовлении различной медовой продукции, ориентированной на экспорт в страны Европы и Азии. Срок реализации проекта оценивался в пять лет.

Патрик Хоффман
Патрик Хоффман

Как выяснилось, еще до этой встречи — в мае 2020 года — инвесторы для запуска производства зарегистрировали в Башкортостане компанию "Би Хэппи" ("Счастливая пчела"). Как признался на вышеупомянутой встрече Патрик Хоффман, проект должен стать его первым опытом работы в пчеловодстве. До этого руководимая им ГК "Отрада", основанная в 2005 году в Липецке, специализировалась на разведении и селекции свиней.

В марте 2021 года Хоффман и Менделовичи объявили, что намерены вложить в свой проект 3,8 миллиарда рублей. Проект был одобрен республиканскими властями, которые пообещали инвесторам налоговые льготы и господдержку в виде возмещения части затрат на закупку оборудования. Хоффман и Менделовичи заявили, что хотят "стать одним из ведущих производителей и экспортёров меда в России" и "вывести башкирский мед в сегмент премиум-продукции". Было также обещано, что в рамках проекта будет создано 160 новых рабочих мест.

Антуан Менделовичи
Антуан Менделовичи

По озвученным тогда планам инвесторов, в Башкортостане должна быть создана производственная база из 30 тысяч пчелосемей. Первые пасеки планировалось установить в Бурзянском, Ишимбайском, Кугарчинском и Куюргазинском районах, а в Уфе должны были открыть завод по переработке меда с выставочным центром. В год будет производиться до 7 тысяч тонн различной медовой продукции. Позднее стало известно, что французы намерены также открыть пасеки в Белокатайском, Аскинском, Бирском, Бижбулякском, Белебеевском, Дюртюлинском, Гафурийском, Хайбуллинском районах республики.

В июле 2021 года инвесторы начали размещать на рекрутинговых сайтах объявления о вакансиях для "менеджеров пасек" и пчеловодов. При довольно обширном перечне ежедневных обязанностей французский работодатель обещал весьма скромную даже по местным меркам зарплату: пчеловодам — от 25 тысяч рублей, а менеджерам пасеки — от 15 тысяч рублей.

Жители Ишимбайского района отмечали, что инвесторы и их представители не встречались и не обсуждали с ними свои планы.

— Французы в прошлом году — после первомайских праздников — приехали в нашу деревню Саргаево, — рассказала уроженка деревни Альфинур Рахматуллина. — Об их приезде никто нас не предупреждал, просто поставили перед фактом. Два месяца они у нас жили, ставили свои пасеки во время липового медосбора. На цветочный медосбор они уже переехали за деревню Макарово. С местными жителями они никак не общались.

Пчеловодство в Башкортостане

По данным Министерства сельского хозяйства Башкортостана, в республике насчитывается 287 тысяч пчелосемей. Наибольшее их количество — в Иглинском (более 18 тысяч), Гафурийском (около 14 тысяч) и Кугарчинском районах (около 11 тысяч) РБ. Более 90% пчелосемей в регионе приходится на личные подсобные хозяйства населения. Свыше 8% пчелосемей содержат фермеры, менее 1% — сельхозпредприятия.

За сезон 2021 года, по данным министерства, в Башкортостане было получено более 11 тысяч тонн меда, из которых свыше 6 тысяч тонн — товарный мед. Республика занимает второе место в России по производству товарного меда, уступая только Приморскому краю.

В сентябре 2022 года в Башкортостане должен пройти 47 Международный конгресс пчеловодческих союзов "Апимондия", в котором примут участие около пяти тысяч пчеловодов из ста стран мира. Мероприятие должно было пройти в 2021 году, но из-за пандемии коронавируса его перенесли на 2022 год.

Озвученные планы французских инвесторов уже тогда подверглись критике со стороны местных пчеловодов. Они припомнили властям, что те не обеспечили им защиту, когда другие сельхозпроизводители распылили на своих полях химикаты, которые оказались губительными для пчел. Только по официальным данным тогда погибло 11,5 тысяч пчелосемей. Власти были вынуждены пообещать пчеловодам компенсировать их потери, что и произошло к концу прошлого года — было выплачено около 17 миллионов рублей 61 пчеловодческому хозяйству.

Напомним также, что массовая гибель пчел произошла в Башкортостане и в 2017 году. Тогда независимые пчеловоды и надзирающие за отраслью чиновники вступили в жесткий спор о реальных цифрах потерь и действительных причинах массового падежа пчел после перезимовки. Пчеловоды на основании собственных исследований утверждали, что главной причиной бедствия явился "завоз чужих пород". По данным владельцев пасек, в некоторых районах республики тогда погибло до 80-90% бортевых пчел.

"НАС НЕ СЧИТАЮТ ЗА ЛЮДЕЙ"

В конце января нынешнего года Министерство сельского хозяйства Башкортостана выпустило приказ о проведении 5 марта аукциона, на котором планируется сдать в аренду на 12 лет 14 участков Макаровского лесничества под разведение пчел. Эти участки находятся около деревень Саргаево, Исякеево и Кулгунино. Причем эти земли являются особо охраняемой природной территорией — здесь расположен природный зоологический заказник "Ишимбайский". Суммарная начальная цена всех выставляемых на аукцион участков — 264 тысяч рублей.

По данным издания "Пруфы", Ишимбайский район был выбран для размещения первого кластера. Там уже установлены две пасеки в заповедниках и 120 ульев с двумя разными генетическими породами пчел. Издание писало, что также "было найдено несколько вариантов размещения первой станции ExProPac по сбору и переработке меда в Ишимбайском районе".

Об аукционе люди извещены не были. Тем более не проводилось никаких общественных слушаний по проекту.

Местные жители узнавали все новости о подготовке к реализации проекта, как правило, из СМИ. По их словам, никто с ними не встречался и не информировал о планах инвесторов.

— Об аукционе люди извещены не были. Тем более не проводилось никаких общественных слушаний по проекту. Никто ничего не объяснял. Видимо, нас и за людей не считают, — сказала Альфинур Рахматуллина.

Когда местные пчеловоды из деревень Саргаево, Ибраево и Исякаево узнали из СМИ об аукционе, они собрались на сход. Мероприятие, прошедшее 5 февраля, собрало несколько десятков человек. Пчеловоды выступили против сдачи земель в аренду французским инвесторам, заявив, что завезенные породы пчел могут вытеснить местных башкирских. Сельчане также возмутились тем, что власти планируют передать в аренду участки, которые находятся в пределах государственного заказника "Ишимбайский", имеющего охранный статус. В завершение схода жители проскандировали: "На своей земле — мы сами хозяева".

Народный сход 5 февраля 2022 года. На плакате написано: "На своей земле — мы сами хозяева".
Народный сход 5 февраля 2022 года. На плакате написано: "На своей земле — мы сами хозяева".

— Эта беда может коснуться многих пчеловодов нашего района, — отметила в беседе с "Idel.Реалии" Альфинур Рахматуллина. — В нашей деревне Саргаево чуть ли не в каждом дворе ульи. Мои родители всю жизнь держали пасеку, сейчас брат держит. Многие имеют их не только на подворье, но и в лесу. Так что меда у нас много, а вот продавать его с каждым годом тяжелее. На любую ярмарку придите, по любой трассе проедьте — увидите, как много продавцов. А если еще французы мед будут собирать, то нам свой мед будет продать еще тяжелее.

Эта беда может коснуться многих пчеловодов нашего района

Активистка также рассказала, что после схода пятерых сельчан, делегированных к главе администрации района Азату Ишемгулову, доставили в полицию.

— До схода наши представители две недели не могли попасть к главе на прием. После схода — 7 февраля — их пригласили в администрацию, разговаривали с ними весьма мило. Но когда после встречи они вышли на улицу, то увидели, что их ждут две полицейские машины. Моих односельчан отвезли в райотдел, где пытались заставить написать объяснительные о том, кто организовал сход, кто и зачем выложил видео с мероприятия в YouTube, — рассказала Рахматуллина.

После этого активисты объявили о проведении массового флешмоба 20 февраля, цель которого, по их словам, — добиться отмены аукциона.

"ЭТО МОЖЕТ СИЛЬНО УДАРИТЬ ПО МЕСТНЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ"

Опрошенные эксперты также критически отнеслись к проекту. Так, председатель отделения Союза пчеловодов России в Башкортостане Алексей Самойлов указал на целый ряд сложностей и неясных моментов в озвученных планах инвесторов.

