Ссылки для упрощенного доступа

Апатия и консервация: итоги выборов-2017 в Поволжье


В воскресенье в трех республиках Поволжья — в Марий Эл, Удмуртии и Мордовии — выбирали губернаторов. Везде врио глав регионов победили с одинаково большим отрывом от соперников, набрав от 78 до 89% голосов. Зато все три республики продемонстрировали разный уровень явки: в Мордовии она превысила 80%, в Марий Эл немного перевалила за 40%, а в Удмуртии активность проявили меньше трети избирателей.

— Основное внимание и региональных властей, и "Единой России" было направлено на губернаторские выборы, которые прошли в 16 регионах. Везде мы видим, что представители "Единой России", врио одержали победу, — констатирует казанский политолог, заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ (КХТИ) Сергей Сергеев.

— В Мордовии явку можно назвать аномально высокой, в Удмуртии — естественной, в Марий Эл — вполне естественной, — считает московский политолог Константин Калачев.

"ЗОНА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ АНОМАЛИЙ"

По данным ЦИК Мордовии после обработки 100% протоколов, за врио главы Мордовии Владимира Волкова отдали голоса порядка 89,19 % избирателей. На старте подсчета он набрал 92% голосов. Явка избирателей составила 82,04%. Минимальная явка была в Рузаевском районе — 69%. В остальных районах она превысила 80%, за исключением Ленинского и Октябрьского районов Саранска.

— В принципе за исключением Мордовии, можно говорить о честных, легитимных, законных выборах, — резюмирует Калачев. — Что такое легитимность? Это когда большинство верит в результат. Что касается Мордовии — можно было бы поверить в результат главы Мордовии, если бы не явка. Даже если превращать выборы в праздник, даже если есть привычка ходить на выборы, а люди мегадисциплинированы — и тогда эта явка выглядит аномальной. Я хотел бы побывать на месте событий, может быть, там действительно очередь на участки. Но пока здоровый скептицизм заставляет думать, что Мордовия остается зоной электоральных аномалий.

Голоса за губернаторов и явка не должны превышать результаты на выборах президента

— Процент явки был небольшим везде, кроме Мордовии, — также отмечает "аномалию" Сергеев. — Что это значит? Выборы не общенационального характера привлекают внимания меньше количества людей. Кроме того, сложилось так, что голоса, поданные за губернаторов, и явка на этих выборах не должны превышать результаты на выборах президента. Это неписаное правило. Соответственно, в Мордовии вчерашний рекорд будет побить труднее".

Константин Калачев также отмечает, что в следующем году Мордовия может создать проблемы для легитимизации результата президентской кампании.

"Какой результат должен получить Путин в Мордовии, если глава получает 89%? — задается вопросом политолог. — Значит, у Путина должно быть под 100 и явка под 100. Может быть, для кого-то это выглядит как большой трудовой подвиг. Но для жителей других регионов и, особенно, для жителей обеих столиц это выглядит как дискредитация выборов. Хотя доказательств того, что явка стимулируется искусственно, нет”.

Уточним, что наблюдатели всё же заявляли о нарушениях: На участке №528 (Саранск), по подсчетам наблюдателей был выдан 961 бюллетень. А после подсчёта оказалось, что проголосовало 1260 человек.​ Кроме того, по словам наблюдателей, в начале голосования члены избирательной комиссии заявили, что на участке зарегистрировано 2140 избирателей. По окончании голосования эта цифра изменилась до 2666.

Необходимо отметить, что ситуация в Мордовии отличалась от ситуации в Марий Эл и Удмуртии и тем, что там избирали нового старого главу — Волкова.

— В Мордовии выстроена вертикаль власти, есть полная консолидация элит, электоральные чудеса демонстрировал еще Меркушкин. Электоральная машина осталась прежней. Но надо чувствовать дух времени", — комментирует Калачев.

"РЕФЕРЕНДУМ ДОВЕРИЯ"

В Удмуртии и Марий Эл результаты победителей выглядят несколько скромнее. Врио главы Удмуртии Александр Бречалов набрал 78,16% голосов избирателей, врио главы Марий Эл Александр Евстифеев — 88,27%. Явка в этих республиках оказалась не в пример ниже. В Марий Эл активность проявили более 43% избирателей, в Удмуртии — чуть больше 30%.

В Марий Эл был очень высокий запрос на обновление

— Понятно, что новые главы не использовали административный прессинг, те мобилизационные методы, которые используют в устоявшихся системах. Тем более в этот раз стимулировать явку команды не было", — считает Калачев.

Данные экзит-полов по выборам главы Марий Эл отличаются от итоговых результатов. Но не критично: согласно им, за Евстифеева проголосовали 83,44%.


— В Марий Эл был очень высокий запрос на обновление. Ухода Маркелова многие ждали. Можно было ожидать даже более высокой явки, но тот уровень явки, который сейчас есть в Марий Эл, — это шаг к нормализации общественно-политической жизни, — комментирует Калачев. — Совершенно очевидно, что результат в Марий Эл — естественный результат, полученный электоральными методами. И высокий процент врио Евстифеева тоже совершенно естественный. Правда, он в большей степени связан с отсутствием конкурентной среды. Сложился консенсус, коммунисты, как известно, отказались от выдвижения кандидата, и в принципе выборы носили референдумный характер. Причем это референдум о доверии не конкретно врио Евстифееву, а доверия кадровой политике федерального центра. И можно сказать, что этот референдум прошел успешно, — говорит Калачев.

Исполняющие обязанности губернаторов контролируют ситуацию в регионах

Низкая активность избирателей в воскресенье регистрировалась в целом по России. Результат в Поволжье, за исключением Мордовии, укладываются в общую тенденцию.

— Общая тенденция в республиках Поволжье такая — к апатии и управляемому голосованию. В принципе ничего удивительного нет. Интереснее было наблюдать за муниципальными выборами в Москве, где столкнулись тенденция к "сушению" явки, когда уничтожалась любая агитация, и низовая активность. В Поволжье "сушения" явки не было, но и низовая явка была практически нулевая. В общем, эти выборы можно назвать управляемыми. Выражаясь официальным языком: исполняющие обязанности губернатора контролируют ситуацию в регионах. А тех, кто не контролирует, будут снимать. Но среди рассмотренных нами республик таких нет”, — комментирует Сергей Сергеев.

Политолог обращает внимание на выводы математика Сергея Шпилькина, который с 2011 с помощью математических методов диагностирует уровень фальсификаций на выборах. В Мордовии, цитирует свежие записи Шпилькина Сергеев, уровень фальсификации "традиционный, то есть запредельный", в Марий Эл реальная явка могла быть процентов на 12% ниже объявленной, в Удмуртии — ниже процентов на 10%.

Константин Калачев полагает, что из явки в принципе не надо делать фетиш.

Выборы инструментом перемен не являются, они являются инструментом консервации

— Если речь идет о выборах легитимации уже принятых решений, тогда явка важна. Если речь о конкурентных, честных свободных выборах, проблема явки — это проблема кандидатов, а не власти, — поясняет политолог, констатируя, что "плохо, когда явка низкая и состоит из алкоголиков и бомжей. И также плохо, когда высокая явка достигается за счет несчастных мобилизованных бюджетников.

Тенденция же такова, отмечает он, что люди перестали верить в выборы как в инструмент перемен.

— Выборы инструментом перемен не являются, они являются инструментом консервации, — рассуждает Калачев. — Если на муниципальных выборах явка — не ниже 25%, это нормально, если на региональных выборах явка не ниже 30% — это нормально, если во время думской кампании явка составляет 40% — это хорошо, если на президентские выборы придет половина избирателей — это хорошо, потому что на президентских выборах результат известен заранее.

"Idel.Реалии" вели прямую текстовую трансляцию с выборов в пяти регионах Поволжья. В трёх из них — Марий Эл, Мордовии и Удмуртии — выбирали губернаторов, в трёх — Башкортостане, Татарстане и Чувашии — добирали муниципальных депутатов и одного депутата Госсовета.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG