"Он парень с характером, со стержнем, которого не сломаешь". История фигуранта "Баймакского дела" Салавата Елкибаева

Салават Елкибаев. Архивное фото

33-летнего уроженца Баймака Салавата Елкибаева задержали 17 января — в день оглашения приговора активисту Фаилю Алсынову. "Idel.Реалии" рассказывают историю отца троих несовершеннолетних детей, единственного кормильца в большой семье, ставшего фигурантом "Баймакского дела".

"КРИЧАЛИ И КИДАЛИ СНЕЖНЫМИ КАМКАМИ В СОТРУДНИКОВ…"

Родственники Салавата Елкибаева сообщали, что силовики задержали его вечером 17 января, когда он ужинал в одном из кафе в Баймаке. На следующий день судья Баймакского райсуда РБ Александр Зайдуллин арестовал Елкибаева на десять суток, признав его виновным по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ ("Неповиновение законному требованию сотрудника полиции").

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Она ни за что не осталась бы дома". История фигурантки "Баймакского дела" Альфинур Рахматуллиной

Согласно постановлению суда, на заседании Елкибаев пояснил, что "после выступления адвоката [Ильнура Суюндукова, защитника Фаиля Алсынова] он пытался успокоить народ", а "требования сотрудников полиции о том, что нужно покинуть территорию возле здания суда, не слышал". В решении также отмечено, что якобы "по объяснению самого Елкибаева, <…> на законные требования сотрудников полиции никто не реагировал, кричали и кидали снежными камками (так в тексте"Idel.Реалии") в сотрудников [правоохранительных органов]".

17 января 2024 года судья Баймакского районного суда Башкортостана Элина Тагирова признала Фаиля Алсынова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды") и приговорила его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Гособвинение запрашивало для активиста те же четыре года, но в колонии-поселении.

На оглашение приговора приехало несколько тысяч сторонников Алсынова, которые встретили решение суда с возмущением. На площади перед зданием суда произошли столкновения с силовиками, которые забрасывали протестующих гранатами со слезоточивым газом и избивали их дубинками. Протестующие в ответ закидывали полицию снегом. В итоге силовикам удалось вывезти Алсынова из здания суда только после того, как к ним прибыло значительное подкрепление.

После протестов в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). По данным источников "Idel.Реалии", количество фигурантов "Баймакского дела" достигло 85 человек.

27 января Елкибаева, по словам его жены, "забрали из спецприемника в Белорецке и доставили в СК в Уфу для допроса как свидетеля по делу". Позднее женщине сообщили, что он "находится в статусе подозреваемого", а затем — что его обвиняют в "участии в массовых беспорядках" (ч.2 ст. 212 УК РФ).

В тот же день — 27 января — судья Октябрьского райсуда Уфы Роза Гафурова по ходатайству следствия арестовала Салавата Елкибаева до 17 марта 2024 года. Активиста отправили в СИЗО-1 Уфы.

— Салават является отцом троих несовершеннолетних детей: 10 лет, 8 лет и 2 года, — писала жена активиста Альмира Саитова в Telegram-чате, созданном для помощи родственникам обвиняемых по "Баймакскому делу". — Является единственным кормильцем в семье. Отец Салавата — инвалид второй группы, мать на пенсии. Его родной брат находится на СВО, тяжело ранен. Трое детей ждут своего отца дома.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История Дима Давлеткильдина — отца двоих детей, которого обвиняют по "Баймакскому делу"

Через несколько дней к обращению супруги активиста присоединился его отец, Мухамет Елкибаев, в свое время переживший инсульт. Он заявил о начале сбора средств на оплату адвоката и добавил, что является инвалидом II группы, а старший брат Салавата "находится на СВО, тяжело ранен, лежит в госпитале и ждет операцию".

Салават Елкибаев (справа). Архивное фото

6 февраля Салавату Елкибаеву исполнилось 34 года. Свой день рождения он, как и некоторые другие обвиняемые, встретил в СИЗО. 21 февраля Верховный суд Башкортостана оставил активиста под арестом.

— Адвокат изначально предупредил нас, что кормят в СИЗО, мягко говоря, не очень, поэтому стараемся обеспечить его качественной, хорошей едой, насколько это возможно, — написала после судебного заседания жена обвиняемого. Она добавила, что в передаче продуктов в СИЗО ей "очень помогают знакомые, друзья", которые, по её словам, "в большинстве случаях даже и денег не берут за продукты".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто такой Ильяс Байгускаров? История блогера и активиста, которого преследуют по "Баймакскому делу"

В другом посте Альмира Саитова сообщила: "Салават пишет, что потихоньку привыкает к обыденности [в СИЗО], читает книги, смотрит телевизор".

— Он очень хорошо держится, — сказал "Idel.Реалии" на условиях анонимности один из знакомых Елкибаева. — Вообще, он — парень с характером, со стержнем, которого не сломаешь. Как человек он добропорядочный и очень ответственный — перед семьей, в первую очередь, и перед другими людьми.

"РАНЬШЕ ДЕТИ СЧИТАЛИ ДНИ ДО 17 МАРТА, СЕЙЧАС — ДО 17 ИЮНЯ"

Салават Елкибаев родился 6 февраля 1990 года в деревне Сагитово в Зианчуринском районе Башкортостана.

— [Он] вырос в многодетной семье, самый младший из четверых детей, — рассказывала изданию "Пруфы" супруга обвиняемого Альмира Саитова. — Отец и мать 30 лет работали в совхозе: мама была лаборантом при молочной ферме, отец — животноводом. Еще будучи дошкольником, уже умел читать. Он ждал своих братьев и сестер со школы, чтобы получить от них книжки, которые знал наизусть. В шесть лет его взяли в школу, потому что в деревнях обычно детей не хватает в классах. Когда ему было 14 лет, у его отца случился инсульт — и все хозяйство осталось на плечах мамы. Старший брат на этот момент был в армии, и на Салавата и его сестру легло бремя заготовки дров и сена, сборки картофеля.

По словам Саитовой, после школы Салават Елкибаев "поступил в исламский колледж имени Марьям Султановой в Уфе, год проучился в медресе, после чего поступил в Башкирский государственный педагогический университет и получил профессию учителя арабского языка и обществознания".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: История Айсувака Явгастина — многодетного отца, которого обвиняют по "Баймакскому делу"

Саитова также писала, что в 2010 году Салават ездил в Москву на олимпиаду по арабскому языку, представляя там Башкортостан. В опубликованной на сайте "IslamRB.ru" заметке от октября 2010 года говорится, что двое студентов БГПУ — Салават Елкибаев и Айтуган Куланчин — "прошли в финальный тур Всероссийской олимпиады по арабскому и русскому языкам". Там же отмечается, что в 2009 году на такой же олимпиаде Салават Елкибаев, по его словам, занял четвертое место.

Альмира Саитова также рассказывала, что её муж "на протяжении более десяти лет в месяц Рамадан соблюдает пост, держит уразу".

— Этот месяц не стал исключением, Хвала Всевышнему. Несмотря на то, что Салават находится в СИЗО без качественной чистой воды, он держит уразу, — писала Саитова в марте.

— Он читает Коран. Его всегда приглашают на наречение имени младенца, на аяты; просят принести в жертву барана на праздник Курбан. Ходит на субботники при мечети. Всегда старается помочь тем, кто нуждается в помощи. Все, кто его знает, говорят, что он добродушный, спокойный, ответственный и отзывчивый человек, любящий сын, муж и отец, — рассказывала Саитова в опубликованном в марте видеообращении к президенту России Владимиру Путину, в котором она попросила главу государства "вмешаться и восстановить справедливость по отношению к безосновательно задержанным" — обвиняемым по "Баймакскому делу".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Заступился за мать". Как Сания Узянбаева и её сын Данис стали фигурантами "Баймакского дела"

По словам Саитовой, она сблизилась с будущим мужем на волне интереса к исламу: "Я училась в городе Сибае, он после вуза переехал, чтобы быть рядом со мной. По профессии не работал, а устроился сборщиком мебели. Он и сейчас этим занимается — у него своё индивидуальное предприятие по изготовлению корпусной мебели".

В браке супруги прожили уже более 11 лет, у них трое детей.

По словам Саитовой, дети очень расстроились, когда узнали, что отца еще долго не выпустят из заключения.

— Сперва думала, что скажу как-нибудь — мол, на десять дней уехал по работе, — рассказывала Саитова. — Но дети всё время спрашивали: "Когда же он вернется?" Где-то на третий или четвертый день после ареста [на 10 суток] я им рассказала, что их папу задержали. Ну, десять дней можно перетерпеть — и не было такого, чтобы они плакали; терпеливо ждали. Но когда сообщили, что его задержали до 17 марта, старшая дочь — она уже большая, всё понимает — очень сильно расстроилась, расплакалась. Я сказала, как есть, что папу не выпускают. А младшая дочь пока этого не понимает, думает, что папа скоро вернется… Раньше дети считали дни до 17 марта, сейчас уже — до 17 июня.

Письмо Салавата Елкибаева жене из СИЗО (опубликовано 6 апреля 2024 года):

"Уа алейкум ас Салам Матурым! Дела хорошо, по милости Всевышнего! Извини, дорогая, что не ответил. Да, все доходит из того, что ты отправляешь. Просьба на следующий раз, если найдешь финики без косточек, то хорошо было бы их отправить. Лекарство в воскресенье или понедельник отдадут.

Ладно, всем салямы (приветы) передай, детям передай, что я их люблю, как приедут, поцелуй за меня их. По передачке и посылкам вроде всё хватает с достатком.

Ладно, всё, люблю, скучаю по вам".

11 марта судья Ленинского районного суда Уфы Филюс Каримов продлил Салавату Елкибаеву срок содержания под стражей до 17 июня 2024 года.

— Увидели Салавата. Поговорили. Разрешили подержать его руку через проем окон. Он не падает духом, крепко держится. Пожелали ему быть стойким, набраться терпения, — написала жена обвиняемого после судебного заседания.

19 марта Верховный суд Башкортостана оставил решение о продлении ареста без изменений.

26 марта Альмира Саитова сообщила, что старший брат Салавата Фидан "снова уехал на службу [на войну в Украину] — там ему сделали операцию, удалили три больших осколка".

ЖЕНА ОБВИНЯЕМОГО: "ПРОСТЫЕ ЖИТЕЛИ ПОДВЕРГАЮТСЯ НАСТОЯЩЕМУ ТЕРРОРУ"

11 апреля Альмира Саитова опубликовала еще одно видеообращение — на этот раз к председателю СКР Александру Бастрыкину.

— Считаю, что против десяти тысяч мирных жителей, собравшихся 17 января 2024 года в городе Баймак у здания суда на оглашение приговора Фаилю Алсынову, была спланирована и целенаправленно устроена провокация со стороны силовиков и провластных лиц с целью разжигания массовых беспорядков — для того, чтобы в последующем выдать мирных жителей за экстремистов, сепаратистов и националистов, — заявила жена обвиняемого.

Она также отметила, что "против мирных граждан со стороны силовиков были применены насильственные действия дубинками, слезоточивым газом, светошумовыми гранатами".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Не забудь передать свободе от меня привет". История фигуранта "Баймакского дела" Айтугана Китикова

Саитова заявила, что "никто из присутствовавших у здания суда не пришел с оружием, не занимался погромами", в то же время "в толпу запускались профессиональные провокаторы".

— Этот год в нашей стране объявлен Годом семьи, однако последние два месяца в нашей республике очень много семей страдает от произвола властей, которые только усугубляют и накаляют обстановку в Башкортостане. Простые жители, проживающие в сельской местности, подвергаются настоящему террору. Более 70 семей остались без кормильцев. Мы на грани отчаяния, — констатировала жена обвиняемого.

Она попросила председателя СКР "вмешаться и провести правовое разрешение столь серьезного, специально раздутого на ровном месте конфликта".

Источник "Idel.Реалии", знакомый с ходом следствия по "Баймакскому делу", сообщил, что "по Елкибаеву, как и по многим обвиняемым, никаких следственных действий до сих пор не проводилось".

Салават Елкибаев

— Насколько мне известно, по нему, как и у почти всех, было два стандартных допроса при задержании — сперва в качестве подозреваемого, затем в качестве обвиняемого; на этих допросах он отказался давать показания, использовав статью 51 Конституции РФ. Вину он не признает. Да, в общем-то, там и признавать нечего, даже с формальной точки зрения, поскольку никаких конкретных эпизодов, никаких доказательств — фото, видео, чьих-то показаний — ему не предъявлено. А присутствие на сходе — это еще не участие в массовых беспорядках, — сказал собеседник редакции.

Источник также пояснил, что адвокаты, работающие по делу, сейчас ожидают первых приговоров по вменяемой Елкибаеву и другим обвиняемым ч.2 ст. 212 УК РФ.

— Как только пройдут первые суды и появятся первые приговоры, будет понятно, что к чему, — сказал он.

4 мая родственники Салавата Елкибаева опубликовали видеосюжет об отце обвиняемого — Мухамете Елкибаеве.

— Ждем сыновей — старшего с СВО, младшего из СИЗО. Днем и ночью молимся: "Поскорее вернитесь, родные мои сыночки!" Без вас трудно нам хозяйство вести…, — говорит в сюжете Мухамет Елкибаев.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.