Парламент Эстонии (Рийгикогу) 27 октября обсудил проект заявления группы депутатов в поддержку коренных народов России перед лицом кремлевской "политики русификации". Документ в итоге отклонен. За его принятие проголосовали 15 депутатов, против — 46, воздержавшихся не было. "Idel.Реалии" поговорили с главным докладчиком обсуждения — депутатом от Консервативной народной партии Руубеном Каалепом. Беседа велась на английском языке.
— Вы удовлетворены итогами вчерашней дискуссии и голосования по заявлению в поддержку коренных народов России?
— Нет, не удовлетворен, так как заявление не было поддержано. 46 депутатов выступили против, 15 народных избранника поддержали его. Мне кажется, это показывает, что внешняя политика Эстонии нынешней власти лишена инициатив, эта власть опасается выступить с четкой позицией по широкому кругу вопросов.
— Не могли бы вы рассказать о своих мотивах? Почему вы все-таки решили выйти с такой инициативой в парламенте?
Мы знаем точно то, что испытывают люди, которые страдают от давления России и ее политики русификации
— Я абсолютно убежден, что поддержка прав коренных народов и принципа самоопределения по всему миру, особенно среди финно-угорских и других народов России должна стать одной из фундаментальных целей внешней политики Эстонии. Ведь это то, на основе чего исторически Эстония была создана. Эстония была частью Российской империи продолжительное время. Эстония также была под советской оккупацией. Поэтому мы не понаслышке знаем чувства этих людей, мы знаем точно то, что испытывают люди, которые страдают от давления России и ее политики русификации. Целью Кремля является уничтожение этих людей "культурными" инструментами. Мы должны поддержать этих людей всем миром и направить прожектор на происходящее в России.
— Кто-то может сказать, что вы делаете это для борьбы с Москвой, а не для защиты коренных народов. Как вы докажете свою искренность таким людям?
Мы должны поддержать этих людей всем миром и направить прожектор на происходящее в России
— Я думаю, мы не можем не встать на защиту коренных народов России, принимая нынешнюю политику Кремля. Эта политика является одной из самых значимых проблем, с которой нам приходится иметь дело. На протяжении многих десятилетий, когда Эстония вернула свою независимость, Россия пытается манипулировать политическими вещами в нашей стране. Для этого она использует русское меньшинство в нашей стране в качестве проводников своего влияния. Если она проводит такую линию, мы должны смотреть на то, что происходит в России. Мы должны знать то, как российские власти относятся к этническим меньшинствам в России. Наша активность не является каким-то оппонированием России в отместку за ее политику у нас. Мы руководствуемся тем, что между нами и народами России есть историческая связь. Как я уже говорил, эстонцы разделили общую историческую судьбу с коренными народами России, которые страдают от политики Москвы. Мы в конце концов один из народов, который также пострадал от такой политики.
— Однако ваш оппонент из Центристской партии Эстонии Михаил Стальнихин сослался на венгерский вопрос в Украине. Как вы думаете, оправдано ли сравнивание положения венгров в Украине и коренных народов в России?
— Думаю, в обсуждаемом контексте это не совсем оправдано. Мы не можем ставить знак равенства между политикой российского империализма, которая существует столетиями, и политикой Украины, страны, которая недавно стала независимой. Я в курсе того, что в Украине имеются проблемы в области образования на венгерском языке, но мне кажется, что это вопрос, требующий отдельного обсуждения в другой день. А вчера мы обсуждали гораздо более масштабную проблему сотен коренных народов России, которые страдают от политики Москвы гораздо сильнее, чем какое-либо меньшинство в какой-либо стране Европы.
— Я изучил проект заявления и слушал ваше выступление в парламенте. В них было много детальной информации о том, что происходит в республиках России. Вы упомянули много имен из этих регионов. Вместе с тем, большинство из депутатов, инициировавших документ, являются представителями Консервативной народной партии Эстонии. Означает ли это, что ваша партия как-то особенно следит за тем, что происходит в регионах России?
— Мы, конечно, обращаем особое внимание на то, что происходит с финно-угорскими народами России, в связи с тем, что у нас с ними особая историческая связь. Мы с ними связаны в плане языка, культуры — у нас много общей мифологии. Мы очень похожи.
— Но вы называли не только финно-угорских активистов и не только финно-угорские регионы. Вы не ограничились рассказом об акте самосожжения Альбера Разина, вы также упомянули активистов из Татарстана — Фаузию Байрамову, Батырхана Агзамова, вы не обошли стороной кейсы из Башкортостана, Северного Кавказа и Калмыкии. Это подталкивает на мысль, что ваша партия пристально следит за тем, что происходит в России.
— Мы определенно следим за тем, что происходит, это ведь та же борьба для всех этих народов. Кремль нападает на них одинаково, независимо оттого, кто они — татары, финно-угры, якуты и тд. Тут имеет место совершенно четкая попытка русифицировать эти народы. И единственный способ остановить это — это быть вместе перед натиском этого давления. Вы правы, мы следим не только за судьбой финно-угорских народов, которые близки нам, но и за положением других народов, которые вынуждены бороться за себя.