У местных пчеловодов есть большая проблема с реализацией своей продукции — из года в год суммарно несколько тонн мёда у нас хранится на складах

Эксперт отметил, что у местных пчеловодов более благоприятное отношение вызвала бы идея постройки только завода по переработке меда со своей лабораторией.

— Вот это будет, я считаю, хорошее дело, — заявил Самойлов. — У местных пчеловодов есть большая проблема с реализацией своей продукции — из года в год суммарно несколько тонн мёда у нас хранится на складах, он остается нераспроданным. Если мед будет фасоваться, проверяться в лаборатории, которую французы также обещают привезти из Германии, если ими будет налажен экспорт меда, разработана и роздана нашим пчеловодам методика производства мёда на экспорт по международным стандартам — вот это будет правильно. Но если французы завезут сюда большое количество пчелосемей, это может сильно ударить по местным производителям. Ведь работы у людей в районах и так нет, особенно в деревнях. Пчеловодство — это подспорье к их небольшой пенсии и маленьким зарплатам.

В этой связи Самойлов привел в пример, как организовано взаимодействие пчеловодов с иностранными инвесторами в Украине:

— Там в страну зашли более десятка экспортеров. Власти же занимались только поддержкой местных производителей: даже личные подсобные хозяйства получали дотации, субсидии, другую всевозможную помощь. Других пчел в страну не завозили. И в итоге сохранились местные пчелы — украинская степная, карпатка; не произошло никакой гибридизации. Экспортеры тоже остались довольны покупаемым у местных пчеловодов качественным продуктом, которым они завалили всю Европу. И это дало Украине возможность выйти на второе место в мире по экспорту меда. Добавлю, что и закупочная оптовая цена на мёд там в два раза выше, чем в России. К этому надо стремиться и нам.

Ведь работы у людей в районах и так нет, особенно в деревнях. Пчеловодство — это подспорье к их небольшой пенсии и маленьким зарплатам.

Возвращаясь к проекту французских инвесторов в Башкортостане, Самойлов также указал на опасность гибридизации завезенных пород пчел с местными.

— Мы даже не знаем, какой породы пчелы будут завезены. Если они будут, например, южными, то они могут оказаться не зимостойкими и в то же время очень плодовитыми, — сказал Самойлов.

Он также обратил внимание на отсутствие у инвесторов опыта промышленного пчеловодства.

— В этом проекте есть определенный риск и для них самих. Найдут ли здесь они хороших работников за соответствующую оплату? Это ведь не на свинокомплекс рабочих набирать. Пчеловодство — очень сложный вид бизнеса, очень индивидуальный; здесь нужен огромный опыт, особое чутье — это я говорю как потомственный пчеловод. Здесь шаблонные способы не проходят. Быстро найти таких работников — тем более среди студентов, как они планируют, — полагаю, не получится. Отмечу, что и зарплата работников пасек должна быть очень высокой, — сказал Самойлов и добавил, что "новые технологии, которые обещают привнести французы, не актуальны — в эпоху интернета мы прекрасно отслеживаем и внедряем все ноу-хау".

По такому проекту должны быть организованы общественные слушания и рабочее совещание с представителями общественных пчеловодческих организаций

В заключении эксперт заявил, что выделение земельных участков "должно согласовываться не только с Лесхозом, но и с сельсоветами, и желательно с общественными пчеловодческими организациями".

— Я считаю, по такому проекту должны быть организованы общественные слушания и рабочее совещание с представителями общественных пчеловодческих организаций для выработки концепции взаимодействия взаимовыгодного сотрудничества, — резюмировал Алексей Самойлов.

Экономист Всеволод Спивак отметил, что "3,7 миллиарда рублей, конечно, не являются эпохальными инвестициями для республики".

— Это нормальные средние инвестиции. Отмечу, что они приходят именно в ту сферу, о необходимости развития которой все говорят. Она ведь уже много лет топчется на месте, несмотря на мощнейший — еще советский — бренд "Башкирского меда". Конкуренция может дать новый старт ее развитию, принеся новые практики, открыв для нашей продукции новые рынки, — сказал Спивак.

Вместе с тем он заявил, что властям и инвесторам необходимо учитывать настроения местных производителей и проводить все положенные по закону процедуры.

Почему же любой бизнес, который приходит в Башкортостан, сразу попадает в агрессивную среду?

— В последнее время мы видим, что любой заметный инвестиционный проект вызывает у населения возмущение и противодействие. Это и Куштау, и возведение свинокомплексов; теперь мы начинаем проходить такую же историю с медом (хотя, казалось бы, нет чище продукта). Почему же любой бизнес, который приходит в Башкортостан, сразу попадает в агрессивную среду? Я полагаю, что все это — последствия Куштау и других противостояний с населением, которые в целом привели к падению авторитета власти, — заключил Спивак.

"ВЫ ДЕЛАЕТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ МЕД"

Увидев, что протест местных жителей против сдачи в аренду земель французским инвесторам приобретает масштабный характер, власти, наконец, спохватились и приступили к купированию конфликта по обычным для них схемам.

Прежде всего — администрация Ишимбайского района отказалась согласовать намеченный флешмоб, а местная полиция направила активистам предостережения о "недопустимости нарушения закона".

В государственных СМИ прошла серия публикаций, в которых власти постарались развеять опасения местных пчеловодов — заявлялось, что "предприятие не создает конкуренции внутри республики — вся продукция будет идти на экспорт, на российские прилавки ничего не пойдет". Было также сказано, что "половину продукции компания планирует производить самостоятельно, а половину — покупать у местных пчеловодов, готовых сотрудничать". Кроме того, утверждалось, что инвестор не допустит гибридизации пород пчел, поскольку "у него имеется большой опыт работы в научной генетике". Как бы от имени инвестора в публикациях утверждалось, что "в радиусе распространения башкирской пчелы компания будет использовать только ее и покупать пчел будет только на территории республики", а на сельхозтерриториях в других районах, где нет пчел башкирской породы, "будут использовать промышленные породы, согласованные и проверенные ветеринарным контролем".

Вице-премьер правительства Башкортостана Азат Бадранов на встрече с местными жителями
Вице-премьер правительства Башкортостана Азат Бадранов на встрече с местными жителями

Наконец, видя, что пчеловоды и поддерживающие их местные активисты продолжают готовиться к проведению флешмоба, власти 17 февраля организовали в Ишимбайском районе встречу вице-премьера правительства РБ Азата Бадранова с местными жителями. По сообщениям СМИ, на встрече Бадранов заявил о "бюрократической ошибке, которая была совершена при определении границ участков", и выразил готовность "исправить эту ошибку". Он также сообщил, что инвестор уже отказался от 7 из 14 выставленных на аукцион участков.

Как рассказали "Idel.Реалии" некоторые участники встречи, на ней они с удивлением услышали от некоего чиновника из республиканского Минэкологии (его фамилию уточнить не удалось), что местные пчеловоды якобы делают "некачественный мед".

— Было заявлено, что, мол, этот мед не пройдет никакой проверки в лабораториях, что там есть какие-то добавки. На это пчеловоды заявили, что их продукция тщательно проверяется и сертифицируется, — рассказал присутствовавший на встрече активист общественной организации "Зеленый щит Башкортостана — Куштау" Рамис Теляпкулов.

Когда активист задал Азату Бадранову ряд вопросов, в том числе — почему власти своевременно не информировали население о планах инвесторов и об аукционе, вице-премьер заявил, что ему "переводчик в общении с местными жителями не нужен".

По мнению активистов, вся встреча была организована "лишь для того, чтобы успокоить народ и попытаться отговорить его от проведения протестных акций".

— Власти говорили нам, что для пчеловодов предусмотрен целый ряд мер помощи, в том числе субсидии, и заявляли, что никто из Ишимбайского района не обращается за такой помощью. В ответ на встрече выступили несколько пчеловодов, которые рассказали свои истории походов за субсидиями. Один из них поведал, что он просто не смог до конца оформить субсидию из-за огромных бюрократических проволочек. Другой рассказал, что у него уже был отведен участок возле деревни Саргаево под пасеку, и его просто кто-то вырубил, — рассказала Альфинур Рахматуллина.

От представителей французского инвестора за все это время не последовало ни одного публичного заявления.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG