В июле 2019 года башкирские чуваши взмолились о помощи: на речке Сильби, возле знаменитого села Слакбаш, родины классиков чувашской поэзии Константина Иванова и Якова Ухсая, при участии китайских инвесторов стали возводить животноводческий комплекс. В интервью "Idel.Реалии" активист деревни Краснояр Татьяна Григорьева рассказала, что под угрозой находятся не только экология, но и история и культура чувашской общины Башкортостана.
Дочь народного поэта Чувашии Якова Ухсая Елена Ухсай обратилась через СМИ к руководству региона с призывом вмешаться в ситуацию. По её словам, "нельзя позволять нерадивым и недобросовестным людям уродовать заповедные Сильбийские луга", куда на поклон литературным святыням ежегодно приезжают сотни чувашских туристов со всего мира.
Корень проблемы в том, что председатель правления Чувашской национально-культурной автономии Белебеевского района Башкортостана Владимир Яковлев дал согласие на строительство свинокомплекса в Сильби. Он считает, что животноводческий объект "даст возможность открытия рабочих мест для населения сельской местности и будет способствовать дальнейшему успешному развитию историко-культурного центра в селе Слакбаш".
По мнению Яковлева, строительство свинокомплекса не будет противоречить экологии, однако местные жители с ним не согласны. Они утверждают, что свинарник напрямую угрожает экологии рек Слак и Сильби, чувашским деревням Краснояр, Канаш, Нижний Чубукаран, Слакбаш.
В этом году депутатом Слакбашевского сельсовета Белебеевского района Республики Башкортостан избрали юриста Надежду Осипову, которая представляет деревни Краснояр и Нижний Чубукаран. В родные места из Уфы она переехала недавно и сразу подключилась к решению проблемы свинокомплекса на Сильби. В настоящее время именно она ведёт судебные баталии за Сильбийские луга.
— Надежда, суд в первой инстанции ваш иск не принял даже к рассмотрению. О чём он был?
— Действительно, по понятным причинам, суд не торопился рассматривать наше административное исковое заявление, но, обжаловав решение о возврате иска в вышестоящую судебную инстанцию, мы отвоевали своё право на доступ к правосудию.
Относительно сути заявленных требований могу пояснить, что, во-первых, судебный процесс мы инициировали против местной администрации, которая уклоняется от проведения общественной экологической экспертизы. Это несмотря на то, что законом прямо предусмотрено соответствующее право.
Чиновники утверждают, что якобы местное население радостно поддержало идею строительства свинокомплекса, но при этом они активно сопротивляются проведению экспертизы, которая развеяла бы все сомнения. Решение суда пока в законную силу не вступило, и наши дальнейшие действия будут обусловлены результатом этого процесса.
Во-вторых, наша задача состояла в том, чтобы через суд ознакомиться с материалами, на основании которых было инициировано строительство свинокомплекса, и подготовиться к основному процессу о нарушении экологических прав граждан подобной инициативой. И надо отметить, что у наших оппонентов далеко не всё в порядке с разрешительной документацией.
— Как восприняли решение суда народ и лично вы?
— Я, имея опыт работы адвокатом, была готова ко всему. Народ же, как мне показалось, не очень доверяет правосудию.
— Каково сейчас положение на свинокомплексе? Что предпринимают защитники заповедника?
— Свинокомплекс построен, но животных пока не завезли. В настоящее время мы ожидаем следующего процесса в суде апелляционной инстанции. Но люди, похоже, не готовы сидеть сложа руки и готовят очередной митинг перед зданием администрации.
— Есть ли что-то общее в битве за Куштау и борьбе за Сильбийский край?
— Если вы имеете в виду масштабные протесты, то я бы не хотела проводить параллели. Могу лишь предполагать, что мои избиратели, выбирая юриста, понимали, что существует другой путь решения проблемы. Митинги, пикеты, палаточные лагеря, которые они организовывали в связи со строительством свинокомплекса, — также один из законных способов выражения своего мнения, но никто не будет отрицать, что это всё же крайняя мера.
Я всегда за разумный диалог, в том числе и с представителями власти. Но когда другие средства исчерпаны (имею в виду средства прокурорского реагирования, судебного контроля), противостояние все равно выльется в открытый конфликт. Если государство самоустраняется от выполнения своих функций, а защита экологии — его непосредственная обязанность, то спокойствия не будет.
— Почему для свинарника выбрали именно Сильби?
— Для размещения свинокомплекса было выбрано самое неудачное место, вблизи от жилой застройки, на возвышенности, что неизбежно приведёт к загрязнению грунтовых вод, почвы, воздуха и т.д. Расположение свинокомплекса доказывает, что заинтересованные лица руководствовались исключительно соображениями сокращения затрат — о коренных жителях никто не думал.
У нас так много отдалённых, необжитых мест, с водоёмами, полями, всем необходимым — почему выбрали именно наш район? А всё из-за экономии — не нужно строить дороги, жильё для персонала, лучше прийти на всё готовое. Установи санитарную зону шириной в 1 км, как в нашем случае — и никто не посмеет упрекнуть тебя в нарушении закона.
Если бы на таком же расстоянии от усадьбы того же чиновника расположили свинокомплекс подобной запредельной мощности, вряд ли бы он обрадовался. Поэтому я полностью разделяю негодование местного населения, и в первом нашем судебном процессе мы выступили против бездействия представителей власти.
Более того, чувашская общественность как оскорбление приняла решение местной администрации о нецелесообразности учреждения зоны с особыми условиями использования территории в связи с наличием уникальных памятников чувашским деятелям культуры — вместо этого она согласовала решение о строительстве свинокомплекса.
— Как сейчас относятся к ситуации школа, музей, администрация Слакбаша, чувашские газеты и чувашское население Башкортостана?
— Как часто бывает, людей сплотила одна беда. Мы стали больше общаться, многие предлагают свои стратегии, народ проснулся. Есть и те, кто верит, что трагедия их не коснётся. Но таких единицы, и воспринимаются они скорее как предатели национальных и экологических интересов.
— Ваши дальнейшие шаги и предложения?
— Моё мнение таково, что сейчас самое время реализовать вынашиваемую десятилетиями идею о размещении в Сильби экологичного хозяйства. Самым прекрасным вкладом в будущее нашего края было бы выращивание на этом плодородном чернозёме востребованных сейчас чистых продуктов питания, без применения агрессивных технологий, без пестицидов, нитратов, химических удобрений.
Проблемы перенаселения, безработицы, экологии порождены нашей жадностью, и свинокомплекс лишь один из примеров эксплуатации, безразличного отношения к страданиям других. Но если разумно использовать всё то, что даётся нам природой, общество становится счастливым.
Это и есть процветание, когда у людей хорошая пища, свежий воздух, чистая вода, крыша над головой, возможность сохранять и передавать потомкам свои традиции и культуру.
Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.