Промышленный районный суд Оренбурга накануне огласил очередной приговор по "Баймакскому делу". Пятерых фигурантов, в том числе Санию Узянбяеву, приговорили к срокам от 4,5 до 5,5 лет колонии. Два месяца назад сыну Узянбаевой — Данису — назначили четыре с половиной года лишения свободы по делу о "массовых беспорядках" в Баймаке в январе прошлого года. Таким образом, суды уже вынесли приговоры в отношении 39 фигурантов "Баймакского дела".
Судья Промышленного районного суда Оренбурга Игорь Измайлов накануне, седьмого апреля, огласил приговор пятерым фигурантам "Баймакского дела". Об этом "Idel.Реалии" сообщил источник, знакомый с ходом процесса.
По словам собеседника, Ильмира Ахатова, Азата Кусарбаева, Айдара Магадеева и Санию Узянбаеву приговорили к пяти с половиной годам колонии общего режима каждого, а Азамата Аминева — к четырем с половиной годам. Их признали виновными в "участии в массовых беспорядках" (ч. 2 ст. 212 УК РФ) и "применении неопасного для жизни и здоровья насилия в отношении представителя власти" (ч.1 ст. 318 УК РФ).
Прокуратура запрашивала для обвиняемых более длительные сроки заключения. По данным "Idel.Реалии", представитель надзорного ведомства просил приговорить Кусарбаева, Магадеева, Ахатова и Узянбаеву к 10 годам колонии каждого, Аминева — к 8 годам.
Приговор еще не вступил в законную силу.
Семнадцатого января 2024 года судья Баймакского районного суда Башкортостана Элина Тагирова признала активиста Фаиля Алсынова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды") и приговорила его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Гособвинение запрашивало для активиста те же четыре года, но в колонии-поселении.
На оглашение приговора приехало несколько тысяч сторонников Алсынова, которые встретили решение суда с возмущением. На площади перед зданием суда произошли столкновения с силовиками, которые забрасывали протестующих гранатами со слезоточивым газом и избивали их дубинками. Протестующие в ответ закидывали полицию снегом. В итоге силовикам удалось вывезти Алсынова из здания суда только после того, как к ним прибыло значительное подкрепление.
После протестов в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Фигурантами этих дел стали около 80 человек.
Что известно о фигурантах
Процесс над этой группой фигурантов "Баймакского дела" стартовал 30 сентября прошлого года. Всего по делу состоялось не менее 20 заседаний. Признали ли они вину — неизвестно.
Сания Узянбаева
40-летняя Сания Узянбаева стала второй женщиной, которой вынесли приговор по "Баймакскому делу" (первой была Минзия Адигамова; в январе ее приговорили к четырем годам колонии, но суд решил отсрочить ей наказание, так как дети женщины пока не достигли 14-летнего возраста; Адигамова обжаловала приговор — "Idel.Реалии").
Узянбаева до ареста работала в продуктовом магазине. Ее задержали 22 января 2024 года в Сибае на рабочем месте. Женщину привезли в отдел полиции по Баймакскому району и заставили позвонить сыну.
— Он [сын Данис] на днях должен был уезжать на вахту "на севера", как раз устроился на работу, — рассказывал "Idel.Реалии" на условиях анонимности знакомый Узянбаевых. — Как нам рассказали, полицейские по телефону ему заявили: "Если не приедешь, то маму закроем, а приедешь — скорее всего, закроем только тебя". Он приехал, но маму все равно не отпустили.
В тот же день — 22 января — Баймакский районный суд отправил Узянбаеву под административный арест на 13 суток. Женщину признали виновной по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции"). По версии полиции, Узянбаева, находясь 17 января возле здания Баймакского райсуда, "отказалась, вопреки законному требованию сотрудников полиции, покинуть указанную территорию и не препятствовать выезду спецавтотранспорта конвойного подразделения с территории суда".
На следующий день, 23 января, тот же суд арестовал на 10 суток и ее сына — Даниса Узянбаева. Его также признали виновным по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Знакомые семьи рассказывали, что Сания и Данис Узянбаевы 17 января 2024 года оказались на площади у Баймакского районного суда "по чистой случайности". По словам собеседников "Idel.Реалии", Узянбаевы приехали в Баймак к родственникам и пошли в строительный магазин, расположенный рядом с судом, но он был закрыт.
— Они решили посмотреть, что делается на площади, а там уже начались столкновения, — рассказывал один из знакомых. — Силовики пускали слезоточивый газ, и один сотрудник [полиции] подбежал к ним и брызнул Сание в лицо из газового баллончика. Газ попал ей в глаза, она начала плакать — и Данис тут, естественно, возмутился, заступился за мать. Он схватил кусок снега и бросил в сотрудника. В тот момент их не задержали, и они уехали из Баймака.
Еще до истечения сроков административных арестов — 26 января 2024 года — Санию и Даниса Узянбаевых по отдельности вывезли в управление СКР по Башкортостану в Уфу. Им вменили часть 2 статьи 212 УК РФ ("Участие в массовых беспорядках"). В тот же день Кировский районный суд Уфы отправил их в СИЗО.
Адвокат Сании Узянбаевой Фаниль Ишкильдин в интервью изданию "Аспекты" говорил, что не видит состава преступления в действиях своей подзащитной: "Там максимум — административная статья, неповиновение [сотрудникам полиции]".
Седьмого февраля Ленинский районный суд Ижевска (Удмуртия) приговорил Даниса Узянбаева к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима.
Родственники Узянбаевой рассказывали, что она воспитывает несовершеннолетнюю дочь, "которой требуется лечение". "Она добрая, отзывчивая, трудолюбивая и хорошая мама; всегда с уважением относилась к родным и близким", — писали ее близкие.
Знакомые семьи в беседе с "Idel.Реалии" охарактеризовали Санию Узянбаеву как "обычную, работящую женщину, вырастившую двоих детей".
Адвокат Фаниль Ишкильдин в середине марта прошлого года рассказывал, что в материалах дела "появилась отрицательная характеристика на Санию от главы сельского поселения Нижнетавлыкаево Баймакского района [Фуата Саитова] — якобы она вспыльчивая и несколько раз привлекалась на административную комиссию".
— По словам Сании, в деревне она практически не появляется, поскольку работает сейчас в Сибае — и там же у родственников и живет. По поводу этой характеристики она заявила мне, что возмущена, что ничего подобного не было, — отмечал адвокат.
Азат Кусарбаев
Жена Азата Кусарбаева писала в соцсетях, что мужа задержали первого февраля прошлого года и увезли в Баймак. На следующий день мужчину отправили в Уфу, где Следком предъявил ему обвинение по части 2 статьи 212 УК РФ. В тот же день Октябрьский районный суд столицы Башкортостана отправил Кусарбаева в СИЗО.
По словам его жены, у них трое детей, сама она находится в декретном отпуске.
Айдар Магадеев
Силовики задержали жителя города Мелеуз Айдара Магадеева первого февраля прошлого года.
На следующий день Баймакский районный суд РБ признал Магадеева виновным по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ ("Участие в несанкционированном митинге, повлекшем создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям") и отправил его под административный арест на восемь суток.
В тот же день Магадеева этапировали из Баймака в Уфу, где Следком, по словам его родственников, предъявил ему обвинение по ч. 2 ст. 212 УК РФ. Третьего февраля Октябрьский районный суд Уфы избрал мужчине меру пресечения в виде заключения под стражу.
"Вместе с братьями по вере и сотнями других неравнодушных Айдар решил поддержать Фаиля Алсынова в день оглашения ему приговора в Баймаке", — писали родственники Магадеева.
Они уточняли, что у мужчины есть четверо дочерей в возрасте от двух с половиной до четырнадцати лет, а его жена находится в декретном отпуске.
***
О других обвиняемых из этой группы информации в публичном доступе практически нет.
Ильмир Ахатов, по данным "Комитета башкирского национального движения", зарегистрирован в деревне Абзаево (почти в 500 км от Баймака). Мужчину, по данным активистов, объявляли в розыск по "Баймакскому делу", но позднее розыскную карточку удалили.
Точная дата задержания Азамата Аминева неизвестна. В "Комитете башкирского национального движения" писали, что пятого марта прошлого года Ленинский районный суд Уфы продлил ему меру пресечения в виде заключения под стражу.
Аминеву — 39-40 лет, он родился в селе Карламан недалеко от Уфы. По данным активистов, несколько лет назад он работал пожарным, а после — бурильщиком в Нижневартовске.
- Таким образом, суды, которые по ходатайству прокуратуры проходят за пределами Башкортостана, уже вынесли приговоры 39 фигурантам протестов в Баймаке.
- 18 июля 2024 года Ленинский районный суд Орска приговорил Илшата Ульябаева к пяти годам лишения свободы. Он стал единственным известным фигурантом, которому в том числе инкриминировали ч. 2 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти").
- Пятого декабря прошлого года Центральный райсуд Тольятти приговорил Халида Ишкуватова к пяти с половиной годам колонии, Ильфата Ишмуратова и Закира Кульмухаметова — к четырем с половиной годам лишения свободы каждого.
- 24 декабря Устиновский райсуд Ижевска приговорил Ильнара Асылгужина, Айгиза Ишмурзина и Рафила Утябаева к восьми с половиной годам лишения свободы каждого, Фанура Хажина — к шести годам, Фангиза Шарифгалеева — к пяти с половиной годам лишения свободы.
- 28 января стало известно, что Промышленный районный суд Самары приговорил 29-летнюю Минзию Адигамову к четырем годам колонии (суд решил отсрочить ей наказание, так как дети женщины пока не достигли 14-летнего возраста).
- Седьмого февраля Ленинский районный суд Ижевска (Удмуртия) приговорил Даниса Узянбаева, Азата Мирзина, Фатиха Ахметшина и Венера Яубасарова к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима каждого. Вилюру Карачурину и Айтугану Малабаеву суд назначил по пять лет лишения свободы в колонии общего режима.
- 26 февраля Ленинский районный суд Орска огласил приговор пятерым фигурантам "Баймакского дела" — Айтугану Абдуллину, Денису Икбаеву, Мурату Бикбулатову, Ильмиру Рыскулову и Айбулату Нигаматову. Их приговорили к пяти годам колонии каждого.
- Третьего марта Промышленный районный суд Самары приговорил Айгиза Абсалямова, Айсура Тулыбаева, Айгиза Уразаева к четырем с половиной годам колонии каждого; Вадима Кагарманова приговорили к 4 годам 11 месяцам, Раиля Галина — к пяти годам.
- 19 марта Центральный районный суд Оренбурга приговорил Айдара Юсупова к четырем годам лишения свободы, Ильназа Махмутова — к трем годам девяти месяцам, Закия Ильясова — к трем годам четырем месяцам, Валляма Муталлапова — к трем годам трем месяцам лишения свободы.
- 27 марта Автозаводский районный суд Тольятти (Самарская область) приговорил Айтугана Китикова к 7 годам колонии общего режима, Фидана Исмагилова — к 6 годам, Шафката Ульмасбаева — с 7 с половиной годам, Раяна Фаттахова — к 5 с половиной годам колонии.
- Все материалы "Idel.Реалии", посвященные "Баймакскому делу", опубликованы в специальном разделе на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.