Ссылки для упрощенного доступа

Радий Хабиров: "Я — путинист, самый настоящий"


Радий Хабиров
Радий Хабиров

Глава Башкортостана Радий Хабиров в среду провел четырехчасовую "Прямую линию" с населением и немногими допущенными на мероприятие журналистами. Львиную долю времени заняли ответы на явно подобранные вопросы жителей республики и присутствовавших в зале лояльных общественников.

На "прямую линию" с Хабировым не попали представители ряда независимых СМИ

Мероприятие сперва анонсировалось, как "Большая пресс-конференция Радия Хабирова". Однако, в ее начале организаторы объявили, что, ввиду большого количества вопросов, поступивших от жителей республики в соцсетях и о другим коммуникационным каналам, правильнее было бы назвать мероприятие "Прямой линией".

Признание организаторов было подтверждено целым рядом фактов. Так, на мероприятие не попали представители ряда независимых СМИ, в том числе, "Пруфы.рф", "РИА ЕАН", которым было отказано в аккредитации под предлогом нехватки мест в большом зале "Центра управления республикой". Тем не менее, в зале нашлись места для депутатов Госдумы и Госсобрания, многочисленных лояльных к власти общественников, спортсменов, КВН-щиков и так далее, вопросы и выступления которых заняли львиную долю времени трехчасовой "Прямой линии". Допущенным журналистам дали слово лишь на втором часу мероприятия.

Хабиров с самого начала придал мероприятию политический характер мероприятия подтвердил сам Радий Хабиров, который при ответе на вопрос ведущих, с каким настроением он явился на "Прямую линию", ответил, что "пришел с предвыборным волнением". В дальнейшем, глава республики не раз обращался к теме выборов, в частности, заверяя, у "Единой России", список которой по Башкортостану он возглавляет, "хорошая социология" (имелись ввиду предвыборные рейтинги. – ред.). От прямой агитации за свою партию глава, впрочем, воздерживался, употребляя лишь косвенные приемы.

Отвечая на вопрос, почему он возглавил список "единороссов", Хабиров заявил, что "не мог остаться над схваткой, бросив своих соратников по партии в ключевой момент".

— Я в этой партии довольно долго, прошел разные этапы с ней. Я человек публичный, возглавляю республику и у меня соответствующий рейтинг, побольше, чем у некоторых людей, поскольку весь инструментарий политики у меня в руках. А у "Единой России" сейчас непростой период. Я рассуждал так: мой рейтинг, очевидно, больше, чем у "Единой России" в Башкортостане, я его им дам и он [мой рейтинг] с высокой долей вероятности "просядет". Но там огромное количество моих соратников; бросать их, а самому быть над схваткой не очень красиво, — отметил глава региона, являющийся, по совместительству, секретарем регионального отделения "ЕР".

— В Думу я не собираюсь, — добавил, при этом, Хабиров.

Глава республики старался не избегать некоторых острых вопросов, охотно рассуждая, например, о проблемах общественного транспорта, экологии или же распространения коронавируса. Признавая допущенные в этой сферах и давно уже всем очевидные ошибки, Хабиров, тем не менее, настаивал на правоте, в конечном счете, своей "генеральной линии" в этих вопросах.

Рамиля Саитова посягала на очень важные ценности. Но есть суд и есть масса юридических способов, чтобы наказание было в меру гуманным.

Так, отвечая на вопрос, почему во время пандемии COVID-19 в Башкортостане продолжают проводиться многотысячные массовые шоу, такие, как Всемирная фольклориада или же финал чемпионата WorldSkills Russia, Хабиров настаивал на том, что выгоды от их проведения перевешивали опасности новых вспышек заболеваемости коронавирусом.

— Фольклориаду мы переносили с 2019 года, на третий раз мы бы ее просто потеряли, — завил Хабиров. — Вообще, мы исходили из того, что пользы в этих событиях — больше. Текущая ситуация была не столь трагична, чтобы мы закрылись и не проводили их. Каждое мероприятие — оно "вырванное" благодаря нашим лоббистским возможностям, каждое несёт пользу: о нашей республике говорят во всём мире.

Примерно также глава рассуждал о проблемах общественного транспорта в Уфе, признавая, что сперва, придя на руководство республикой, он пытался решить эту проблему "одним кавалерийским наскоком", что оказалось ошибкой. Комментируя жалобы горожан на упразднение многих автобусных маршрутов, Хабиров признал, что "где-то неповоротливо действуют транспортные структуры Уфы, где-то они недорабатывают по определению необходимого маршрута".

— Есть еще один момент: мы не можем обеспечить госперевозчиком ["Башавтотранс"] всю Уфу. Поэтому я пытался найти партнёров среди самых крупных частных компаний, несколько раз бросал им клич, предлагал совместную работу, но на наших условиях. Диалога, к сожалению, не получилось, — заявил Хабиров, умолчав о малозаконных методах, которыми госструктуры в 2018-2019 годах боролись с частными перевозчиками в регионе.

