Журналист издания "Yeni Şafak" Ибрагим Карагюль написал в своем твиттере, что кампания против угнетения уйгур в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая — это операция ЦРУ.
— Вопрос Восточного Туркестана драматичный, он причиняет боль и является нашей незаживающей раной. Однако нынешняя кампания, проводимая по поводу Синьцзяна и уйгур, является делом рук иностранных игроков. Кампания эксплуатирует чувства, а именно — боль, и является операцией ЦРУ, — отметил он.
Спустя некоторое время пост исчез, при открытии по ссылке выходит надпись о том, что страница не найдена.
12 декабря 2018 года "Idel.Реалии" сделали запрос в МИД Турции с просьбой разъяснить позицию официальной Анкары по событиям в Восточном Туркестане. К моменту публикации новости редакция не получила ответа от турецких властей.
Австралийский писатель и журналист Си Джей Верлеман (CJ Werleman) в своей колонке для издания The New Arab посетовал на бездействие арабских и других стран с преимущественно мусульманским населением в отношении событий в Восточном Туркестане.
"Idel.Реалии" также писали о том, что в Китае созданы лагеря по перевоспитанию мусульман. Через эти учреждения, которые активисты называют тюрьмами, прошли уже свыше миллиона человек.
По мнению двух американских конгрессменов Марко Рубио и Криса Смита, от 500 тысяч до 1 млн человек либо прошли, либо проходят "перевоспитание" в подобных лагерях. "Обучение" в лагерях законодатели назвали самым массовым на сегодняшний день случаем лишения свободы представителей национальных меньшинств.
В КНР проживает около 8000 татар. В основном, это потомки татарских предпринимателей, обосновавшихся в районе Урумчи в конце XIX - начале ХХ века. Большинство из них хорошо владеют родным татарским языком. В 2000-х годах при помощи Всемирного конгресса татар несколько десятков татарских студентов были приняты в казанские вузы. По окончании учебы многие пытались остаться в Татарстане, однако получить российское гражданство смогли далеко не все. В результате они были вынуждены вернуться в Китай.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.