— Ваши коллеги из правящих партий не поддержали вашу вчерашнюю инициативу. Как вы думаете, официальные лица на уровне Европейского союза понимают то, что происходит в России в той же мере, что и вы?
— Я думаю, есть две причины того, почему правящие партии решили не поддержать инициативу (в настоящее время правящую коалицию в Эстонии составляют Центристская партия Эстонии и Партия реформ Эстонии — прим. "Idel.Реалии"). Одна из правящих партий, Центристская партия Эстонии, очень зависит от русскоязычных избирателей. Поэтому они на инстинктивном уровне против всего, в чем имеется критика в отношении России. А другая правящая партия, либеральная, проевропейская партия, считает, что Эстонии не стоит проявлять инициативность в тех вопросах, которые не обсуждены на общеевропейском уровне. Я думаю, в корне всего этого кроется отсутсвие независимого видения и смелости. Они выступают против России лишь в тех случаях, когда вопрос одобрен на европейском уровне в Брюсселе. Но я думаю, что вопрос защиты прав коренных народов — это как раз тот вопрос, в котором Эстонии есть чему научить Европу. Но мы, к сожалению, не делаем этого. Поэтому цели разработанного документа заключались, в том числе в этом — чтобы Эстония вышла вперед, поднимая эту проблематику на международной арене.
— Вы и ваши соратники из Консервативной народной партии Эстонии выступили с документом, который вряд ли будет тепло встречен российским президентом Владимиром Путиным. В то же время часто консервативные партии по всей Европе выступают в качестве друзей Кремля. Ваш шаг призван изменить такой образ консерваторов?
— Определенно, нам бы хотелось изменить это видение. Наверное, неправильно связывать только консервативные партии с Кремлем. Мы видим партии из разных частей политического спектра в Германии, во Франции, которые пытаются сотрудничать с Россией. Среди таковых есть партии социально-демократического и либерального толка, которые пошли на сотрудничество с Россией в вопросе поставок нефти и газа. Это взаимодействие очень выгодно для России. Они продают вооружения России. Поэтому проблема не только в консервативных партиях. Я думаю, что консервативным и националистическим партиям больше доверия, так как у нас есть ценности и мы хотим защищать наши национальные ценности и интересы.
— Как считаете, чем руководствовались те, кто оппонировал вам вчера? Например, представители правящих партий, как Михаил Стальнихин?
— Его мотивы понятны. Он представляет русскоязычных избирателей, он и сам русскоязычный. Он из того региона Эстонии, где проживает большое количество русских. Я думаю его критика, его обвинения в мой адрес, что я якобы использую язык вражды в отношении России, это все лишь повторение за Москвой кремлевского видения.
Несмотря на неоднократные попытки ко времени публикации данного материала "Idel.Реалии" не смогли связаться с депутатом парламента Эстонии Михаилом Стальнихиным.
— Почему вы считаете, что ваша инициатива как-то может помочь коренным народам России?
— Я думаю наличие таких инициатив — это сигнал для этих народов, что они не забыты свободным миром. Россия их закрывает все больше и больше. И в этих условиях одна из вещей, которые мы можем сделать — это показать, что мы смелые и мы не боимся российской политики, и мы не изменим нашим принципам. Мир обсуждает конфликты и нарушения прав человека в Китае, на Ближнем Востоке, но мир также должен обратить свои взоры на Россию.
— Вы говорите, что вы достаточно смелы, чтобы бороться с репрессиями, с политикой, реализуемой в России. Но не боитесь ли вы возможных последствий такого поведения для вашей страны?
— Если мы будем игнорировать подобные вещи, это нас не спасет, ведь суть российской политики всегда сводится к диктату — тому, как другие государства должны себя вести. И между нашими странами и так есть много проблем. В этой ситуации, как представляется мне, если мы хотим добиться дипломатического успеха по линии России, лучше придерживаться своих принципов, при таком раскладе российская сторона по крайней мере будет уважать нас. А если мы изменим своим принципам, они вряд ли будут относиться к нам серьезно. Я думаю, это одна из важных вещей в ведении дипломатии с такими странами как Россия.
— Во время своего выступления в парламенте вы упомянули китайскую политику в отношении уйгур. Вы полагаете, что путинская политика может принять такие же формы и масштабы, как политика Си Цзиньпина в Синьцзяне?
— Я действительно так думаю. Мне представляется, что единственная разница заключается в том, что Китай имеет концлагеря, а Россия — пока еще нет. Но цели обоих одинаковы — культурный геноцид. Мы должны смотреть на эти режимы как части единой картины.
— Ваша вчерашняя инициатива провалилась. Какие у вас планы, что вы намерены делать дальше?
— Тот факт, что она провалилась в этот раз, совсем не означает, что это не сработает в другой раз. Нынешняя власть в Эстонии не вечна. В настоящее время мы уже стали самой популярной партией Эстонии и велика вероятность того, что по итогам предстоящих выборов 2023 года мы будем формировать новое правительство. Поэтому это очень хорошо, что мы уже обозначили, что будет нашей целью, нашим приоритетом во внешней политике Эстонии. Мы будем защищать, в том числе коренные народы России на международном уровне.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.