Cобытия в Башкортостане и Татарстане оказывают влияние на процессы, происходящие не только в этих двух республиках, но и на всем пространстве Российской Федерации, где проживают татары и башкиры. Напомним, что в Татарстане проживает только 30% представителей татарской нации. Ильнар Гарифуллин подытожил события в двух республиках и их влияние на татар и башкир в России в 2018 году.
ЯЗЫКОВЫЙ КОНФЛИКТ. ФАЗА 2
Так называемый "языковой конфликт", одной из сторон в котором является федеральный центр, а другой — народы Российской Федерации, начался еще в июле 2017 года и имел свое продолжение в 2018. Дело здесь не только в далеко идущих последствиях этого вопроса, но и в том, что после президентских выборов, вопреки надеждам властных элит национальных республик, наступление на права республикообразующих народов продолжилось. В марте 2018 года депутаты, представляющие национальные республики, инициировали закон, переводящий национальные языки из обязательной части учебного плана в разряд факультатива. По сути этот законопроект не только закрепил де-юре результат осеннего "языкового противостояния" 2017 года (фактически отменивший государственный статус языков национальных республик в образовательной сфере), но и пошел дальше. Цементируя за предметами "родной язык" и "родная литература" факультативный статус, он закреплял и все вытекающие отсюда последствия — запрет на выпуск учебников и подготовку учительских кадров за государственный счет. То есть теперь российское государство могло полностью снять с себя обязательства по созданию условий для изучения родных языков народов, переложив их на плечи родителей.
После весьма жесткой реакции из национальных республик основные формулировки закона были существенно смягчены, но главный посыл, что национальные языки стали второсортными по отношению к русскому языку, стало очевидным. И более того, в тексте закона осталась формулировка "Право на изучение родных языков может быть реализовано, исходя из возможностей системы образования", то есть если у школы нет учителей или методических пособий, то несмотря на желание родителей, учебное заведение вправе законно отказаться преподавать родной язык. Интересно отметить, что закон подавался за подписью депутатов от национальных республик. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что все они, за исключением чеченского депутата, являются кочующими депутатами-варягами, лишь случайно оказавшимися в данном созыве Госдумы от данного региона. При этом прямо накануне рассмотрения законопроекта в первом чтении чеченский депутат Шамсаил Саралиев под давлением общественности отозвал свою подпись под законопроектом.
Весьма в неприглядном свете при принятии данного закона предстал депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов, являющийся, помимо всего прочего, председателем комитета по делам национальностей Госдумы и председателем Федеральной национально-культурной автономии татар.
Как и осенью 2017 года, он занял весьма недвусмысленную, соглашательскую позицию, постоянно успокаивая общественность тем, что якобы ничего страшного в принятии данного закона нет. Хотя по неофициальной информации, именно Гильмутдинов на кулуарных переговорах по данному законопроекту представлял интересы народов России. Злые языки утверждают, что после своих явно соглашательских действий депутат от Татарстана стал нерукопожатным у ряда своих коллег в северокавказских республиках.
При принятии данного закона его лоббисты, как и главный "успокоитель" общественности национальных республик Ильдар Гильмутдинов, уверяли, что в ответ будет создан некий федеральный фонд сохранения и изучения родных языков. Также предполагалось, что Министерством образования РФ будет создана концепция изучения родных языков. Но как это часто бывает, на выходе все это оказалось пшиком. Концепция так до сих пор и не создана, и более того, в ее разработку не допущены сами национальные республики. А фонд, указ о создании которого Владимир Путин подписал 26 октября, оказался с почти смешным бюджетом. Так, на 2019 год в нем заложено 88 млн, на 2020 — 96 млн, на 2021 — 98 млн рублей. И это на всю страну.
УКРУПНЕНИЕ РЕГИОНОВ
Уже долгие годы лоббируемая разного рода околокремлевскими политиками и экспертами тема ликвидация национальных республик путем слияния их с соседними областями теперь приобрела реальные черты. Если раньше идеологами "губернизации" были маргинальные политики вроде Владимира Жириновского, то затем к их дружному хору в 2016 году присоединился Алексей Кудрин с его идеей разделения страны на 20 крупнейших агломераций. В 2018 году эти планы частично подтвердили и в правительстве РФ. В частности министерство экономики опубликовало проект "Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", согласно которому территория страны может быть поделена на 14 макрорегионов.
План предполагает разделить Поволжье на два макрорегиона: Волго-Камский и Волго-Уральский. Волго-Камский макрорегион включил бы в себя Марий Эл, Мордовию, Татарстан, Удмуртию и Чувашию, а также Пермский край, Кировскую и Нижегородскую области.
В Волго-Уральский макрорегион вошли бы Башкортостан, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области.
Никакого конкретного экономического обоснования данного проекта так и не было представлено, хотя такая реформа объяснялась якобы необходимостью экономического рывка. Однако данный проект напоминает по своей сути подготовку именно к национально-территориальному разделению страны. Эти мысли подтверждают и федеральные эксперты, славящиеся своими инсайдами из Кремля — политолог Валерий Соловей и главред "Эха Москвы" Алексей Венедиктов. Как говорят эти эксперты, главной причиной такого плана является "опасение Москвы в появлении сепаратистских устремлений у национальных республик в случае неизбежного ухудшения экономико-политической ситуации в стране".
Такие планы хорошо ложатся не только в логику постепенной унитаризации страны, но и если рассматривать шире, в процесс полного отказа от советского наследия. Ведь двумя главными столпами советского (ленинского) проекта образца 1917 года являются социальное государство и возможность самоопределения народов в рамках автономии. В принципе от первого столпа Российское государство уже отказалось. Осталось дело за вторым. Тем более сам президент РФ уже однажды на пресс-конференции как-то проговорился, сказав, что "Ленин реализацией принципа самоопределения народов заложил мину под фундамент страны", попутно в качестве его оппонента назвав Сталина.
Но в реализации данного плана есть один маленький нюанс — такого рода опасные политические реформы логично проводить в "тучные годы". В период же политической нестабильности, в которую постепенно входит Россия, такие эксперименты могут закончиться прямо противоположным результатом. Поэтому есть вероятность, что Кремль все же не решится пойти на такой шаг.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Возглавлявший последние восемь лет Республику Башкортостан Рустэм Хамитов 11 октября нынешнего года неожиданно ушел в отставку. Его сменщиком пока с приставкой врио стал Радий Хабиров. Этому предшествовал весьма странный инцидент в селе Темясово Баймакского района, названный с подачи СМИ "межнациональным конфликтом". В этих перестановках был свой глубокий символизм. Во-первых, перестановки произошли 11 октября — в День республики. Учитывая, что вопрос об этом решали в Москве, а не в Уфе, то это как бы являлось еще одним напоминанием, что никакого суверенитета, а значит самостоятельности в принятии важных решений больше нет. Во-вторых, оба они когда-то занимали высокие посты, и оба вынуждены были покинуть Уфу под давлением Муртазы Рахимова.
Громче всех этим перестановкам радовались представители башкирских национальных организаций, наиболее ретивые из которых вовсе устроили гуляния с танцами и играми на курае под ногами памятника Салавату Юлаеву. Причина здесь незамысловата — Радий Хабиров считается "настоящим" башкиром (хотя его родное село имеет тептярское сословное происхождение). Рустем Хамитов же, несмотря на свои постоянные попытки утверждать, что он башкир, так и не был принят башкирской частью населения.
Первые месяцы пребывания у власти Радия Хабирова показали, что политика хамитовской "оттепели" будет существенно свернута. В то же время врио пытается публично демонстрировать стиль жесткого управления с постоянным отсчетом своих подчиненных. В области национальной политики видится перспектива полного контроля над башкирскими национальными организациями.
В то же время уже проскакивают признаки некоего реваншизма в настроениях новой администрации Белого Дома. Помимо ноток зависти к Татарстану в речах нового врио есть и другие признаки. К примеру, весьма показательным был торжественный концерт в честь 25-летия конституции Башкортостана, прошедший 20 декабря в уфимском Конгресс-холле. Концерт состоял из чередующихся 50/50 выступлений башкирских и русских артистов. Ни одного выступления с выходом на сцену представителей татарской национальной культуры не было. В зале среди присутствовавших не было и никого из представителей татарских общественных организаций (это при том, что татары составляют примерно 1\3 населения республики). Даже из официозной Региональной национально-культурной автономии татар, ныне полностью подконтрольной властям региона. Это весьма показательный сигнал, имеющий большое символическое значение в такой республике, как Башкортостан.
СОГЛАСИЕ НА РАЗРАБОТКУ КУШТАУ
С возвращением Радия Хабирова закончилась долгая эпопея, связанная с судьбой гор-шиханов. Врио дал согласие на разработку одного из шиханов — Куштау Башкирской содовой компании.
Новые власти попытались представить это как необходимый компромисс. Однако этот шаг не решает проблему, а лишь оттягивает ее возможное решение, так как разведанных запасов на Куштау при нынешних темпах добычи хватит примерно на двадцать лет.
Одним из озвученных условий стало увеличение отчислений Башкирской содовой компании дивидендов в республиканский бюджет. Каким образом будет реализовываться это соглашение, так и не было открыто разъяснено общественности, что только добавило градуса недовольства. По слухам, данное условие может быть реализовано путем увеличения республиканского пакета акций в Башкирской Содовой компании. Сейчас у республики блокирующий пакет акций (около 38%) данной компании.
В то же время сдача Куштау может стать первой линией разлома между новым главой Башкортостана и башкирскими национальными организациями, так как последние, благодаря поддержке прежнего главы Рустема Хамитова, были главными хедлайнерами движения в защиту шиханов. И, судя по всему, администрация нового главы, в отличие от времен хамитовской оттепели, намерена полностью подчинить себе башкирский национальный сегмент. Попытка срыва съезда организации "Башкорт" — только первый звоночек в этом направлении.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОЙ НАЦИИ
Во время ежегодного послания Государственному Совету Татарстана президент Рустам Минниханов заявил о необходимости скорейшей разработки Стратегии развития татарской нации, работа над которой неоднократно начиналась, а затем тихо спускалась на тормозах. Последний раз такая попытка была предпринята накануне VI съезда Всемирного конгресса татар в 2017 году в формате так называемой языковой платформы, разработчиком которой стала Академия Наук Республики Татарстан. Но и тогда данная попытка была провалена, и на суд общественности ничего по сути представлено не было. Главным ответственным за разработку Стратегии глава Татарстана Рустам Минниханов в своем выступлении назначил Всемирный конгресс татар.
Глава "Милли Шура" Василь Шайхразиев объявил, что Стратегия будет готова к августу 2019 года. Документ в идеальном варианте должен представлять собой большой документ, где давался бы трезвый анализ нынешнего состояния татарской нации, с учетом всех данных — демографических, экономических, и в идеале даже политических. С учетом этих данных и должны быть показаны основные направления развития нации и инструментарии для достижения этого.
Большинство экспертов сходились во мнении, что для максимально эффективного результата должны работать как минимум две рабочие группы, независимые друг от друга.
БИТВА ЗА АЭРОПОРТЫ
Осенью 2018 с подачи министра культуры РФ Владимира Мединского была запущена кампания по присвоению имен выдающихся деятелей страны 45 аэропортам. Учитывая тот уровень раскола внутри российского общества, эта безобидная на первый взгляд инициатива вызвала целый шквал скандалов и пересудов.
Самое ожесточенное противостояние наблюдалось вокруг присвоения имени уфимскому аэропорту, выборы которого набрало рекордное количество голосов. В борьбе за него схлестнулись сторонники поэта Мустая Карима и его противники, в пылу борьбы топившие уже за присвоение уфимскому аэропорту имени военного летчика Мусы Гареева. В нешуточный конфликт оказались вовлечены различные околополитические силы и СМИ республики.
История с присвоением имени казанскому аэропорту вышла в федеральную медийную повестку, когда известный российский журналист Олег Кашин позволил себе в эфире радиостанции "Эхо Москвы" ряд весьма некорректных высказываний.
БОРЬБА ЗА ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ТАТАРСТАНА
События последних лет показали слабость и неготовность политического блока казанского Кремля отражать информационные атаки против республики. Крах Татфондбанка, кампания против татарского языка, статуса республики, везде. Выводы были сделаны весьма своеобразные.
В ноябре 2018 года на страницах популярного издания "Бизнес онлайн" появилась заметка, согласно которой практически весь сегмент популярных анонимных политических телеграмм-каналов отныне находится под контролем аппаратчиков администрации президента Республики Татарстан.
Если абстрагироваться от данного инсайда и посмотреть на информационную повестку ведущих политических телеграмм-каналов, то нельзя не заметить того факта, что все они стали весьма лояльны татарстанским властям. И кроме того, главным объектом информационной атаки стали известные активисты всевозможных общественно-политических организаций, журналисты неподконтрольных властям СМИ и т.д.
Помимо всего прочего выяснилось что сайты сетевых изданий "Бизнес-онлайн", "Idel.Реалии" и "Радио Азатлык" были заблокированы в ряде госучреждений. Это весьма странное решение, учитывая что эти издания — единственные СМИ в Татарстане, кто освещал позицию национальных республик и народов России в языковом конфликте и в дискуссии по укрупнению регионов РФ. Сам факт этого весьма сомнительного решения говорит как о раздражающей власти растущей популярности данных изданий, так и о том, что страусиная позиция ("ничего не вижу, ничего не слышу") людей, отвечающих за внутреннюю политику в Татарстане, весьма далека от понимания реальных интересов республики.
ГОВОРИМ ПО-ТАТАРСКИ
В 2018 году для татаро-башкирского мира были и свои маленькие радости. Так, в эфире федеральной редакции радиостанции "Эхо Москвы" появилась ежедневная короткая программа "Говорим по-татарски". Инициатором ее выступил новый заместитель главного редактора этой радиостанции Максим Курников. Ранее аналогичные проекты были запущены в Уфимской и Оренбургской редакции радио "Эхо Москвы".
Стоит сказать, что несмотря на непродолжительность, появление этих передач вызвало большой ажиотаж среди татарской общественности. Вызвано это тем, что даже такие небольшие шаги имеют большое символическое значение на фоне того наката на языки народов и политические права народов России, которые наблюдаются в последние годы. Понятно, что таким путем исправить ситуацию коренным образом никак нельзя, но по крайней мере, такие шаги могут поставить хоть какой-то барьер на пути разрастания весьма опасного для такой многонациональной страны, как Российская Федерация, шовинизма и ксенофобии.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.