"Государственный язык России и государственный язык Татарстана не могут быть равноправными"

Пикет против обязательного изучения татарского языка. Казань, 18 апреля 2011 года

В конце августа Владимир Путин поручил Генпрокуратуре проверить соблюдение прав граждан на добровольное изучение родного языка. Чуть ранее он заявил, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Это вызвало заметное оживление среди некоторых родителей в Татарстане. Теперь они пытаются отменить обязательное изучение татарского для своих детей. "Idel.Реалии" поговорили с лидером "Комитета русскоговорящих родителей РТ" Эдуардом Носовым о том, что именно требуют родители, почему не довольны существующим положением и как они борются с образовательной системой Татарстана.

"Комитет русскоговорящих родителей" создали на митинге "Общества русской культуры РТ" в апреле этого года. Тогда собралось полтора десятка родителей, которые требовали прекратить "ущемление русскоговорящих учеников" и отменить обязательное изучение татарского языка в школе.

Летом этого года Владимир Путин на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле заявил, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. По словам Путина, русский язык — "естественный духовный каркас для всех народов России". Он отметил, что русский язык — государственный, язык межнационального общения и его нельзя заменить ничем. Президент подчеркнул, что языки народов России также являются неотъемлемой частью самобытной культуры народов страны. "Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное", — сказал он.

Эдуард Носов (слева)

После этого в группу Комитета вступило сразу несколько сотен человек. С каждым днем, по уверению лидера организации Эдуарда Носова, к ним во "ВКонтакте" добавляются десятки, а то и сотни новых интересующихся (6 сентября группа насчитывала 1 800 членов, сегодня, на момент написания материала, — более 2 200).

За несколько месяцев в Татарстане появилось шесть филиалов Комитета — в Набережных Челнах, Елабуге, Зеленодольске, Нижнекамске, Чистополе и Лениногорске.

***

— Чем именно занимается ваша организация?

— Мы собираем всю информацию по проблеме сокращения преподавания русского языка в национальных республиках. Это информация из СМИ, наша переписка с министерствами местными и российскими, с аппаратом президента России, Госдумой и т.д. Мы пишем письма, показываем как их составить, чтобы люди потом сами отправляли, обсуждаем в группе эти ответы.

— На уровне школы какие-то действия принимаете?

— На уровне школы мы пока готовим заявления. Наши барышни из Комитета составили сейчас на основе разных законодательных актов и законов шаблон заявлений — индивидуального и коллективного. Это заявления на выбор учебного плана. Путин как раз об этом говорил, что родители вправе выбирать, по какому учебному плану учиться его ребенку. Это и в законе об образовании есть. Это есть и в Татарстане, но тут всё зажимали и не давали менять план.

В школе, согласно закону, могут действовать несколько учебных планов, в зависимости от образовательных потребностей родителей

Родители уже относят письма в школы, но директора не получают реакции из министерства, поэтому молчат. А те ждут проверки прокуратуры. Вот пройдет проверка, тогда и будут ответы.

— В обычном классе, условно, учится половина русских и половина татарских детей. Как вот с этим быть, если отталкиваться от вашего предложения? Как им учить татарский и русский?

— Не проблема. Это есть и в законе. Учебные планы составляются школой без влияния на них министерства образования. Они не должны никак мешать, это всё — епархия школы. В школе, согласно закону, могут действовать несколько учебных планов, в зависимости от образовательных потребностей родителей.

Родители пишут заявление, что их ребенок выбирает учебный план с русским языком обучения. Школа ему предоставляет такую возможность. Кто-то пишет, что просит выбрать учебный план с родным нерусским языком обучения, то ему тоже должны предоставить такую возможность. Эти планы по часам всех предметов, кроме языков и литературы, совпадают. Там только в русском варианте — русской филологии 9-10 уроков, а в учебном плане с родным нерусским языком — 5 уроков русской филологи и 5 уроков татарской филологии. Это уже всё есть в ГОСах (государственный образовательный стандарт — "Idel.Реалии").

— Сколько сейчас русского и татарского в неделю (речь идет о начальной школе)?

— Сейчас три урока русского языка, два урока литературного чтения. Татарского также примерно. Но иногда в районах ставят больше татарского. Нам оттуда иногда пишут, что татарского шесть или семь уроков ставят.

По учебному плану с русским языком, кстати, вся Россия живет. Учебный план с родным языком нерусским специально создали для обучения в национальных республиках. Чтобы дети из нерусских семей имели возможность изучать свой язык. А что сделали в Татарстане? Они просто распространили этот учебный план на все школы.

— Это только в Татарстане так?

— Да, в других регионах такого нет. В Башкирии только два урока. А в Татарстане пополам разделили. Получается, что они по этому же плану учатся в татарских школах где-нибудь в районе, где все предметы на татарском языке преподаются, и, например, в Казани и других городах, где все предметы на русском. Выходит, что по учебному плану с русским языком пять уроков русской филологии и четыре урока литературного чтения, то по учебному плану с родным нерусским — два урока русской филологии и два урока литературного чтения. Выходит, что программу сокращаются вдвое. В старшей школе также.

