На днях Николаю Алексееву, который возглавляет движение "Московский гей-прайд", отказали в согласовании трех акций в поддержку ЛГБТ в Казани. По мнению исполкома Казани, пропаганда гомосексуализма является"информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей" и отрицающей семейные ценности. Корреспондент "Idel.Реалий" встретился с представителем ЛГБТ Венерой Сагидовой (имя изменено), которая рассказала о том, почему даже в случае согласования акции властями она не вышла бы на нее. Венера также поделилась мнением, почему 2013 год стал лакмусовой бумажкой для раскола российского общества и сравнила отношение казанцев к ЛГБТ-сообществу несколько лет назад и сейчас.
- Николаю Алексееву, лидеру движения "Московский гей-прайд" отказали в согласовании акций в поддержку ЛГБТ во многих городах России, в том числе в Казани. Но если бы в столице Татарстана акцию всё-таки согласовали, вы бы пошли?
Не будет агрессии – будет куча негатива и мата в наш адрес
– Нет, потому что в России сложное отношение к ЛГБТ-сообществу. Даже если ты не скрываешь свою ориентацию, ты не выходишь на улицу и не кричишь о том, что ты гей. Если же ты участвуешь в акции, то кто-то может устроить провокацию, придут какие-то гопники, начнут бить. Сегодня я разговаривала с Юлей (своей девушкой, имя изменено – Idel.Реалии.), и она сказала, что даже если бы акция была разрешена, а толерантности в стране была бы куда больше, она бы всё равно не пошла. Юля сказала замечательное слово – "заплюют". Не будет агрессии – будет куча негатива и мата в наш адрес.
В нынешней ситуации это может закончиться тем, что наши фотографии окажутся в интернете, в СМИ. Поскольку акция привлечет к себе много внимания, люди начнут активно рассматривать эти фотографии и выяснять, кто же пришел на эту акцию, митинг или парад. Кроме того, всё это могло закончиться увольнением, скандалом и так далее. Это довольно большие риски.
– Насколько я знаю, вы участвовали в политических акциях. А они, как вы понимаете, также могут закончиться и провокациями, и увольнениями. Особенно в том случае, если они направлены против действующей власти. А в чем отличие этих возможных неприятностей от неприятностей после посещения гей-парада?
– С политическими акциями намного проще. Об этом напишет два-три СМИ, которые мало читают, и твоя фотография на этой акции ничего не изменит – никакой реакции не последует. А акция ЛГБТ – резонансная, в этом случае будет негативный эффект для её участников. Была бы в России другая ситуация, я бы, возможно, вышла на акцию. Как, например, в Украине или Европе.
С политическими акциями намного проще. Об этом напишет два-три СМИ – никакой реакции не последует. А акция ЛГБТ – резонансная.
Где-то в 2009-2010 годах мы в Казани участвовали в акции "День молчания". Она проходила в Парке Горького. Это международная акция, которая направлена на то, чтобы тема прав ЛГБТ не замалчивалась в обществе. Нас было человек 15, мы купили красный строительный скотч и заклеили ими рты. Мы ходили и раздавали листовки, в которых речь шла о правах ЛГБТ. Реакция в принципе была положительная, лишь одна женщина громко крикнула прямо в ухо: "А вы что, лесбиянки что ли?". К нам хотели приехать журналисты, но мы всем отказывали – сказали, что просто хотим раздать листовки людям.
– Вот тогда вы выходили на акцию, а сейчас не хотите. Что изменилось?
– Время. В 2013 году появился закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, который в принципе и расколол общество. До этого всем было всё равно на ЛГБТ, а сейчас всем есть до этого дело.
– Правильно ли я понимаю, что желание властей ограничить детей от вредной, по их мнению информации, привело к тому, что отношение граждан к геям серьезно ухудшилось?
Те, кто поддерживают линию власти считают, что раз государство говорит, что геи – это плохо, значит, так и есть
– Формально, раньше геев для общества не существовало, а сейчас они для него появились. Если раньше можно было просто пожурить и сказать, что быть геем – это ненормально и неправильно, то теперь можно сказать что вы ненормальные, потому что есть такой закон. В 1993 году отменили уголовную ответственность за мужеложство, и можно сказать, что до 2013 года о геях просто забыли. Причем было время, когда в Москве и Питере даже согласовывали акции ЛГБТ. После 2013 же года всё стало совсем плохо. Согласно различным исследованиям, у людей испортилось отношение к геям, потому что те, кто поддерживают линию власти считают, что раз государство говорит, что геи – это плохо, значит, так и есть.
– Не кажется ли вам, что желание гей-активистов выходить на акции только вредит сообществу?
Давайте натуралы соберутся на парад и будут кричать, как здорово, что мы натуралы
– Я не думаю, что вредит. Вопрос только в том, захотят ли люди на нее выходить. Лично я не хочу, моя девушка – тоже. Почти все мои знакомые придерживаются такого же мнения, потому что это может повлечь за собой различные неприятные последствия. Среди геев есть несколько мнений о том, как они будут действовать, если в России разрешат гей-парады. Первое мнение, что они готовы будут на них пойти. А второе – "какой в этом вообще смысл, давайте натуралы соберутся на парад и будут кричать, как здорово, что мы натуралы".
– Так об этом и речь. В чем смысл подобных акций?
– Тут дело в правах. В России нарушаются права ЛГБТ, это реально так. Просто уберите этот ужасный закон, дайте нам равных прав и всё. Я среди знакомых геев не знаю ни одного, кто бы ходил и говорил детям, что гомосексуализм – это круто, присоединяйся! Нельзя заставить ребенка взять и сменить ориентацию. Собственно поэтому этот закон абсолютно глуп. Ребенок в любом возрасте может узнать, что есть геи. И если он сам по себе гомосексуален, он узнает об этом еще раньше.
– Если у вас будет ребенок, вы бы хотели, чтобы он был гомосексуалистом?
Ребенок в любом возрасте может узнать, что есть геи. И если он сам по себе гомосексуален, он узнает об этом еще раньше.
– Мне всё равно. С точки зрения нашего общества пусть он лучше будет натуралом – будет меньше проблем.
– Давайте представим, что вы идете с женой и ребенком, которому три года. Вы попадаете на площадь, на которой проходит гей-парад, где люди одного пола, к примеру, целуются или обнимаются…
– Ничего страшного в этом нет, потому что ребенок в любом случае это увидит по телевизору, еще где-то... Если ребенок увидит, как двое парней или девушек целуются, это никак не повлияет на его развитие. На это могут влиять ссоры родителей, негативная обстановка в семье и прочее. А если он увидит целующихся геев, это просто приведет к тому, что он узнает, что такое может быть.
– Смысл закона и есть в том, чтобы хотя бы в детстве ребенок об этом не знал.
– Он всё равно об этом узнает, и от этого ничего не изменится – это никак не повлияет на его ориентацию.
Ребенок всё равно об этом узнает - и это никак не повлияет на его ориентацию
– А как вы относитесь к такому мнению, что "геи есть и ладно, но зачем они хотят выходить на площадь? Ну спите вы друг с другом и спите, но зачем на парады-то выходить".
– Я отчасти с этим согласна. Вопрос в том, нарушаются ли права геев в этой стране или нет.
– Ну, выйдете вы на площадь с лозунгом "Не нарушайте права геев". Но отношение к геям у людей от этого не поменяется. У власти так тем более.
– Безусловно. В России довольно странная система – у нас ничего не идет снизу – всё идет сверху. Пока власти не отменят этот закон и не признают, что у геев такие же права, как у всех остальных, ничего не изменится. Если же власть захочет изменить мнение людей о геях, то она отменит закон, покажет по ТВ социальную рекламу на ЛГБТ-тему, проведет несколько ток-шоу в прайм-тайм, и только тогда граждане изменят свое отношение.
– Вы думаете, всё реально зависит от наличия закона? Я думаю, большинство и знать о нем не знает.
Если подойти на улице к 10 людям, 9 из них скажут, что в России геи запрещены, потому что есть закон
– В России всё зависит от наличия закона. Его исполнение никого не волнует. О законе против геев знают почти все, вопрос только в том, как они его интерпретируют. Если подойти на улице к 10 людям, 9 из них скажут, что в России геи запрещены, потому что есть закон.
– Как вы думаете, какая была истинная причина для принятия этого закона?
– Сложно ответить на этот вопрос, но в России законы принимают для того, чтобы потом дать кому-нибудь по башке за его нарушение. Либо законы пишут только для статистики. Дескать, посмотрите, какой я молодец, за весеннюю сессию, к примеру, направил столько-то законопроектов, которые впоследствии стали законами.
– Вы говорили о том, что ЛГБТ могут выходить на акции, поскольку их права нарушаются, и вы в том числе этим недовольны. Но одновременно с этим вы не выходите, потому что боитесь.
Из всех моих знакомых я не встречала ни одного, кто бы изменил ко мне отношение после того, как узнал мою ориентацию
– В США, в одной из первых стран, где права ЛГБТ стали полностью соблюдать, в свое время появились активисты, которые решили пожертвовать всем и начали агитировать людей. Есть фильм, в котором рассказывается о том, как открытый гей переехал в другой город США вместе со своим парнем, они открыли магазин и постоянно сталкивались с гомофобией. Однажды он решил, что хочет баллотироваться в местный орган власти. Лишь спустя несколько лет ему это удалось. Позже его убили. Но до этого он одним из первых поднял волну ЛГБТ-движения – на улицы выходили сотни тысяч человек. Причем выходили не только геи, но и гетеросексуалы.
Из всех моих знакомых я не встречала ни одного, кто бы изменил ко мне отношение после того, как узнал мою ориентацию. Были какие-то мелочи, но это было еще в школе. Это примерно то же самое, как отвернуться от человека из-за его цвета волос. Или из-за плохой привычки, к примеру, причмокивать, когда пьешь чай. Но они не делают этого, когда выходят на улицу! Я, простите, не целуюсь со своей девушкой в парке или на Баумана. Мы даже за руки не держимся. Если бы я была в гетеросексуальных отношениях, я бы тоже этого не делала – мне кажется странным проявлять свои чувства на людях.
– А как ваши родители относятся к тому, что вы лесбиянки?
Я, простите, не целуюсь со своей девушкой в парке или на Баумана
– Когда мои родители узнали (мне тогда было 19 лет), был скандал. Хотя мне казалось, что они знали об этом всегда. По моей реакции, моим интересам, кругу общения. Мне, к примеру, никогда не нравились куклы – мне всегда было интересней общаться с мальчиками, потому что у них были пистолеты и можно было бегать по крышам. Когда родители узнали, мы не общались три дня. На четвертый день мы заговорили как обычно. С тех пор этот вопрос поднимался пару раз, но ничем не заканчивался. Родители сейчас приняли сторону нейтралитета – они не разговаривают со мной на эту тему, им нравится Юля, они знают, что мы живем вместе. О нас знают и другие мои родственники, которые реагируют на это абсолютно нормально. Мои родители не называют нас семьей, но возможно воспринимают нас именно так.
Родители Юли относятся к этому негативно. Они со мной не общаются. Родители принимают её как отдельного человека, но не принимают нас как семью.
Когда родители узнали, мы не общались три дня. На четвертый день мы заговорили как обычно. Родители сейчас приняли сторону нейтралитета.
– Вы общаетесь со многими представителями ЛГБТ. Часто ли встречаетесь, есть ли у вас какие-то неформальные группы?
– Почти в любом более-менее крупном городе России есть гей-клуб. О нем могут знать, могут не знать – везде по-разному. В Казани в свое время было три таких клуба, сейчас – один. Часть людей ходит туда для того, чтобы просто "снять" кого-нибудь, как и в любом другом баре. Остальная часть ходит просто танцевать, потому что, когда танцуешь в обычном клубе, к тебе начинают подходить мужики. Вежливо что-то объяснить пьяному мужчине – бесполезная трата времени. Это просто неприятно, поэтому мы ходим в гей-клуб, чтобы просто потанцевать. В гей-клубе никто не пристает, потому что все знают друг друга в лицо.
Каких-то неформальных групп в Казани сейчас нет. Где-то в 2010 году у нас была попытка сделать что-то подобное, но она ничем не закончилась. В прошлом году мы с друзьями думали об этом, но желания так и остались желаниями – у кого-то много работы, у других проблемы в семье и так далее.
– Если говорить о последних годах, вы почувствовали какие-то изменения в отношении к ЛГБТ в Казани? Когда было проще, когда напряженнее?
Мы ходим в гей-клуб, чтобы просто потанцевать
– Семь лет назад, когда я приехала в Казань, я еще думала, что ходить за ручку – это нормально (улыбается). Никакой реакции не было. Есть одна легенда или шутка, что якобы какой-то французский писатель приехал в Россию, несколько дней походил по улицам, а потом спросил у друзей: "У вас так много лесбиянок? У вас постоянно целуются девушки и держатся за руки". Поэтому две девушки, которые ходят за руки, воспринимаются в России нормально. Другое дело – с парнями. Этим летом за границей я впервые за свою жизнь увидела двух парней, которые держались за руки. Я сама удивилась! В Турции я видела однополые пары, и там нет никакой реакции на это – всё спокойно.
За всю мою жизнь на нас с Юлей была лишь одна очень агрессивная реакция. Хотя мы даже не держались за руку. Не знаю уж, что подумали тогда двое выпивших мужчин, но что-то пошло не так, и они решили напасть. Они пытались меня уронить, грозили тем, что отвезут меня в закоулки ФСБ, потому что они там якобы работают и вот этой бутылкой… "Дальнего" тогда еще не случилось, но его зачатки уже были. Это единственная прямо агрессивная реакция за столько лет.
Было и так, что люди тыкали пальцем, даже пытались переубедить. Потом ты просто с такими людьми не общаешься и всё.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.