Ссылки для упрощенного доступа

Башкирским чувашам подложили свинью


Татьяна Григорьева
Татьяна Григорьева

В июле чувашскую общественность всколыхнула весть о тяжбе вокруг строительства крупного свинокомплекса на Белебеевской родниковой вершине Республики Башкортостан. В Поволжье эта территория известна как заповедный уголок "Сильбийские луга". По утверждению протестующих местных жителей, будущий мегасвинарник напрямую угрожает экологии рек Слак и Сильби, чувашским деревням Краснояр, Канаш, Нижний Чубукаран, Слакбаш.

Активист деревни Краснояр Татьяна Григорьева рассказала "Idel.Реалии", что под угрозой не только история и культура, но и будущее чувашской общины Башкортостана.

Татьяна, расскажите, какова сейчас ситуация на месте строительства свинокомплекса? Сваи уже забиты?

— Ведутся работы по рекультивации земель — такой ответ мы получили от заместителя министра сельского хозяйства Республики Башкортостан в конце июня текущего года. А на самом деле — проводился срез плодородного слоя почвы… Основа под фундамент для корпусов готова. Как огласили на презентации, их будет девять.

— Главный козырь строителей свинокомплекса и местных чиновников — многомиллиардные инвестиции в регион. А что вы, жители села Слакбаш и деревни Краснояр, можете противопоставить большим деньгам?

— Самый ценный ресурс будущего — это чистая вода, свежий воздух, плодородная земля. Все это стратегический, неприкосновенный запас нашей цивилизации.

Свинокомплекс
Свинокомплекс

Территория Белебеевского района относится к местности, испытывающей дефицит водных ресурсов (по данным Отдела водных ресурсов по Республике Башкортостан). Предприятия такого рода потребляют огромное количество воды. Деревни, находящиеся ближе десяти километров от строящегося свинокомплекса, кроме чувашских деревень, уже сегодня испытывают недостаток воды. Потому и выбрали место строительства на наших священных родниках.

У вас так много родников?

— Наш край знаменит как край поющих родников. Зона водосбора родников попадает в зону внесения отходов от свинокомплекса. Едва ли звонкие родники, единственные источники воды для близлежащих сел, останутся пригодными для питья...

Без светлых родников, без изумрудного воздуха, без журчания Слака и Сильби, без красоты Сильбийских лугов Слакбаш сразу же перестанет быть местом паломничества народов Башкортостана и Чувашии.

Говорят, что группа компаний "Таврос", которой переданы ваши земли на 25 лет, связана с китайцами, и белебеевский свинокомплекс очередной шаг китайской экспансии на восток. Это верно?

— На территории соседних районов идет строительство скоростной магистрали — "Шелковый путь", а на общественных слушаниях в ДК поселения Шаровка было озвучено, что ООО Уральская мясная компания "Таврос" планируют выходить на китайский рынок.

Судя по документам, строительство свинокомплекса в Сильби несет в себе только экологическую угрозу. Этнокультурный компонент не затрагивается.

— Вы правильно заметили: угроза — экологическая! Для человека, для местного населения, для краснокнижной флоры и фауны. Изумительные по красоте леса, холмы, хрустальные родники — это не только край землепашцев, но и Геликон чувашской поэзиии, колыбель героического патриотизма, ибо исторически наши места отмечены печатью любви гениев и славы героев, обессмертивших родину во времени.

На территории соседних районов идет строительство скоростной магистрали — "Шелковый путь", а на общественных слушаниях в ДК поселения Шаровка было озвучено, что ООО Уральская мясная компания "Таврос" планируют выходить на китайский рынок

Можно сделать вывод, что экологическая угроза — это угроза для истории и культуры чувашской диаспоры Башкортостана, для ее будущего. Если мы не сумеем сохранить свою землю, то кем станем?! Что будет с башкирскими чувашами?!

Красноярцы устраивали одиночные пикетирования возле администраций Белебея и Уфы, дежурили на поле днем и ночью. Безрезультатно?

— Пока палаточный лагерь был, работы не велись. Как только жители получили ответ из Белебеевской межрайонной прокуратуры, что оснований для принятия актов прокурорского реагирования нет, лагерь вынуждены были разобрать. Строители в свою очередь установили забор и спокойно работают.

Администрация на наши обращения, заявления, жалобы не реагировала, как мы ни пытались привлечь внимание. Что мы только ни делали — реакции и результата нет. Люди перестают верить в то, что имеют права и могут ими пользоваться.

В публичных выступлениях вы не раз отмечали, что местное население сомневается в легитимности будущей экологической экспертизы. Почему? Когда и кем она будет проведена?

— До сих пор ни инвестор, ни подрядчик не представили местным жителям ни одного официального документа о безопасности свинокомплексов для экологии, для человека. Не учитывается и факт высокого залегания грунтовых вод (от 1–2 до 10–12 метров). Все, что мы видели — презентации, бизнес-планы, гипотезы, которые были продемонстрированы на публичных слушаниях.

Разрешительной документации нет, а работы ведутся. Получается, что строители заранее уверены в результатах экологической экспертизы?! Из письма Росприроднадзора от 9 июля 2019 года следует, что необходимость проведения государственной экологической экспертизы и место проведения определяет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. В Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан заявление о проведение государственной экологической экспертизы и поручение Центрального аппарата Росприроднадзора на организацию и проведение экологической экспертизы не поступали.

Видимо, есть какая-то еще организация, о которой мы не знаем, которая имеет право организовывать и проводить экспертизу федерального уровня для объектов повышенного класса опасности. Когда и кем будет проведена экспертиза и будет ли она "честной" — мы не знаем.

У вас есть объяснение, почему местная администрация, лоббирующая интересы Уральской мясной компании "Таврос", выбрала под строительство мегасвинокомплекса именно Сильбийские луга? Ведь Башкортостан огромный.

— Белебей — это территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), всевозможными способами администрация пытается привлечь инвестиции. Для инвесторов в свою очередь, возможно, есть какие-то льготы, я в этом не сильна.

Белебей
Белебей

Но вопрос действительно интересный: почему бы не строить на землях, непригодных для сельскохозяйственного назначения? Там, где ущерб экологии, культуре и человеку будет минимален.

Известно, что Сильбийскую землю называют "святыней всех чувашей" и "Меккой чувашской культуры". Чуваши из других регионов страны и конкретно из Чувашской Республики вас поддержали?

— Конечно, поддержали. Многие из них бывали в наших памятных местах. Отдельное спасибо почетному председателю Союза чувашских краеведов Виталию Станьялу. Было приятно и гордо читать его статью "Удар по башкирской Швейцарии", опубликованную чувашским народным сайтом.

Но вас не поддержал председатель правления Чувашской национально-культурной автономии Белебеевского района Башкортостана Владимир Яковлев. Он дал согласие на строительство свинокомплекса в Сильби. Вы с ним беседовали?

— Разговор был по телефону. Мы обращались за помощью, но мнения наши разошлись. Яковлев считает, что животноводческий объект "даст возможность открытия рабочих мест для населения сельской местности и будет способствовать дальнейшему успешному развитию историко-культурного центра в селе Слакбаш". Как он полагает, строительство свинокомплекса не будет противоречить экологии. Хотелось бы в это верить, но, к сожалению, практика показывает иное.

Московский литератор Елена Ухсай, дочь поэта Якова Ухсая, предлагает включить памятники Сильбийской земли в реестр памятников ЮНЕСКО.

— Идея очень хорошая! Это было бы здорово. Хорошо бы также включить наши места в заповедную и природоохранную зону. Мы думали об этом. Будем работать в этом направлении.

Только будет ли это возможно осуществить, находясь по соседству с крупным свинокомплексом?

Вы писали главе Чувашской Республики и в Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии. Не раз обращались к врио главы Республики Башкортостан и главе Белебеевского района. Что они вам ответили?

