Ссылки для упрощенного доступа

Ответить за полицейские пытки. Венер Мардамшин намерен привлечь к ответственности всех виновных


Венер Мардамшин и его представители в Верховном суде РБ.
Слева направо — Венер Мардамшин, Андрей Лопатин, Николай Чимчук,
Евгений Литвинов
Венер Мардамшин и его представители в Верховном суде РБ. Слева направо — Венер Мардамшин, Андрей Лопатин, Николай Чимчук, Евгений Литвинов

Верховный суд Башкортостана оставил без изменения сроки лишения свободы, назначенные двоим бывшим сотрудникам нефтекамской полиции за пытки жителя Нефтекамска Венера Мардамшина. Заседание было 23 июня. Дополнительно суд по просьбе представителей потерпевшего лишил осужденных их специальных званий в системе МВД. Потерпевший и его представители решением суда удовлетворены и теперь намерены привлечь к ответственности остальных пытавших Мардамшина нефтекамских полицейских.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

В ноябре 2019 года Янаульский райсуд вынес обвинительный приговор бывшему начальнику отдела угрозыска нефтекамского отдела полиции Ильвиру Сагитову и старшему оперуполномоченному этого же отдела Радиму Хайруллину, обвинявшимся в пытках и истязаниях жителя Нефтекамска Венера Мардамшина.

Согласно приговору, основанному на доказательствах следствия и показаниях потерпевшего, при помощи истязаний полицейские пытались от него добиться признания в похищении местной предпринимательницы Фирузы Насыровой.

По рассказу Мардамшина, когда он отказался признаваться, его начали избивать, применяя дубинки и электрошокер


Как заявлял Мардамшин органам следствия, 10 ноября 2016 года он был без всяких оснований задержан сотрудниками полиции, доставлен в опорный пункт на улице Трактовой в Нефтекамске, где от него потребовали признаться в похищении предпринимательницы. По рассказу Мардамшина, когда он отказался признаваться, его начали избивать, применяя дубинки и электрошокер. Тем не менее, добиться от него признания полицейским не удалось и не следующий день, 11 ноября они его отпустили, взяв с него расписку, что он претензий к сотрудникам полиции не имеет. В больнице, куда пострадавший сразу же обратился за медицинской помощью, врачи врачи зафиксировали у Мардамшина многочисленные травмы и ушибы на поверхности тела и внутренних органов, множественные кровоподтеки, ожоги на ногах от электрошокера и другие повреждения.

Подсудимые свою вину отрицали, утверждая, что Мардамшин оговорил их в силу личной неприязни. Сагитов и Хайруллин заявляли, что ни 10, ни 11 ноября они с потерпевшим не встречались, не доставляли его в опорный пункт и не избивали.

Суд в Янауле счел вину Сагитова и Хайруллина полностью доказанной. Экс-полицейские были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного пп. "а", "б" ч.3 ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий с применением насилия, с применением специальных средств). Оба подсудимых были приговорены к трем годам и трем месяцам лишения свободы каждый, с лишением права занимать должности и осуществлять служебную деятельность в правоохранительных органах РФ сроком на три года.

Обе стороны обжаловали приговор в Верховный суд республики в апелляционном порядке. Адвокаты осужденных потребовали отменить обвинительный приговор и оправдать своих подзащитных.

Потерпевший Венер Мардамшин и его представители заявили о чрезмерной мягкости приговора и потребовали ужесточить меру наказания, а также лишить экс-полицейских их специальных званий в системе МВД. К доводам потерпевшего присоединилась и прокуратура, направив в суд соответствующее апелляционное представление, которое по неизвестной причине было потом отозвано. Впрочем, в суде представитель гособвинения вновь поддержал доводы жалобы Мардамшина.

Заключительное заседание в Верховном суде РБ началось с того, что неожиданно были возобновлены судебные прения. По ходатайству гособвинения суд огласил протокол допроса в Нефтекамском горсуде специалистов по сотовой связи, после чего вновь последовали выступления сторон. Защита подсудимых вновь заявила, что данные детализации телефонных соединений говорят в пользу экс-полицейских. Представители потерпевшего настаивали, что доказательства по делу необходимо оценивать во всей совокупности, что, по их мнению, и было правильно сделано судом первой инстанции.

В последнем слове экс-полицейские вновь заявили о своей невиновности

В последнем слове экс-полицейские вновь заявили о своей невиновности. Ильвир Сагитов, как и в судах первой инстанции, утверждал, что Мардамшин их "оговорил", прибавив, что потерпевший "теперь стремится незаконно расправиться с сотрудниками полиции". Радим Хайруллин пожаловался, что суд [первой инстанции] "доверяет только показаниям потерпевшего", добавив: "Получается, любой человек может прийти в СК, написать на сотрудника и бездоказательно посадить его".

Оба подсудимых попросили вынести им оправдательный приговор.

После перерыва суд огласил резолютивную часть решения. Назначенные Янаульским райсудом Ильвиру Сагитову и Радиму Хайруллину сроки лишения свободы были оставлены без изменений. Дополнительно суд удовлетворил просьбу представителя Мардамшина Евгения Литвинова, постановив лишить экс-полицейских их специальных званий в системе МВД: Сагитова — звания "подполковник полиции", а Хайруллина — звания "старший лейтенант полиции".

Потерпевший Венер Мардамшин и его представители заявили, что решением суда они, в целом, удовлетворены.

Что же касается размера основного наказания, мы по-прежнему считаем его недостаточным

— Однозначно нужно сказать, что мы приветствуем решение суда о дополнительном наказании для осужденных в виде лишения специальных званий, - сказал руководитель регионального отделения Комитета против пыток Евгений Литвинов, представлявший интересы потерпевшего с самого начала следствия по делу. — Это, безусловно, послужит серьезным уроком самим осужденным и заодно предостережет тех, кто думает, что если он вдруг и угодит за решетку за пытки, то хотя бы не лишится специального звания, а, соответственно, и немаленькой пенсии за выслугу лет. Сотрудник, дискредитировавший своим преступлением службу в органах не только не должен работать там впредь, но и должен быть лишен всей той выслуги, которую он успел наработать. Что же касается размера основного наказания, мы по-прежнему считаем его недостаточным. После консультаций с потерпевшим нами будет решен вопрос о дальнейшем обжаловании приговора.

— Теперь позиция потерпевшего будет направлена на установление других участников преступления и привлечение их к ответственности. В ближайшее время будет написано соответствующее заявление в Следственный комитет, — добавил адвокат Николай Чимчук.

Еще во время следствия Венер Мардамшин заявлял, что его избивали четверо или пятеро сотрудников полиции. По данным представителей потерпевшего, следствие зачислило их в разряд "неустановленных лиц"; дело в отношении них было выделено в отдельное производство.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG