Чтобы перевести 10 тысяч жителей поселка Уруссу на индивидуальные газовые котлы, людей запугивали увольнением, тем, что отберут детей, и таскали по судам. Итог: газ в Уруссу провели даже в те дома, где он изначально не предусмотрен проектом, а люди живут как на пороховой бочке, опасаясь взрывов. Качество монтажных работ вызвало сомнения даже у республиканской прокуратуры. В чём сомнений нет, так это в цене вопроса — без малого полмиллиарда рублей. В соседнем Башкортостане на сопоставимую сумму модернизировали систему отопления в трёх населенных пунктах, где проживают более 86,9 тыс. человек.
В мае этого года в поселке Уруссу Ютазинского района Татарстана была выведена из эксплуатации ГРЭС, обеспечивавшая жителей теплом и горячей водой. В октябре 2016 года была принята новая схема теплоснабжения, которая предусматривала перевод зданий на автономное обеспечение теплом. Для многоквартирных и частных домов схемой предусматривалась установка газовых котлов (за счет жителей), для объектов социальной сферы и административных зданий — блочных миникотельных.
Поначалу уруссинцы встретили новость в штыки. Ставить в квартирах газовые котлы за свой счет — даже несмотря на перспективу существенной экономии по квартплате в будущем — они не хотели.
Но президент РТ требовал к сентябрю 2017 года работы уже завершить. Администрация района проводила работу с населением, как умела.
Собеседники в Уруссу уверяли меня, что людей принуждали писать заявления на установку газовых котлов в квартирах под угрозой увольнения. Об этом же рассказывали возмущенные жители корреспондентам НТВ летом 2016 года (видеозаписи выложены в сеть). А с работой в Уруссу плохо, тем более после закрытия ГРЭС.
В общей сложности владельцы 2886 квартир подали заявления на установку
Еще одним способом воздействия на несогласных оказались угрозы забрать детей — их же надо обеспечить теплом. Но после того, как информация об этом достигла федеральных телеканалов, родителей оставили в покое.
В конце концов сопротивление было сломлено, а цель достигнута. По данным агентства "Татар-информ", на 25 сентября в 2751 квартирах (из чуть более 3400) были установлены газовые котлы. В общей сложности владельцы 2886 квартир подали заявления на установку.
— А куда деваться? ГРЭСа нет, надо как-то греться. Холода идут, — так объяснила мне свою позицию, характерную, видимо, для большинства населения поселка, жительница дома №42 на улице Кирова.
Лишь особо упрямые уруссинцы и те, кто мог себе позволить единовременно оплатить стоимость оборудования, поставили в квартирах электрические системы отопления.
ОСОБЫЙ ПОДХОД
Суды с "упрямцами" идут с прошлого года. От несогласных управляющая компания, поселковые ТСЖ и исполком Ютазинского района требуют не чинить препятствия при выполнении работ по газификации (старые газовые трубы в подъездах и квартирах демонтируют, в квартиры заводят новые — по фасадам зданий), а также перейти на индивидуальный источник отопления.
Со стороны это выглядело порой смешно.
Но Савие Ибрагимовой, собственнице квартиры в доме №51 на улице Шамкина было не до смеха.
В ее подъезде, рассказывала мне она, никогда прежде не было газа. В квартирах стояли электроплиты, обогревались централизованным отоплением. После закрытия ГРЭС женщина намеревалась установить электрическое отопление. Соответственно газовиков в свою квартиру не пускала — не за чем.
Тем не менее Ютазинский районный суд обязал ее допустить работников ТСЖ и представителей подрядной организации в квартиру при выполнении работ по газификации (то есть для монтажа газовых труб к несуществующему оборудованию!), а также исполнить решение собственников многоквартирного жилого дома — перейти на индивидуальный источник отопления. Какой — суду уже было неважно.
Решение суда переправили судебным приставам, а те дали собственнице десять дней на установку оборудования.
— В ТСЖ мне потом разрешили: ладно, [газовую] трубу не будем делать, потому что у нас [ее] никогда не было, — говорит Ибрагимова. — Я побежала в магазин через дорогу покупать электрообогреватель. А так как их не было в наличии, я оплатила 30700 рублей, взяла эту бумажку, побежала опять к судебным приставам.
Женщина объяснила приставам, что оборудование оплачено в установленный срок, но еще не пришло. Но те проявили принципиальность: тысяча рублей — штраф, и пять тысяч — исполнительский сбор.
Несмешно и жильцам 15-й квартиры по Тукая, 25б. Газ в квартире есть. Но котёл они ставить не хотят — собираются купить электрообогреватель. Пустить в квартиру газовиков пришлось по решению суда. А те взяли и заменили жильцам трубу, ведущую к газовой плите: была диаметром 20 мм, стала — 15 мм.
— Суд вынес решение, чтобы мы не препятствовали — мы не препятствовали. Но зачем они занизили трубу эту, на каком основании?! - возмущается не пожелавший представиться жилец. — Я им говорю: не положено такой трубой ввод в квартиру делать! А куратор из Фонда газификации: "Я сказал 15-ю — значит, 15-ю!" (назвать имя, фамилию или должность "куратора" жилец не смог, поэтому подтвердить, что это был действительно человек из Фонда газификации РТ, мы не можем — "Idel.Реалии").
У специалистов есть мнение, что внешние газовые трубы диаметром 15 мм в наших климатических условиях могут промерзать.
Жители боятся, что газ может скапливаться под кровлей
С домом №1 на улице Куйбышева произошел скандал еще лет десять назад — во время капремонта. Вместо плоской крыши сделали скатную, а трубы вентиляции остались… под ней. До сих пор их не вывели на крышу. При этом в десяти квартирах из двенадцати установили газовые котлы. Жители боятся, что газ может скапливаться под кровлей, а это —потенциальная опасность взрыва.
В доме №19 по улице Уруссинская раньше газа не было — стояли электроплиты. Сейчас в квартиры провели газовые трубы и установили газовые котлы (кроме тех квартир, собственники которых настаивают на электрическом отоплении).
Когда этот дом построили, рассказывает женщина, представившаяся тетей Валей, один из жильцов обратился в администрацию, чтобы их перевели на газ.
— Категорически наш дом не приняли. У нас он для электро построен, не для газа. 34 года мы здесь живем. На 35-й — предназначен! Но так же тоже не бывает.
ТАИНСТВЕННЫЕ ВЗРЫВЫ
Уруссинцы, с которыми я общалась, считают, что работы по газификации (официально это называется техническое перевооружение вводных газопроводов в жилые дома) проводят неквалифицированные работники.
— Вот вчера только видел, что трубу греют, согнули ее и перегнули. То есть гиб получился более крутой. Надо было выпрямить. И вот этот слесарь об асфальт бьет ею, как клюшкой, и выпрямляет обратно, — во второй половине сентября рассказывал мне Венир Киреев, бывший энергетик, проработавший на Уруссинской ГРЭС 36 лет. — Они слово гиб, трубогиб не знают, что это такое. Газовые трубы, которые устанавливают (подводка идет в квартиры), должны гнуться только холодным способом, то есть через трубогибы. А здесь сплошь и рядом греют резаком, горелкой и гнут ее.
Косвенно о том, что подрядчики допускают нарушения при монтаже газовых котлов, свидетельствует июльское совещание в Кабмине с участием президента РТ Рустама Минниханова .
— Есть вопросы по качеству исполнения работ, - признал человек, похожий на зама прокурора Татарстана Марата Долгова. — Там территориальная прокуратура у нас работает в контакте с Фондом газификации. Там напугало то, что не в тех местах котлы ставят. Население начало возмущаться, почему над газовыми плитами, трубы не там проходят. Но сейчас эти [нарушения] в рабочем порядке устраняют.
Взрыв на Шамкина местная газета опровергла: мол, одна из жительниц в феврале просто заменяла старые рамы на пластиковые
В уруссинских группах в соцсетях жители поселка активно обсуждали слухи о взрывах (хлопках) газовых котлов на Шамкина, 51, Уруссинской, 19 и Куйбышева, 7. Правда, информация о них покрыта мраком. Жители говорят, что в таких случаях котлы быстро заменяют и запрещают хозяевам об инцидентах говорить во избежание паники. По поводу взрыва на Шамкина, 51 газета "Ютазинская новь" опубликовала опровержение. Мол, слухи о взрыве не подтвердились. Просто одна из жительниц дома заменяла — в феврале! — старые окна на новые пластиковые.
Жители дома №7 на Куйбышева на мой вопрос о взрыве пожимали плечами — ничего, дескать, не знаем. Что был хлопок, подтвердила Сария Тямаева — собственница жилья в доме №1 на той же улице. В квартире, где произошел инцидент, говорит она, живет сестра ее одноклассницы. Испугались вусмерть, но, к счастью, обошлось без последствий.
О том, что происшествие с котлом действительно имело место на Уруссинской, 19 признала проживающая в доме тетя Валя. Да и вообще, добавила она, таких случаев в поселке еще до начала отопительного сезона было пять-шесть: "Поэтому все мы и сидим, как на нарах. Такой страх".
ВЧЕТВЕРО ДОРОЖЕ?
— Станция — банкрот. Шансов нет. Другого решения нет, потому что вся инфраструктура - в очень неприглядном состоянии, — говорил президент Татарстана Рустам Минниханов своим подчиненным на совещании в Кабмине 25 февраля. Говорил он это, обосновывая необходимость убеждать уруссинцев переходить на поквартирное газовое отопление.
Но жители уверены, что другие решения проблемы были.
— В корпусе [ГРЭС] много свободных площадей. Туда можно было поставить один водогрейный котел. И не только нам, а Азнакаево, Октябрьскому, Туймазам бы этого хватило, уверял меня Венир Киреев. — У нас теплосети относительно недавно поменяли, у которых гарантия — пятьдесят лет. Ну, а так как у нас суровые зимы, — добавил бывший работник ГРЭС, — можно было и второй котел поставить как резервный.
После вывода ГРЭС из эксплуатации реконструированные всего лишь несколько лет назад теплосети подлежат демонтажу
Насчет теплосетей он точно прав. Это признается и в новой схеме теплоснабжения Уруссу. "Значительная часть тепловых сетей пгт.Уруссу реконструирована в период 2005-2014 гг., данные участки общей протяженностью 10197,5 п.м находятся в хорошем состоянии", — говорится в ней. Как и то, что "после вывода ГРЭС из эксплуатации тепловые сети подлежат демонтажу".
Городу Туймазы в соседнем Башкортостане теперь татарстанское тепло вряд ли понадобится. В этом году в нем, а также в селах Серафимовский и Кандры Туймазинского района по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ модернизированы четыре котельные: две в городе и по одной в селах. Модернизация эта на самом деле означает строительство новых блочно-модульных котельных с когенерационными установками. Последние предназначены для выработки тепла и электричества на собственные нужды, а в будущем, возможно, и с отдачей в сеть.
Финансирование проектов, как рассказал "Idel.Реалии" начальник отдела ЖКХ исполкома Туймазинского района Айдар Гиниятуллин, распределялось так: 60% средств выделялось из Фонда, 20% - это средства республики, и оставшиеся 20% — "средства частного инвестора, который на основании концессионного соглашения эксплуатирует данные котельные".
Более подробно финансирование расписано на сайте Фонда.
Суммарно на две котельные в Туймазах выделялось 301,8 миллионов рублей (численность населения 66 836 человек), в Кандрах — 116,1 миллиона (численность населения — 10885 человек, котельная рассчитана на весь поселок), в Серафимовском — 66,5 миллионов (численность населения 9813 человек, котельная рассчитана примерно на половину поселка).
Общая стоимость четырех проектов — 484,4 миллиона рублей.
Разработка проектов, по словам Гиниятуллина, заняла около семи месяцев. Примерно столько же — монтаж котельных в Серафимовском и Кандрах. В Туймазах на момент разговора в сентябре работы еще велись.
Кроме того, район приступает к капитальному ремонту сетей, подходящих к новым котельным в этих населенных пунктах. На это выделяются 180 миллионов рублей по республиканской адресной инвестиционной программе.
А теперь посмотрим, во сколько обходится Татарстану переход на автономное обеспечение теплом в Уруссу.
Население приобретает оборудование в лизинг; общая сумма платежей в среднем — 100 тыс. руб.
По данным таблицы "Оценка инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение системы теплоснабжения пгт.Уруссу" новой схемы теплоснабжения перевод населения и бюджетных объектов на индивидуальные системы теплоснабжения в поселке обойдется (и уже обходится) республиканскому, муниципальному бюджетам и населению в 485,9 миллионов рублей (население приобретает газовые котлы и сопутствующее оборудование в лизинг; общая сумма платежей в среднем составляет 100 тысяч рублей с выплатой в течение семи лет). Это стоимость четырех новых котельных в Туймазинском районе. Численность населения в Уруссу составляет 10570 человек — чуть меньше, чем в селе Кандры.
P.S. Я попросила прокомментировать ситуацию с газовой трубой, идущей к 15-й квартире в доме 25"Б" на улице Тукая, а также с установкой газовых котлов в доме №1 на Куйбышева, где вентиляционные трубы остались под кровлей, Зульфата Гимадеева.
Зульфат Гимадеев — заместитель генерального директора АО "Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан" (АО "УКС РТ"). Как мне пояснили в приемной Фонда газификации РТ, он находится в Уруссу и курирует вопрос, связанный с переводом домом на поквартирные системы отопления.
Комментария не последовало.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.