Айсувак Явгастин — строитель из деревни Гумерово в Баймакском районе и единственный кормилец шестерых детей. По "Баймакскому делу" ему грозит многолетнее заключение, но родные утверждают, что он не участвовал в организации протеста и не применял насилия к силовикам. "Idel.Реалии" изучили биографию Явгастина.
Недавно "Idel.Реалии" рассказывали историю Ильяса Байгускарова — башкирского блогера и активиста, которого преследуют по "Баймакскому делу". Многие подробности его дела стали известны благодаря деятельности его брата — психолога и коуча Ильгиза Байгускарова. По собственному признанию Ильгиза, до январских протестов в Баймаке он не интересовался политикой, но после ареста брата превратил свой YouTube-канал о психологии в одну из главных площадок по координации помощи задержанным.
Сразу после оглашения приговора в Баймаке начались массовые протесты, которые переросли в столкновения с полицией. Среди протестующих были раненые. Силовики применяли слезоточивый газ и, предположительно, шумовые гранаты. Следующая акция в поддержку Фаиля Алсынова прошла 19 января в Уфе, на площади у памятника Салавату Юлаеву.
По итогам протестов Следственный комитет в Башкортостане возбудил уголовные дела об организации и участии в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также по статье о применении насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Фигурантами этих дел проходят уже около 80 человек.
В последние недели на канале Ильгиза Байгускарова публикуется информация о сборе денег не только для его брата, но и для других участников событий в Баймаке, находящихся под стражей, а также фильмы об этих людях, снятые их родственниками и волонтерами. Последний на данный момент фильм этой серии, озаглавленной "Лучшие люди в СИЗО", посвящен Айсуваку Явгастину. "Idel.Реалии" ознакомились с его историей.
Явгастин родился в многодетной семье в деревне Гумерово в 25 километрах от районного центра Баймака. Он рано потерял отца и с детства помогал матери воспитывать пятерых младших братьев. После службы в армии он познакомился с девушкой из Зианчуринского района республики по имени Алия, вскоре они поженились.
— Однажды Айсувак привел ее к себе в дом и сказал маме, что это ее невестка. С тех пор с женой они не расставались. Построили дом, родили шестерых детей. Их истории во многом схожи — Алия Хажинуровна рано осиротела, ее родители умерли, когда ей было пять лет. Воспитала ее родная тетя. Ее муж был самой главной опорой, и теперь его нет рядом с ней, — говорится в фильме о Явгастине.
Явгастин самостоятельно освоил профессию строителя и создал небольшой бизнес — бригаду, в которой вместе с другими местными жителями строил частные жилые дома в Баймакском и других районах на юге Башкортостана. По словам родных, строительная бригада пользовалась популярностью — к ним до сих пор обращаются с новыми заказами, не зная, что бригадир находится в следственном изоляторе. Создатели фильма также отмечают, что из-за ареста Явгастина многие строители, работавшие в его бригаде, лишились работы и основного дохода.
В фильме приводится фотография одного из писем Явгастина из СИЗО на башкирском языке с русским переводом: "Письма ждал очень долго, но главное, что всё нормально — мне этого хватает, слава Богу. Сердце болит, думаю только о вас. Сват дал книгу намазную, потихоньку каждый день учусь читать, совершать намаз. Если постараюсь, то получится, дай Бог. Как дела у моих девочек, Элины и Раушании? Им салям. Большое спасибо тем, кто помогает деньгами ради моих детей, пусть им будет награда от Всевышнего. Верю, что есть Всевышний Аллаһ, всё будет нормально, дай бог. Ладно, не переживайте сильно, мои красавицы, надейтесь на хорошее. Пусть в мире будет спокойно. Сами тоже будьте здоровы. Дай Бог приехать домой и радоваться вместе с детьми".
Айсувака Явгастина задержали 26 января — через неделю после окончания массовых протестов в Баймаке. По словам родственников, силовики ворвались в дом Явгастиных, где на тот момент находились отец и его 14-летний сын Альберт, повалили обоих на пол и приставили пистолеты к их головам.
— После отца доставили в местный суд, где его избил челябинский ОМОНовец, добиваясь признательных показаний. Айсувака Халяфовича знают многие баймакцы, и местные полицейские хотели заступиться за него, но приезжие силовики не стали их слушать, — говорится в фильме.
В постановлении о возбуждении уголовного дела (имеется в распоряжении "Idel.Реалии") говорилось, что 17 января 2024 года с 9 до 14 часов "неустановленные лица, будучи осведомленными организаторами массовых беспорядков о месте и времени массовых беспорядков, <...> используя в качестве предлога освобождение от уголовной ответственности Алчинова Ф.Ф., применяя в качестве оружия камни, деревянные палки и металлические пруты, бросая их в сотрудников полиции…, участвовали в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием к представителям власти и иным лицам…", в результате чего "неопределенному кругу лиц был причинен физический и моральный вред".
В постановлении также указывалось, что "неустановленные лица" применили в отношении начальника УМВД России по г. Стерлитамак Р.Р.Асанова "насилие, не опасное для его жизни и здоровья, нанеся ему множество ударов руками и ногами по голове и по телу, причинив Асанову Р.Р. телесные повреждения и физическую боль".
Подробностей об участии Явгастина в событиях в Баймаке немного — в отличие от некоторых других задержанных, о которых рассказывает Ильгиз Байгускаров, он не был ни активистом, ни блогером, и пришел поддержать Фаиля Алсынова на правах обычного местного жителя, возмущенного несправедливым приговором.
Как сообщают родственники Явгастина в своем Telegram-канале, 26 января районный суд в Баймаке отправил его под арест на 10 суток. Сначала им объявили, что его переведут в Уфу в начале февраля, но затем по неизвестным причинам перевезли в столицу республики вечером того же дня.
Мужчину обвиняют в "организации и участии в массовых беспорядках" (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ) и применении насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). 12 марта стало известно, что суд продлил срок ареста Явгастина до 17 июня.
После решения Верховного суда Башкортостана, отклонившего апелляцию на первое решение о помещении в СИЗО, одна из дочерей Явгастина — 20-летняя Алита — записала личное видеообращение к президенту России Владимиру Путину. Она отметила, что ее отец "не участвовал ни в каком несанкционированном митинге, не совершил противоправных действий, ни на кого не нападал". Алита Явгастина попросила президента расследовать избиение отца после задержания и наказать ответственных за это сотрудников силовых органов.
— Айсувак Халяфович является единственным кормильцем в семье. Жена в декрете. Все хозяйство в доме держится на нем, его отсутствие негативно скажется на благополучии детей. Учитывая эти данные, суд мог дать ему хотя бы домашний арест, так как он не скрывал своего лица, не скрывался и не намерен скрываться или препятствовать следствию, — сказала дочь находящегося в следственном изоляторе башкортостанца.
Родственники Явгастина и сочувствующие в своих обращениях неоднократно подчеркивали, что многодетного отца преследуют в объявленный президентом "Год Семьи". Старшая дочь Алита в одном из видео перечисляет имена тех, кто лишился единственного кормильца. Помимо нее, все дети Айсувака Явгастина — несовершеннолетние: Эльза (16 лет), Альберт (14 лет), Элина (10 лет), Раушания (9 лет) и Данис (3 года).
— Мы с вами еще можем изменить судьбу, прервать этот круг испытаний, которые сыпятся на одну семью. Не оставайтесь безучастными, не молчите, говорите громко о 73 несправедливо задержанных по "Баймакскому делу". Не оставляйте их семьи без помощи и поддержки, не бросайте их в одиночестве в эту минуту и не позволяйте недобросовестным людям лить грязь на их имена, — говорится в заключительной части фильма о Явгастине.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.