Заявления муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, сделанные в Стамбуле в ходе заседания IX Евразийского исламского совета, о деятельности Фетхуллаха Гюлена вызывают не только вопросы касательно политической ангажированности духовного лица республики, но также сомнения непосредственно его компетентности как представителя духовной интеллигенции.
В рамках проходившего в Стамбуле с 11 по 14 октября Евразийского исламского совета под руководством Управления по делам религии Турции и под патронатом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана муфтий Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин, рассуждая о вызовах, с которыми сталкивается современное человечество, обрушился с критикой на деятельность известного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена.
"Мир сегодня столкнулся со многими крупными геополитическими и социально-экономическими проблемами и вызовами: это и кризис на Ближнем Востоке, и наплыв беженцев в Европе и целый ряд этно-религиозных конфликтов в Африке (например, в Нигерии, Судане), и "цветные революции" и мировой финансовый кризис. В этой связи, стоит особо отметить и низкие, бесчеловечные действия террористического движения "FETÖ", чья деятельность мы решительным образом осуждаем и считаем антиисламской", – отметил муфтий Татарстана в своем выступлении.
Не ограничившись далеко неоднозначными заявлениями, Камиль хазрат Самигуллин призывал делегатов из более чем 30-ти стран к объединению усилий и выработки эффективного, по мнению муфтия, представляющего на заседании Совета Российскую Федерацию, механизма противодействия указанным вызовам.
Мы должны обозначить эталонные значения в Исламе
"Сегодня, мы, общими усилиями объединившись, должны обозначить эталонные значения в Исламе, чтобы никто не мог маскироваться под исламской риторикой, перед людьми говорить об общечеловеческом братстве, а за спиной готовить государственный переворот", - сказал Муфтий Самигуллин.
Подобного рода громкие заявления, тем более сделанные на международном уровне от лица Российской Федерации, вызывают ряд вопросов.
Во-первых, муфтий Самигуллин охарактеризовал деятельность движения Ф.Гюлена "Хизмет", в уголовных делах Турции известного также под названием "FETÖ", как террористическую. Непонятно в этой связи то, в качестве муфтия какой республики, Татарстана или все же Турции, Самигуллин дал столь громкую юридическую оценку деятельности "Хизмета": в Российской Федерации, гражданином которой муфтий, как мне известно, является, "Хизмет" запрещена решением Верховного Суда РФ от 10.04.2008 на основании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Таким образом, в России "Хизмет" (другое название "Нурджулар") не классифицируется как террористическая организация. В отличие от Турции, по приглашению правительства которой, Самигуллин и принимал участие в мероприятии.
Во-вторых, стоит признать, что критика Самигуллина указанного религиозного движения вполне оправдана: в России уже много лет специалисты разного профиля ведут дискуссии об истинных целях "Хизмета", в том числе о политическом аспекте существования разветвленной сети учебных заведений движения на всем пост-советском пространстве.
Примечательно, что в размещенной на сайте Духовного управления мусульман Республики Татарстан статье от 2012 года кандидат исторических наук Марат Марданшин указывает на тесную связь между деятельностью "Хизмета" и политическими амбициями турецкого правительства в ряде субъектов Российской Федерации и государств Центральной Азии.
Фактически Самигуллин предлагает те же приемы, что и идейные предводители многих экстремистских организаций, ставших настоящим бичом для мусульман во многих регионах мира
"Турция и КСА используют институты религиозного образования как один из инструментов проведения внешней политики. Это может обеспечивать не только "экспорт" определенной идеологии (пантюркизма или фундаментализма в форме ваххабизма), но и быть основой для формирования соответствующих симпатий и антипатий у представителей мусульманских общин в других странах. Подобного рода стратегия может оказаться одним из рычагов влияния и вмешательства во внутренние дела других государств. Турция и КСА используют для этого различные неправительственные фонды и организации, что позволяет им снимать с себя ответственность, в случае их обвинения в поддержке терроризма", - указывает в своей статье Марданшин.
В начале 2000-х годов правящая партия Эрдогана тесно сотрудничала с движением Ф.Гюлена для подавления внутренней политической оппозиции
Очевидно, что в свете вышеуказанных фактов заявления Самигуллина можно считать, по крайней мере, лукавством. Долгое время именно при поддержке правительства Турции движение Ф.Гюлена смогло распространять свое влияние в России. Более того, с приходом к власти в начале 2000-х годов правящая партия действующего президента страны Эрдогана тесно сотрудничала с движением Ф.Гюлена для подавления внутренней политической оппозиции. В течение всего периода существования политического союза Эрдогана и Гюлена высшие государственные лица страны соревновались в восхвалениях исламского богослова и проповедника, сам Эрдоган не раз отмечал вклад движения "Хизмет" в дело продвижения интересов Турции за рубежом. Однако в заявлениях муфтия не было ни слова критики в адрес турецких властей, использовавших, точно так же как и "Хизмет", религию в своих политических интересах.
Это и понятно, после попытки переворота в июле 2016 года в Турции, к которому причастны, как указывает следствие, сторонники Гюлена, правящие силы страны, желая свести счеты с бывшими союзниками, предпочитают акцентировать внимание на грехах самого движения. Камиль Самигуллин, видимо, также предпочел возложить вину за разразившуюся этим летом трагедию в Турции на Гюлена: кто платит, тот и заказывает музыку.
Заявления Самигуллина можно считать, по крайней мере, лукавством
Наконец, особое внимание вызвали рекомендации и советы муфтия относительно того, как поступать лидерам мусульман в противостоянии с современными угрозами в мире. Вызывает недоумение, что, будучи представителем духовной интеллигенции Татарстана, муфтий предлагает путь к унификации ислама, т.е. фактически подведение всего идейного, философского и духовного разнообразия исламского мира под один знаменатель. Фактически Самигуллин предлагает те же приемы, что и идейные предводители многих экстремистских организаций, ставших настоящим бичом для мусульман во многих регионах мира, на практике используемых для подавления инакомыслия и узурпации власти.
Но стоит ли вообще удивляться чему-либо, если даже такой опытный человек как Муфтий Татарстана без колебания смешивает религию и политику и делает опрометчивые и поспешные заявления, о том, кто достоин чести называться мусульманином, а кто отъявленным террористом?
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.