— Ваш комитет не так давно отправил перед Всероссийским родительским собранием большую папку с материалами на имя министра образования России Ольги Васильевой. Дошла она до нее и что в ней было?

— Да, дошла.

— Но там реакция такая неоднозначная.

— Она — чиновник, и по-другому сказать не могла на камеры. Конечно, она не могла сказать: нафиг нам татарский учить — не учите.

В средствах массовой информации также появляются сообщения о том, что Минобр РТ предупреждает о невозможности принудительного изучения татарского языка, чтобы изучать его добровольно

В этой папке собраны разные документы: письмо в министерство образования, материалы СМИ, реакция на слова Путина местных чиновников и много писем в министерства, аппарат президента и ответы оттуда.

— Вы довольны тем, как она ответила?

— Мне это не испортило настроения. На камеру она ответила так, но, если зайти на сайт министерства образования России, то там выложено постановление Путина о проведении проверки в национальных республиках о соблюдении добровольности изучения русского языка и полноценном изучении русского языка (речь идет о проверке соблюдения положений законодательства Российской Федерации, касающихся обеспечения прав граждан России на добровольное изучение родного языка; сообщение размещено на сайте Минобра).

Более того, на сайте Минобра РТ выложили то же самое. В средствах массовой информации также появляются сообщения о том, что Минобр РТ предупреждает о невозможности принудительного изучения татарского языка, чтобы изучать его добровольно.

Лидер "Комитета русскоговорящих родителей РТ" Эдуард Носов на пикете у Министерства образования Татарстана

— Если я не ошибаюсь, Генпрокуратура тоже начала проверку?

— Генпрокуратура сейчас в Башкирии проверяла. До 30 октября проверят и в Татарстане. К 1 декабря Минниханов должен отчитаться перед Путиным о проведенной проверке и результатах.

— Сейчас по вашей теме отмечается оживление, но не боитесь ли вы, что сейчас пошумят, а потом всё уляжется и ничего не изменится?

К 1 декабря Минниханов должен отчитаться перед Путиным о проведенной проверке и результатах

— Я думаю, что Прокуратура при всем желании не сможет не найти этих нарушений. В Башкирии проверили 1 300 школ, там всего два урока башкирского языка, но они нашли нарушения. Сейчас в регионе проводятся родительские собрания, где родители выбирают новый учебный план. В Татарстане они просто не смогут не найти нарушений. Я почти уверен, что в Татарстане всё пойдет по схеме Башкирии.

Наш Комитет всё держит на контроле и проводит разъяснительную работу с родителями. Запустили рассылку памятки по WhatsАpp. Она разошлась так, что теперь мы сами от посторонних людей получаем эту информацию на телефон!

В Татарстане, правда, есть один момент. В законе об образовании прописана равнообъемность изучения для всех, а в Башкирии этого нет. Возможно, тут и будут прикрываться этим законом. Но получается, что он идет в расхождение с федеральными законами. А у нас единое правовое поле, поэтому ничего действовать не будет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Башкирский язык. Что дальше?

— Каждый раз, когда мы публикуем новости о вашем Комитете, в комментариях разгорается бурная дискуссия. Если взять аргументы тех людей, которые выступают вашими оппонентами, то они, в первую очередь, указывают на то, что ваши утверждения противоречат Конституции Татарстана.

— Нет, я не считаю так.

— В Конституции написано, что в Татарстане два государственных языка — русский и татарский. И изучаться они, вероятно, должны на равных основаниях.

— Проблема в том, что государственный язык России и государственный язык Татарстана не могут быть равноправными, так как государственный язык России — это язык государства, а Татарстан — это один из регионов, который входит в состав России. Это административный округ, получается. Они могут быть равны только в статусе родных языков. Родной татарский и родной русский — равны в своем статусе, а вот госязыки не могут быть равны. Нет такого государства — Татарстан.

Получается, что за часы, которые у нас отнимают в пользу татарского языка, мы должны платить

— А что вы скажете на решение Конституционного суда России 2004 года, который постановил, что преподавание татарского и русского языка в Татарстане не противоречит законам?

— Да-да, его по косточкам разобрали. Да, конечно, не признали нарушением, потому что изучение татарского языка не входит в противоречие с Конституцией России и с законами России. Но он же входит в разногласие просто по-черному со всем! Во-первых, татарский язык изучается в ущерб изучения русского языка. Мы уже изучаем русский язык по уже сокращенному плану. Чтобы ребенок освоил программу в полном объеме, родителям придется тратить свои нервы, силы и деньги — нанимать репетиторов для ребенка. Получается, что за часы, которые у нас отнимают в пользу татарского языка, мы должны платить.

— Насчет оплаты. В комментариях к одной из наших новостей о Комитете был комментарий о том, что в Татарстане и вовсе нужно перестать обучать за счет бюджета татарскому языку в школе. Почему, якобы, русские должны платить за уроки татарского для татар. Что вы об этом думаете?

— Это какая-то провокация. Автор хотел какой-то межнациональный раздрай внести — вбить клин между нами всеми.

— То есть, ваше предложение такое: русские дети не учат татарский, а татарские — получают по два-три урока в неделю татарского?

— Да, почему бы и нет. Это пожелание, по выбору же. Я не могу сказать, что русские дети не будут учить. Может, кто-то [русские семьи] скажет, что их ребенок останется в Татарстане и видит перспективу изучения татарского языка. Многие татарские родители, может, хотят сказать, что их ребенок поедет учиться в Санкт-Петербург, Москву или какой-то другой город за территорией Татарстана, и ему не нужен язык там. Это всё право выбора родителей и ребенка.

— Есть еще один краеугольный камень во всем вашем предложении — это рабочие места учителей татарского языка. В республике сотни, если не тысячи специалистов, обучающих татарскому языку, что им придется делать?

— Сейчас два учителя делят класс на две группы. Если родители сами будут решать, стоит ли их ребенку учить татарский, останется одна, например, группа из пяти-шести-семи человек. Ее можно будет поделить на две части и тем самым повысить уровень изучения татарского просто в разы. Всё равно бюджет платит им зарплату. Часы сохранятся, но вместо 15-и человек перед учительницей будут сидеть три-пять.

Сейчас на бесплатной основе на базе университетов и институтов начинают открывать курсы изучения татарского языка. Пожалуйста, там можно использовать учителей татарского языка.

— Лично вы не хотите, чтобы ваши дети изучали татарский, потому что считаете, что это идет в ущерб изучения русского языка? Может быть, стоит, например, пожертвовать каким-то другим предметом?

— Физикой или химией?

— Нет, другими — ОБЖ, например.

— У нас президент сказал, что нужно укреплять здоровье нации и ввели два урока физкультуры. Её нельзя отменить — так президент сказал. ОБЖ — тоже президент сказал, что это нужно знать. Его не отменят.

— Есть предметы типа эстетики, например.

— Ну, это тоже нормально. В других регионах есть, например, еще и риторика — это отлично же.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарский язык. Что с ним делать?

— Сохранение языка в национальных республиках России — это очень важный вопрос. Нет языка — нет народа. Не считаете ли вы, что отмена обязательного изучения татарского языка в школе может привести к тому, что огромное количество людей просто не будет его знать. Тем более, при существовании ЕГЭ многие татарские семьи будут отказываться под давлением экзаменов от изучения татарского, русского же в другом случае больше, а он нужен для поступления.

— Всё равно останутся люди, которые хотят, чтобы их дети знали татарский язык. Но они будут уже значительно лучше его изучать. То, что сейчас происходит — это неправильно. У меня ребенок старший перешел в 9-й класс, он все уроки татарского просидел, ничего не знает. Самое страшное, что он, получается, и уроки русского просидел на татарском.

Для чего властям Татарстана тратить деньги на тысячи детей, которые не хотят учить татарский язык

Для чего властям Татарстана тратить деньги на тысячи детей, которые не хотят учить татарский язык. Лучше уж тогда потратить их на тех, кто хочет учить татарский — курсы открывать, детские лагеря летние по изучению языка.

— Будем откровенными, дети просто так сидят и на других предметах. На той же физике и химии.

— Да, но русский обязательный при поступлении. Кроме того, для чего русские должны жертвовать изучением своего родного языка?

— Обратный аргумент — почему татары должны жертвовать?

— Так мы же не заставляем их бросать. Пусть учат так, как было. Просто пусть остальным разрешат не учить его.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Каталонии и баскам удалось добиться образования на своих языках

— Опять же, возвращаясь к вопросу о Конституции Татарстана. У нас два государственных языка — татарский и русский.

— Договор же не заключен.

— Но это не отменяет Конституцию РТ. Она действует вне зависимости от договора.

— Там есть много нюансов...

— Но Конституцию из-за неподписания договора вряд ли будут менять.

— Если не будут менять, тогда да. Но есть ГОСы, есть закон об образовании. В них не предусмотрен учебный план по изучению государственных языков республик. Есть план по изучению русского, есть план по изучению родных языков. Нет плана по изучению татарского языка.

Какая связь между русскими и татарским языком?

— У ваших оппонентов есть мнение, что ваши выступления разжигают межнациональную рознь. Что вы об этом думаете?

— Есть люди, которые только прочтут статью и у них сразу взрывается. Я их понимаю. Но мы же не хотим отменять татарский язык. Если бы мы сели за один стол, то они бы всё поняли. Какая связь между русскими и татарским языком? Если захотят, они обязательно пойдут на курсы и выучат его.

Я когда учился в школе, у нас не было татарского. Татары ходили на два урока татарского, а мы на труды ходили. Никакой вражды не было. После армии я попал в коллектив, где работало много женщин-татарок. Я даже купил разговорник, чтобы их понимать, учил. Потом уволился и забыл его.

Наш комитет не занимается отменой изучения татарского языка. Мы просто хотим, чтобы нам дали выбор. Если русские хотят изучать свой родной язык, почему они должны изучать другой язык? Даже не изучать, а делать вид, что изучают.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​