— По существу ответов нет. Со своей стороны мы отправляли не только письма, но и коллективные обращения, жалобы, петицию, копии протоколов схода граждан с подписями против строительства опасного объекта именно на границе Сильбийской земли под видом земель Шаровского поселения. Все отправляется в Белебеевскую администрацию. Ответы содержат информацию о мясной компании и многомиллиардных инвестициях.

А к депутатам, общественным деятелям, журналистам обращались?

— Да. Писали в Роспотребнадзор РБ, Министерство природопользования и экологии РБ, Россельхознадзор, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, депутату Государственной Думы Анатолию Аксакову (кстати, башкирскому чувашу), Геннадию Зюганову, Владимиру Жириновскому, Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру и т.д. Проводили собрания с оформлением протоколов общественных сходов при участии депутата Государственного Собрания-Курултая РБ Лии Хафизовой, общественницы Дианы Демидовой, представителей партии "Зеленые" и КПРФ и других общественников.

В поддержку экологии в наших местах из Уфы приезжали музыкальная группа "Плегма", талантливый молодой исполнитель татарских и башкирских песен Марсель Закиров. Освещали нашу проблему, и не раз, на телеканале UTV — Уфимское телевидение. Выходил сюжет на телеканале "Красная линия". Другим изданиям и телеканалам наша проблема не интересна.

Строительство свинокомплекса уже началось. Что вы продолжаете требовать?

— Наши требования небольшие: мы просим пересмотреть место под строительство свинокомплекса и отодвинуть его на более безопасную территорию от наших земель — дальше за Шаровку.

— Чиновники вас игнорируют. Какие следующие шаги намерены предпринять активисты?

— А что чиновники? Им не жить здесь, не пить эту воду. Они преподносят мифы о развитии инфраструктуры, строительстве дорог, создании рабочих мест, что все мы станем счастливы, если кому-то повезет получить третьесортную работу в свинарнике, к которому проведут асфальтированную дорогу для большегрузных машин, хотя большинству придется пить нечистоты и дышать "ароматом" разлагающегося навоза и летучих химических веществ.

Убеждена, что наш самый ценный ресурс — это чистая вода, свежий воздух и плодородная земля

Считаю, что жить в краю поющих родников в исторически культурном центре гораздо лучше и привлекательнее для нашего и будущего поколений. В свою очередь мы не останавливаемся, продолжаем писать письма. Далее планируем обращаться в суд. Я выдвинула свою кандидатуру в сельские депутаты от партии "Зеленые". Я иду от партии "Зеленые", потому что экология мне ближе всего. Убеждена, что наш самый ценный ресурс — это чистая вода, свежий воздух и плодородная земля. Человеку надо бережнее относиться к природе — другого выхода у человечества пока нет.

Татьяна Григорьева родилась в деревне Краснояр Белебеевского района Республики Башкортостан. Коренная чувашка. Окончила Башкирский государственный университет по специальности "Социология". В настоящее время вместе с детьми большую часть времени проживает в своей деревне. Считает, что родная земля и чистая вода, свежий воздух и здоровая еда — это то, что нужно человеку для счастливой жизни.
Село Слакбаш, расположенное в 2,7 километрах от намеченного строительства, имеет огромное историко-культурное значение. Это одно из самых старых поселений Белебеевского района Республики Башкортостан. Основателями села являются переселенцы из Чувашии, которые купили землю башкирских старейшин в 1730–1770 годах. Слакбаш (с чувашского "начало Слак") лежит у подошвы высокой горы. Под горой протекает река Слак, в которую впадает множество звонких родников, выбивающихся из обрывистых берегов. Село отличается изумрудными пейзажами и разнообразием природных богатств. Здесь установлены памятники Герою Советского Союза Николаю Павлову, народным поэтам Чувашии Константину Иванову и Якову Ухсаю. Действуют краеведческий и два литературных музея. Поток школьников и туристов не иссякает круглый год. Посещение края входит в культурную программу официальных делегаций Башкортостана.
Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
XS
SM
MD
LG