Министр образования и науки России Ольга Васильева еще осенью прошлого года заявила, что школы скоро выйдут из муниципального подчинения. Пока это коснется 17 регионов, которые вошли в пилотный проект минобрнауки России. Новая модель управления предусматривает, что региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы. Власти обосновывают такое решение необходимостью создания единого образовательного пространства. Кроме того они считают, что это приведет к снижению трат.
На сегодняшний день учредителями всех школ в России являются муниципалитеты, и закон позволяет им самостоятельно формировать школьную программу.
Министр Ольга Васильева начала говорить о своих планах в унисон с кампанией властей против обязательности преподавания региональных языков.
— У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени, — говорила тогда министр. По мнению главы ведомства, таких субъектов, где было бы предпочтительнее оставить муниципальное управление, нет.
ПОКА РУССКИХ МНОГО
По данным переписей в России количество русских стабильно снижается, а большинство других этнических групп часто демонстрируют положительную динамику. Кроме того, количество мигрантов, натурализирующихся в России, постоянно растет. Об этом говорит статистика Росстата. Вероятно, поэтому федеральные власти спешат окончательно "решить национальный вопрос", пока русские все еще составляют абсолютное большинство в стране. Ведь если пропорции изменятся, сделать это будет гораздо сложнее.
Между тем пострадают от централизации в том числе и русские, этническое большинство страны. Ведь централизация — это не только вопрос региональных языков, но и шаги, которые оборачиваются в конечном счете выкачиванием денег из субъектов.
Для регионов России, в том числе и проживающих там русских, это обернется очередным усилением контроля над ними федерального центра. Как бы странно не звучало, остатки свобод субъектов пока сохраняются в том числе из-за муниципалитетов. Например, в Дагестане главы районов являются влиятельными центрами сил, которые могут саботировать решения региональных глав. Последние, как правило, в России являются ставленниками Москвы. Особенно в ряде республик, в которых даже прямых выборов глав нет. К тому же, передав формально вопросы образования региональным властям, федеральный центр, вероятно, хочет отвязаться и от финансирования, особенно в части этнокультурного компонента.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Владимир Жириновский: Ведь что такое "Татарстан"? Страна татар!
Американский эксперт по России Пол Гобл также считает, что инициатива Минобрнауки России является продолжением борьбы Кремля с региональными языками, а также очередным этапом централизации федеративной России.
— Я считаю, что это страшное предзнаменование для субъектов России, в том числе для республик. Это является также началом передачи власти федеральным округам, которые находятся под жестким контролем Москвы. Этот шаг вряд ли позволит сэкономить средства, зато это возымеет пагубный эффект на не русских. Но это до тех пор, пока им не удастся сбежать из новой путинской империи, — резюмирует эксперт.
Карина Стакетти, независимый эксперт по России, Украине, Евразии из Франции говорит, что в России продолжается режим жесткой экономии. Правительство, по ее мнению, пытается найти средства для финансирования программ в сфере образования и здравоохранения.
— Совсем плохи дела в сфере образования. Это показали недавние события в Перми, где 15 человек получили увечья от двух подростков, а также события в Бурятии. Эти проишествия представляют собой внутришкольные проблемы и являются показательными для всей образовательной сферы страны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мифы единой российской нации
Между тем эксперт подчеркивает, что одновременно Москва пытается ужесточить контроль над регионами. По ее словам, министр образования и науки России Ольга Васильева давно ведет борьбу с муниципальными властями, чтобы заполучить рычаги влияния на них ее ведомством и регионами. Так, министр считает, что не очень правильно то, что 44 000 школ напрямую не подчиняются Минобрнауки России, считает Стакетти.
— С политической точки зрения опасность сегодняшней ситуации заключается в том, что федеральная власть пытается одновременно надавить на муниципалитеты, ужесточить контроль над региональными лидерами и максимально ограничить возможности маневрирования для республик, как это происходит в случае с Татарстаном, — считает французский эксперт.
КАНАДА — НЕ РОССИЯ, ХОТЯ И НЕ РАЗВАЛИВАЕТСЯ
Следует отметить, что обычно в федерациях вопросы языка и даже образования в целом переданы на уровень субъекта, при этом региональное правительство свободно и не допускает вмешательства федерального центра в такие дела. Так, в Канаде вообще нет федерального министерства образования, зато такие структуры есть в каждом субъекте. Обычно роль федерального правительства в системе образования страны описывают выражениями "ограниченное участие" или вовсе "отсутствие какой-либо роли". И что удивительно, это работает гораздо эффективнее, чем даже нынешняя российская модель.
Если бы Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся рассматривала канадские регионы Альберта, Британскую Колумбию и Квебек как отдельные страны, они бы легко конкурировали с суверенными государствами, оказавшись в пятерке лучших наций мира наряду с Сингапуром и Японией, опередив таких сильных игроков на образовательном рынке как Финляндию и Гонг Конг.
Необходимо подчеркнуть и то, что указанные канадские провинции разноязычные, а подходы к образованию в каждом субъекте свои, но это почему-то не мешает им оставаться единой страной и показывать выдающиеся результаты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарский — не русский, а Россия — не Латвия
Вообще, власть в Канаде как и в России имеет три уровня: федеральная, региональная (провинции) и муниципальная. Кроме того Канада также является территориально огромной страной с большим количеством многочисленных и малочисленных народов. Поэтому все привычные разговоры о необходимости централизации России из-за ее огромных размеров и культурного разнообразия, не выдерживают никакой критики.
На федеральном уровне власти занимаются сферами, перечисленными в Конституционном акте 1867 года, среди которых внешняя политика, оборона и налогооблажение. Действия федерального правительства имеют влияние на все государство.
Уровень провинций (субъектов федерации) ответственна за сферы, которые также перечислены в указанном выше акте. Среди них как раз образование, здравоохранение, часть природных ресурсов и т.д. В каждой из 10 провинций Канады имеются свои собственные власти. В некоторых вопросах федеральные и региональные власти имеют совместные полномочия.
Муниципальные власти отвечают за парки, библиотеки, местное водоснабжение, местную полицию и другие вопросы.
Казалось бы, все почти также как в России, но опять же приходится напоминать, что в Канаде де-юре и де-факто власти субъектов не так сильно зависят от центра, как это происходит в России. Ведь мы помним, как президент Татарстана сразу после "кавалерийского наскока" Владимира Путина на татарский язык, призвал забыть обиды и заявил, что 80% татарстанцев одобряют позицию Владимира Путина.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.