Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на российских просторах, здесь в силу целого клубка внутренних противоречий продолжает жить своей собственной жизнью, порой приводя к жесткому противостоянию между различными акторами политического поля республики.
Очередным эпизодом таких политических войн стал учредительный съезд новой башкирской организации "Конгресс башкирского народа Республики Башкортостан", состоявшийся еще в начале мая. Его организаторы говорили о "бедственном положении коренного народа Башкортостана (т.е. башкир)", которое они стремятся исправить. Однако при внимательном рассмотрении весь "интерес" организаторов данного мероприятия, судя по их выступлениям, имеет весьма узкую сферу, и сводился он в большей степени к недовольству кадровой политикой, проводимой нынешними властями республики.
ОПЕРАЦИЯ ПО "АНШЛЮСУ" ТАТАРСТАНОМ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ БАШКОРТОСТАНА
Весь вопрос сводится к проблеме усилившейся острой конкуренции за высокие чиновничьи посты. И оказавшиеся за бортом этих процессов, видимо, решили, что теперь им пора объединиться.
Так, по словам Фиргата Байрамгулова, который вел само мероприятие и был избран по его итогам председателем этой организации, "в составе руководства республики татар – 47%, башкир – 28%, русских – 15% и 8% представителей других национальностей, а ключевые должности, контролирующие финансовые потоки, занимают татары, близкие к руководству". То есть, как мы видим, весь вопрос сводится к проблеме усилившейся острой конкуренции за высокие чиновничьи посты. И оказавшиеся за бортом этих процессов, видимо, решили, что теперь им пора объединиться.
Если взглянуть на состав президиума новой организации, то может возникнуть ощущение, что находишься не на заседании "Конгресса башкирского народа", а на конгрессе бывших башкирских главврачей: из четырех членов президиума трое – бывшие главврачи. Об этих людях известно крайне мало: ранее они не были замечены на общественном поприще, да и проблемы башкирского народа, видимо, их особо не заботили. Эту врачебную "тройку" разбавил лишь бывший директор Института гуманитарных исследований Академии наук Башкортостана (ныне закрытого) Ильгиз Султанмуратов – достаточно известный в башкирской среде пострахимовского времени. До появления на этом собрании он уже успел побывать председателем полугосударственного Всемирного курултая башкир в 2010-2011 годах. Тогда его попытка “спасти нацию" окончилась довольно плачевно, т.к. сами же башкирские общественники со скандалом выгнали его с этого поста, обвиняя в предательстве "башкирских" интересов и активно используя при этом свой излюбленный "железный" аргумент – кровное происхождение. Дело в том, что по слухам публично заявляемое им башкирское происхождение – "бумажное" (т.е. ненастоящее), а в реальности он сам – татарин.
Согласно представленной Хамидуллиным картине, в настоящее время осуществляется плановая операция по "аншлюсу" Татарстаном западной части нынешнего Башкортостана
Среди выступавших был и телеведущий, руководитель скандально известного многотомника "История башкирских родов" Салават Хамидуллин. Свое выступление на съезде организации он посвятил самой главной проблеме, которая не дает спокойно спать не только ему, но и главному спонсору его "многотомника", бывшему президенту Башкортостана Муртазе Рахимову – проблеме татарской экспансии или, как любит говорить сам экс-президент, "татаризации" Башкортостана. Согласно представленной Хамидуллиным картине, в настоящее время осуществляется плановая операция по "аншлюсу" Татарстаном западной части нынешнего Башкортостана. В этом "тайном плане", по мнению телеведущего БСТ, активное участие принимают не только власти Башкортостана во главе с Рустэмом Хамитовым, но и власти Татарстана, татарские национальные объединения обеих республик, татарские краеведы, Институт истории имени Ш.Марджани Академии наук Татарстана. В общем, силами Салавата Хамидуллина раскрыт целый всетатарский заговор.
О чем говорит этот собрание?
Первое – Башкортостан, как и все последние 30 лет, остается всё той же ареной перманентных политических баталий между разными центрами силы. И национальный вопрос, поднятый на этом съезде, является, пожалуй, его главным источником и движущей силой.
Второе, что обращает на себя внимание – это состав участников. Помимо бывших главврачей и разоблачителей "всемирного татарского заговора", на съезде были бывшие чиновники, выгнанные со своих теплых кресел за банальное воровство, что, однако, не помешало им заявить о "притеснении их по национальному признаку" (хотя на их прежних местах и в должности глав их министерств по-прежнему сидят представители "титульного" этноса).
Были на съезде и различные деятели культуры, шоу-бизнеса и т.д. – те, кто считает, что к ним отнеслись несправедливо именно из-за их национального происхождения. Интересно только, где были эти "борцы за справедливость", когда их татарских коллег в годы правления Муртазы Рахимова не просто притесняли за их этническое происхождение, но и устраивали им форменные травли, из-за чего кто-то был вынужден уезжать за пределы республики, а кто-то и вовсе кончал жизнь самоубийством (как, например, певец Госфилармонии Венер Мустафин)?
Где были эти "борцы за справедливость", когда их татарских коллег в годы правления Муртазы Рахимова не просто притесняли за их этническое происхождение, но и устраивали им форменные травли, из-за чего кто-то был вынужден уезжать за пределы республики, а кто-то и вовсе кончал жизнь самоубийством ?
Не было здесь тех, кто по логике вещей должен был бы присутствовать на подобного рода собраниях – самих активистов башкирских организаций. Характерно, что непримиримая часть башкирской национальной интеллигенции, критикующая нынешние власти республики, весьма сдержанно отнеслась к этому съезду. Судя по всему, они не были приглашены на это мероприятие. Прямых выступлений против "конгресса" с их стороны ожидаемо не прозвучало (ведь известный принцип "враг моего врага – мой друг" еще никто не отменял), однако, судя по их открытым высказываниям, они весьма скептически отнеслись к своим потенциальным союзникам, вполне обоснованно посчитав, что подавляющая их часть преследует только свои личные интересы. И ярким подтверждением этому послужил тот факт, что новоиспеченные "спасители" не удосужились хотя бы почтить память зверски убитой за несколько дней до этого на почве ксенофобии и национальной нетерпимости башкирки в соседней Челябинской области. Хотя, в принципе, это и неудивительно. Участников этого действа, судя по их выступлениям, больше интересовали судьба их личной карьеры и "татарский заговор" против республики – тут уж явно не до убийства соотечественницы. Тем более, что это случилось в другом регионе – республиканские власти к делу не пришьешь. А предъявить федеральным властям за "майские указы" и несбалансированные налоговые поборы с субъектов РФ, в результате которых регионы вынуждены не только ходить с протянутой рукой, но и сокращать количество школ и больниц, видимо, кишка тонка.
КОПАЮТ ПОД ХАМИТОВА ПРИ ПОМОЩИ РАХИМОВА
В числе присутствовавших была и Рауфа Рахимова – племянница экс-президента, владелица прорахимовского новостного портала "Проуфу" и газеты "Бонус"
Сам тон выступлений и поднятых там тем ясно показывает, что его организаторы напрямую копают под нынешние республиканские власти, а конкретно под Рустэма Хамитова. Напомним, что это не первое выступление, направленное против нынешних властей Башкортостана. В конце 2015 года под подобными лозунгами прошло собрание объединения "Аркадаш", а в декабре 2016 года – так называемый "башкирский йыйын". "Аркадаш", возглавляемый бывшими членами Исполкома Курултая башкир, созывался с главной целью оказать поддержку экс-премьеру республики Раилю Сарбаеву на выборах в Государственную Думу. Теперь же неожиданная активизация людей, далеких от общественной жизни и, собственно, проблем башкирского народа, напрямую связана с очередными витком слухов о скорой отставке Рустэма Хамитова. По факту мы наблюдаем попытку поймать возможную волну и предстать (в благоприятном случае) в качестве победителей, добившихся отставки главы республики. По сообщениям разных источников, куратором и "благославителем" этого мероприятия был сам экс-президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Дополнительным подтверждением этому служит тот факт, что в числе присутствовавших на данном собрании была и Рауфа Рахимова – племянница экс-президента, владелица прорахимовского новостного портала "Проуфу" и газеты "Бонус". Стоит отметить, что на страницах этих изданий на протяжении, пожалуй, уже последних шести лет регулярно печатаются прогнозы о скорой отставке Хамитова.
Никто не хочет быть на стороне тех, кто вздыхает о "беззаботных" рахимовских временах, призывая вернуть весьма своебразные "порядки и нравы"
Стоит отметить, что в новейшей истории Башкортостана уже существовала организация с похожим названием "Башкирский национальный конгресс", лидером которой был известный башкирский националист Айрат Дильмухаметов (ныне осужденный по экстремистской статье). И в отличие от нынешнего "Башкирского конгресса" он стоял в жесткой оппозиции к, казалось, всесильному тогда Муртазе Рахимову, что было исключением из всяких правил, ведь главной и единственной общественной опорой первого президента Башкортостана всегда являлись башкирские национальные организации. И уже тогда благодаря этому и сотрудничеству с Координационным Советом (который тогда недвусмысленно называли татарской оппозицией) он, непонятый многими башкирскими националистами, занимал положение "белой вороны".
БАШКИРЫ И ТАТАРЫ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ
Теперь же времена изменились. Уже сами башкирские организации вовсю примеряют на себя "оппозиционные наряды". Только в отличие от своих оппонентов – татарских организаций, бывших в аналогичной позиции 10 лет назад, их протесты не выглядят столь убедительными для внешнего наблюдателя, ведь за эти годы им так и не удалось привлечь на свою сторону другие политические силы. То есть свой Координационный Совет башкирским национальным организациям создать никак не удаётся. Оно и понятно, ведь никто не хочет быть на стороне тех, кто вздыхает о "беззаботных" рахимовских временах, призывая вернуть весьма своебразные "порядки и нравы".
А что касается пресловутой дебашкиризации и татаризации, то из уст бывших чиновников звучат они крайне неубедительно. Никаких реальных доказательств этого так и не представлено, кроме взятых откуда-то с потолка цифр о том, что башкир в высшей власти осталось около 28%. Если бы "конгрессмены" действительно были людьми, невинно пострадавшими в результате, как они выражаются, политики "этноцида", то напрашивается вполне очевидный вопрос – почему эти "борцы" не подают судебные иски? В период разгула "рахимовщины" людей, заподозренных в нелояльности к властям республики, совершенно открыто преследовали за их гражданскую позицию (в том числе, и членов татарских общественных организаций). И несмотря на заранее известную ангажированность республиканских судов, эти люди всё равно обращались с исками, подавая затем в вышестоящие инстанции, доходя вплоть до Европейского суда по правам человека, и нередко добивались там правды.
"Башкирские конгрессмены" сами ясно понимают, что правда не на их стороне, и никакого "этноцида" башкирского народа нет и в помине
Что же мешает "башкирским конгрессменам" прибегнуть к такой практике? Только одно: они сами ясно понимают, что правда не на их стороне, и никакого "этноцида" башкирского народа нет и в помине. Они, судя по всему, просто мечтают о реванше и возврату в рахимовские времена, когда за одну лишь принадлежность к "правильному" этносу раздавались должности, титулы, звания вне зависимости от личностных и профессиональных качеств самих субъектов.
Во времена первого президента Муртазы Рахимова, практически обожествляемого новоявленными "борцами" за "спасение" башкирского народа, его противники попросту не смогли бы провести свои заседания в открыто арендованном зале (кстати, заседание "конгресса" прошло в пятизвездочном отеле "Шератон" в центре Уфы). К примеру, первый съезд Региональной национально-культурной автономии татар в декабре 2004 года вынужденно был проведен в Москве, т.к. башкирский Белый дом запретил кому-либо в республике сдать помещение для проведения этого мероприятия. Такая же история повторилась и в 2009 году, когда съезд провели уже под открытым небом. А типографии неугодных республиканским властям газет горели, тиражи и сами редактора регулярно подвергались арестам.
В годы же "антибашкирской политики" информационные издания, финансируемые бывшим президентом Башкортостана, где в круглосуточном режиме поносят нынешние власти, попутно прославляя мнимые "достижения" своего спонсора, спокойно функционируют. Никто не громит их офисы, никто не запрещает им размещать рекламу своего ресурса, а сами рекламодатели не боятся использовать их площадки. Всё это было бы просто немыслимо при их "патроне". Поэтому их выступление можно лишь назвать борьбой элит, противостоянием между старой рахимовской кликой и новыми людьми, пришедшими к власти уже во времена правления Рустэма Хамитова. Но не более того.
РУСТЭМ ХАМИТОВ НЕ ОПРАВДАЛ НАДЕЖД
Быть "хорошим" для всех у Рустэма Хамитова не получилось
В то же время стоит отметить, что в возникшей ситуации определенная вина лежит на самих властях и лично Рустэме Хамитове. Несмотря на многочисленные обращения от широкой общественности республики, оказавшей ему высокий уровень доверия в момент прихода его в уфимский Белый дом в 2010 году, он не смог воспользоваться этим для полной и быстрой очистки управленческого аппарата от рахимовских кадров. Этот процесс затянулся на неприлично долгий срок, что оказало в итоге плохую службу самому Хамитову. Бывшая властная элита после первоначального шока смогла быстро оправиться и со временем организовала сопротивление. И даже более того, в нынешних коридорах власти и поныне немало их сторонников, которые, проявляя внешнюю лояльность, в действительности, за спиной своего шефа занимаются его дискредитацией. Можно ли представить себе подобное, к примеру, в Татарстане или любом другом регионе нашей страны? Быть "хорошим" для всех у Рустэма Хамитова не получилось.
Несомненно, башкирская общественность должна очиститься от таких конъюнктурщиков и "борцов за личные привилегии" и быть более конструктивной, учитывая права и других этносов, проживающих в республике. Только тогда их переживания за будущее башкирского народа и борьба за его этнокультурные права не будут восприниматься представителями других этносов и политических групп всего лишь как эпизод межклановой борьбы. А сами власти республики не должны мешать им, чтобы у "борцов за личные привилегии" не было оснований поднимать необоснованные истерики про "антибашкирскую" политику.
Башкирская общественность должна очиститься от таких конъюнктурщиков и "борцов за личные привилегии" и быть более конструктивной, учитывая права и других этносов, проживающих в республике
Конечно же, стоит отметить, что в реальности ни о какой якобы "татаризации" Башкортостана или даже хотя бы учете национальных интересов татар республики в нынешней ситуации говорить не приходится. Ведь ни одна из принципиальных проблем этноязыкового и этнокультурного развития татар Башкортостана, поднимавшихся еще в период правления Муртазы Рахимова, до сих пор по существу не решена. В частности, не решен вопрос о статусе татарского языка, хотя, по хорошему, все необходимые условия и предпосылки для этого имеются. Та же история и с другими более "мелкими" вопросами (образование, открытие татарской редакции на БСТ, отказ от увековечивания выдающихся татарских общественных деятелей и т.д.). То есть Хамитов и его политическая команда, намеренно отказавшись решать "татарский вопрос" по существу, в итоге не только не смогли "подружиться" с татарофобски настроенной бывшей властной элитой, но и, по сути, отталкивают от себя татароязычную часть населения республики (больше 35% населения РБ). Пока упорно игнорируются национальные права татар Башкортостана, говорить о преодолении рахимовского политического "наследия" говорить не приходится.
Всё это – яркое свидетельство того, что нынешние власти республики проводят, в целом, невнятную национальную политику. Не ликвидировав всю несправедливость и порочность рахимовской системы, они не смогут рассчитывать на поддержку татарского населения Башкортостана. То есть теряют потенциального союзника, который больше всех остальных групп заинтересован в недопущении политического реванша бывшей рахимовской элиты. Ведь как показывает данное собрание "Башкирского конгресса", татарофобия является их главным идеологическим рупором. В случае гипотетического осуществления их реванша, несомненно будет реанимирована прежняя политика "башкиризации", правда, вероятно с еще более удвоенной силой, и тогда необоснованные истерики про отделение татарской части республики уже способны обрести реальные очертания, что абсолютно невыгодно, в том числе, и федеральным властям. В общем, властям республиканским уже давно пора сделать соответствующие выводы и перестать изображать "невинность", ведь история им может этого не простить.
Попытка реинкарнации рахимовщины – коррупции, прикрывающейся национальной риторикой
Профессор, бывший замминистра экономики Республики Башкортостан, председатель Курултая западных (татароязычных) башкир Ринат Гатауллин считает, что проведение нынешнего конгресса является попыткой реинкарнации рахимовщины – системы коррупции, прикрывающейся национальной риторикой:
– Попытка вызвана оживлением слухов о предстоящей отставке Хамитова. Рахимовцы хотят присвоить себе заслуги по вытеснению Хамитова из власти и припугнуть следующего башлыка, мол, это ждет и тебя, если не будешь слушаться Бабая. Возможно, Бабай решил таким образом припугнуть заодно и Путина, чтобы отстали от его сына Урала. Перед выборами Кремлю не нужна дестабилизация в республике. Сами по себе собравшиеся ничего не представляют, но за ними миллиарды Бабая и его отпрыска. Всё это заявка о том, что в Башкортостане есть третья сила. И татарофобия – одна из атрибутов рахимовщины.
Пока готовился этот материал, нам стало известно, что члены башкирских организаций, в том числе и "Конгресс башкирского народа Республики Башкортостан", направили письмо президенту России Владимиру Путину.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.