— Тот "Техас", который был на дорогах, мы потихоньку причесываем. Вопросов еще много, но я уверен, что эту ситуацию мы выправим и жители гораздо меньше будут жаловаться на транспорт, — заверил глава республики.

Многие наблюдатели подметили явную противоречивость (кто-то назвал это даже "двуличностью") в спичах Хабирова, когда он комментировал уголовные преследования и давление на независимых гражданских активистов, в том числе, во время выборов, и когда он осторожно и уклончиво высказывался по поводу возбуждения правоохранительными органами уголовных дел против ряда его министров и глав местных администраций.

Власть никогда просто так не дается. Она всегда захватывается. И тот, кто захватил власть, он никогда с ней не расстанется. Там идет жесткая борьба.

Так, говоря о судебных политических процессах над башкирскими активистками Рамилей Саитовой и Ильмирой Бикбаевой, Хабиров заявил, что ему "жалко этих женщин", ему "тяжело видеть Саитову в наручниках", но в то же время он считает, что "за свои слова, которые посягают на важные ценности, надо отвечать".

— Я всегда за милосердие, но порой от слов возникают страшные последствия. На протяжении долгого времени мы были свидетелями разных слов [Рамили Саитовой], которые возмущали и шли вразрез с законом. Она [Саитова] посягала на очень важные ценности. Но есть суд и есть масса юридических способов, чтобы наказание было в меру гуманным.

Относительно преследования Ильмиры Бикбаевой Хабиров заявил, что знает об этом всего лишь "из двух постов [в соцсетях]" и "даже состав преступления не очень понимает".

— Лучше скажу по Дильмухаметову — здесь я никогда не скрывал своей точки зрения, — заявил Хабиров, обнаружив здесь осведомленность о деле Бикбаевой. — Я его [Айрата Дильмухаметова] деятельность давно знаю. Если ты выбрал такой жизненный путь, что нарушаешь закон, ты всегда должен быть готов, что получишь ответ от государства.

С видимой раздраженностью Хабиров отреагировал на вопросы журналистов о недопуске независимых кандидатов на выборы, в частности, Леонида Бирюкова, который в тот день был в третий раз отстранен от выборов.

— Я его [Бирюкова] фамилию даже не знаю. Я за всем этим наблюдаю, как за неким процессом, который происходит в избирательной кампании, отнюдь не влажу в каждую передрягу в республике. Знаю, вот, Тагира Вахитова, которому тоже отказали, потому что он не добрал подписей. Но вот что я хочу сказать — когда человек принимает решение идти в политику, он должен очень крепко подумать, поскольку в политике очень жесткие правила.

Неприглашение — это мой единственный способ защитить себя от хамства и лжи

Далее Хабиров в очередной раз изложил свое "кредо" о власти и способах ее удержания, которым он однажды уже поделился с членами своего Совета по правам человека.

— Власть никогда просто так не дается. Она всегда захватывается. И тот, кто захватил власть, он никогда с ней не расстанется. Там идет жесткая борьба. С какой стати?! — вот, ты пришел и критикуешь эту власть, а мы должны тебе красную дорожку расстелить?

Совершенно другой тон глава республики взял, когда был затронут вопрос об уголовных делах в отношении ряда членов его команды, в том числе, двоих министров его правительства и нескольких глав местных администраций. Хабиров заявил, что сам факт возбуждения уголовного преследования для него еще не является поводом для кадрового решения.

— Если обвинительный приговор вступит в силу, то мы, конечно, распрощаемся [с таким чиновником]. А если он не виноват? Я всегда смотрю — а что за состав, на чем его поймали, на взятке или нет? Ведь, когда есть должностное преступление с не очень понятными для меня деталями, то пусть суд сперва разберется. Многие должностные споры носят глубоко экономический характер — переппетение сроков, платежек, правильные-неправильные акты приемки и так далее. Поэтому пусть правоохранители делают свою работу, доводят до суда и если будет обвинительный приговор, мы распрощаемся. А пока этого нету, для меня это такой же член управленческой команды, с которым я работаю и буду работать.

Хабиров также признался, что в некоторых случаях, когда ему "приносили на какого-то главу бумагу" и говорили, что он "взял на карман", он их просто "сразу тихонечко убрал, сказав: "живите сами", без всякого уголовного преследования.

Под конец "Прямой линии" дело дошло таки до вопроса, почему на мероприятие не были приглашены некоторые СМИ, в частности, "Пруфы.рф".

— Неприглашение — это мой единственный способ защитить себя от хамства и лжи, — откровенно отрезал Хабиров. Пояснять, в чем он увидел со стороны упомянутого издания хамство и ложь, глава региона не стал.

Уже в самом конце четырехчасового мероприятия присутствовавший ветеран ВДВ решил задать главе вопрос, как он относится к "недоброжелателям президента РФ Владимира Путина".

— Плохо, естественно, к таким людям отношусь, — ответил Хабиров. — Я — путинист, самый настоящий.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG