Ссылки для упрощенного доступа

"Применили силу в строгом соответствии с законом…"


Алексей Галиуллин
Алексей Галиуллин

Комитет против пыток сообщил, что Бирский следственный отдел управления СКР по Башкортостану прекратил уголовное дело по факту применения незаконного насилия к местному жителю Алексею Галиуллину в местном отделе полиции. Следователь Булат Галиев счел, что физическая сила и специальные средства были применены сотрудниками полиции и Росгвардии в отношении Галиуллина "обоснованно и законно".

Житель Бирска Алексей Галиуллин обратился с жалобой в местное отделение Комитета против пыток (КПП) в конце марта 2017 года. Он сообщил, что 22 февраля того же года он вместе с приятелями отдыхал в сауне "Люкс" города Бирска; после окончания сеанса у них возник конфликт с работниками сауны из-за оставленного беспорядка, в результате чего администрация вызвала сотрудников полиции. Полицейские решили доставить Алексея Галиуллина в отдел полиции по Бирскому району. Как утверждает Галиуллин, пока его вели к служебному автомобилю, один из сотрудников Росгвардии толкнул его в спину, отчего он упал и ударился головой о лёд.

— В отделе полиции я не стал называть свои личные данные, сославшись на 51-ю статью Конституции, а также отказался от снятия отпечатков пальцев, — рассказал правозащитникам Алексей Галиуллин. — Я говорил, что имею право на адвоката, но вызвать мне его не дали. Меня попытались силой заставить его пройти процедуру дактилоскопии — в результате повалили на пол, заломили руки за спину и надели наручники. Один из сотрудников давил мне коленом в область шеи, отчего я почувствовал сильную боль и начал издавать неестественный хрип, потому что кричать не получалось…

"… Один из сотрудников стал включать аппарат, который должен снимать отпечатки пальцев. Сотрудники сказали, что сейчас ему "откатают пальчики", хотя своего согласия на данную процедуру он не давал. Он требовал адвоката, на что ему ответили: "Тебе надо, ты и вызывай", он достал свой сотовый телефон и хотел позвонить своему знакомому юристу, но сделать это не успел, т.к. кто-то из сотрудников полиции сказал: "Да что с ним разговаривать", и двое сотрудников схватили его за куртку и силой поставили перед аппаратом… один из сотрудников, который был из дежурной части, схватил его правую руку и силой попытался приложить его ладонь на сканер. В этот момент его удерживали двое других сотрудников. Он испугался начал кричать, одернул руку, и начал кричать: "Что вы делаете, помогите, убивают". В этот момент ему поставили подножку и сильно толкнули, он упал на пол на живот, лицом вниз, ударился левой височной стороной головы о пол. Далее сотрудник из дежурной части заворачивал ему правую руку, другой сотрудник заворачивал левую руку, параллельно с этим [имя сотрудника не раскрывается, но оно известно редакции] коленом сильно придавил ему шею, отчего у него пошли хрипы…" (из показаний Алексея Галиуллина, содержащихся в тексте постановления о прекращении уголовного дела; копия постановления имеется в распоряжении редакции).

Как рассказали "Idel.Реалии" в Комитете против пыток, в этот момент из-за поднявшегося шума в кабинет вбежал старший по должности сотрудник полиции, который приказал прекратить применение в отношении него насилия, а также потребовал снять наручники. После этого Алексею Галиуллину позволили написать на имя начальника отдела полиции заявление о произошедшем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Павел Чиков — о пытках в полиции, заходе федералов в Татарстан, татарском языке и СМИ-иноагентах. Часть II

Спустя некоторое время Галлиулин почувствовал сильную боль и головокружение, ему вызвали бригаду "Скорой помощи", и он был госпитализирован в Центральную городскую больницу Бирска, где ему был поставлен диагноз: "Сочетанная травма. Закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушиб головного мозга легкой степени. Ротационный подвывих второго шейного позвонка. Повреждение связок правого плечевого сустава. Растяжение связок множественные гематомы правого лучезапястного сустава".

Алексей Галиуллин пролежал в больнице двадцать три дня, потом долгое время находился на лечении дома и был вынужден носить на шее корсет. Судебно-медицинской экспертизой, назначенной позже следователем, было установлено, что полученные травмы "расцениваются как повреждения, причинившие вред здоровью средней тяжести".

Заявление Галиуллина, написанное им на имя начальника отдела полиции, было перенаправлено по подследственности в Бирский межрайонный следственный отдел управления СКР по Башкортостану. 25 марта 2017 года следователь отдела Булат Галиев вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, посчитав, что полицейские правильно применили физическую силу. Адвокат Галиуллина Павел Киселев добился отмены этого постановления, после чего была назначена дополнительная проверка. По ее итогам 26 апреля 2017 года заместитель начальника следственного отдела Вадиль Нурмухаметов возбудил уголовное дело о превышении должностных полномочий.

Постановление о возбуждении уголовного дела о пытках
Постановление о возбуждении уголовного дела о пытках

Расследование дела было поручено тому же следователю, Булату Галиеву. Назначенная в ходе следствия дополнительная комиссионная экспертиза дала ответ, что "возможность образования повреждений при обстоятельствах, указанных Галиуллиным А.О., исключить оснований не имеется". Эксперты также подчеркнули, что "каких-либо медицинских данных, позволяющих высказаться о возможности причинения повреждений самому себе не имеется".

25 декабря 2017 года следователь Булат Галиев вновь вынес постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Свои выводы следователь обосновал показаниями сотрудников полиции, согласно которым Галиуллин "вел себя агрессивно и вызывающе…, нецензурно бранился", вследствие чего полицейские вынуждены были доставить его в отдел для составления протокола по ст.20.1. КоАП РФ (мелкое хулиганство). По показаниям тех же полицейских, Галиуллин "оказывал сопротивление при доставлении…, в отделе отказывался называть свои личные данные и проходить дактилоскопию…, метался по комнате, размахивал руками" и "из-за того, что он своими активными действиями стал угрожать их безопасности, жизни и здоровью, так как у них у каждого при себе имелось служебное оружие, а также мог повредить дорогостоящую аппаратуру, была применена физическая сила". Как утверждали сотрудники полиции, "телесных повреждений ему не наносили, давления на шею не оказывали". На основании этих показаний следователь счел, что "применение физической силы в отношении Галиуллина было совершено в строгом соответствии с действующим законодательством".

— Мы можем только гадать, почему следователь вынес именно такое постановление, — сказал "Idel.Реалиям" сотрудник отделения КПП в Башкортостане Данил Чендемеров. — Сам же следователь в своем постановлении указывает, что полученные Галиуллиным травмы образовались в результате падения последнего на пол в отделе полиции, при этом не говорится, когда и как именно это произошло. В ходе следствия был проведен специальный следственный эксперимент при участии приглашенного специалиста из МВД, который инструктирует сотрудников о порядке законного и соразмерного применения силы. Это специалист очень четко заявил, — я сам это слышал, — что надавливать на шею задержанному сотрудники полиции не имели права. На наш взгляд, дело расследовано, и нужно только предъявлять обвинение конкретным виновникам травмы, которая была нанесена Галиуллину.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЕСПЧ присудил россиянам 99 тысяч евро компенсации за пытки в полиции

Данил Чендемеров также сообщил, что уголовное дело, по словам следователя, направлено сейчас в Москву и полностью ознакомиться с ним можно будет лишь в конце января.

— Мы надеемся, что в центральном аппарате СКР прислушаются к нашим доводам, отменят это постановление следователя и отправят дело на доследование. Если этого не произойдет, мы обязательно обжалуем решение, поскольку считаем вину полицейских в нанесении травмы Галиуллину установленной.

В управлении СКР по Башкортостану отказались комментировать постановление следователя, заметив лишь, что дело находится на проверке в Уфе и затем, возможно, уйдет на проверку в Москву, если будет затребовано центральным аппаратом СКР.

— Конечно, мы с моими представителями обжалуем это решение, — сказал "Idel.Реалиям" потерпевший Алексей Галиуллин. — Я до сих пор ощущаю последствия от нанесенных травм — в последнее время ухудшилось зрение, не прошли до конца болевые синдромы. Но еще больше негативных впечатлений у меня, — нежели даже от состояния здоровья, — так это от нашей правоохранительной системы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG