"Разве человека в 59 лет берут на войну?". Супруга не предполагала, что война коснется ее семьи

Иллюстративное фото

Житель Мензелинского района Татарстана 59-летний Анвар Бикбаев в октябре прошлого года получил повестку и ушел на войну. Хозяйство осталось на жене и сыне, оба имеют инвалидность. Зумара Бикбаева жалуется на полное отсутствие помощи со стороны властей.

Полгода назад — 21 сентября — в России объявили "частичную" мобилизацию. В конце октября власти сообщили, что "мобилизация завершена" — призвали 300 тысяч человек. Однако указ об окончании мобилизации президент России Владимир Путин не подписал, а в середине марта этого года мужчины снова стали получать повестки в военкоматы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россияне получают повестки в военкоматы. Что происходит?

Жителей Татарстана уверяют, что новой волны мобилизации не будет, а рассылку повесток объясняют "оцифровыванием информации". Женщины из Татарстана и Башкортостана, проводившие своих мужей на войну, до сих пор периодически озвучивают различные жалобы.

Мужа 59-летней Зумары Бикбаевой, проживающей в селе Наратлы-Кичу Мензелинского района Татарстана, мобилизовали и отправили на войну в октябре 2022 года.

"МЫ ДАЖЕ НЕ ЗНАЕМ, КОГДА ЕМУ ПРИШЛА ПОВЕСТКА"

Зумара и Анвар Бикбаевы известны в Наратлы-Кичу как трудолюбивая семья. У них 25 коров, несколько быков и 50 голов овец. Сейчас все поголовье полностью на плечах Зумары и ее 35-летнего сына. Они — инвалиды третьей группы. Глава семьи Анвар Бикбаев прошлой осенью уехал на войну в Украину. Несмотря на возраст (мужчине 59 лет), его призвали на войну в рамках "частичной" мобилизации.

Зумара узнала о мобилизации мужа за день до его отъезда. "Односельчане думали, что он туда едет за деньгами, а ведь мы от этого не страдаем, у нас достаточный доход, он не за деньгами туда поехал", — рассказывает его жена. В то же время она не знает, что заставило почти 60-летнего мужчину взять в руки оружие и стать оккупантом в чужой стране.

Анвар Бикбаев

— Его забрали из Мензелинска 27 октября. О том, что поедет в Украину, сообщил нам только днем 26 октября. Мы даже не знаем, когда ему пришла повестка, — он не говорит. Когда заходили соседки, он, будто шутя, сказал: "Если я пойду, меня тоже возьмут?" Разве человека в 59 лет берут на войну? Они вообще не должны были его забирать — это нарушение закона. К тому же в семье два инвалида: и у сына, и у меня третья группа инвалидности. У меня протез на ноге, сын после травмы головы лежал с параличом, мы оба не здоровы. Муж пошел в военкомат, чтобы стать добровольцем, но его отправили по мобилизации. Что уж сделаешь, мы ничего не могли сказать, мы потеряли дар речи, когда узнали об этом. Мы этого не ожидали, — говорит Зумара Бикбаева.

Анвар купил на свои деньги все необходимое снаряжение: военную обувь, одежду и другие вещи. Впрочем, и в других регионах России мобилизованные на войну мужчины покупали экипировку за свой счет.

Бикбаев прошел военную подготовку в "Кazan Expo". Через два месяца, 27 декабря, его отправили в Украину.

Зумара рассказывает, что она и ее сын решили не избавляться от поголовья скота только потому, что муж ушел на войну.

— Мы с сыном пытаемся все успеть, хотя удается поспать всего три часа в день. Мы скучаем по нему. Не только мы, он тоже скучает. "Я не знал, что там будет такая война, я думал, что она будет другой. Идет очень тяжелая война", — говорит он. Тяжело, наверное — молодых людей начали возвращать в отпуск на 14 дней, а теперь они не знают, как сбежать и спрятаться. Хорошо, если их смогут собрать и отправить обратно. Мой муж — единственный из трех сел нашего поселения ушел воевать в Украину (кроме поселка Наратлы-Кичу, в состав Наратлы-Кичуского сельского поселения входят также поселки Исангулово и Шикарле-Каен — "Idel.Реалии"). Вдумайтесь — из трех деревень ушел только один мой почти шестидесятилетний муж! И никакого уважения. Нашу семью не поздравили ни с Новым годом, ни с 8 марта, ни с 23 февраля, — рассказывает женщина.

Зумара Бикбаева считает это равнодушием со стороны главы Наратлы-Кичуского сельского поселения и руководства района.

Зумара Бикбаева

— Ведь он поехал в Украину не меня защищать, а всех нас. Вон, молодые все остались, спрятавшись, повесток достаточно пришло, никто не пошел. Их никто и не искал. Туда ведь не должен был ехать только мой муж? Сколько праздников прошло, а к нам никто не пришел. Когда и на 8 марта никто не явился, я расстроилась. Моя чаша терпения лопнула, и я позвонила в полицию. "Мужа отправили в Украину, мы с моим сыном инвалидом остались одни с большим хозяйством, никто не приходит, никто не спрашивает о делах, никто не предлагает помощь", — рассказала я. Потом ко мне приехал участковый, взял у меня показания, и я пожаловалась на глав района и сельского поселения.

Но результатами — даже после звонка в полицию — женщина не очень довольна:

— Глава сельского поселения принес полный пакет гостинцев и подарков. А мне ведь вещи не нужны, мне нужна была моральная поддержка! Мне было бы достаточно, если бы спросили, как дела у Анвара, где он, звонит ли. А глава пришел и сказал, что виноват, оставил этот пакет и больше не приходил. Даже по телефону не звонит, не спрашивает, как мы.

Позднее Зумаре Бикбаевой позвонили из районной администрации и соцзащиты.

— Спрашивали с удивлением, разве никто не позвонил, никто не приходил? Я сказала, нет. А сами-то пришли к нам? Еще спросили, нужна ли помощь, может, нужно снег почистить. Снег ведь кончился уже, снег мы чистили всю зиму, сказала я. Ответили, что мы придем, если вам понадобится помощь. Достаточно обратить внимание на мобилизованных, я же не призываю их приходить и что-то делать. Ведь оставаться дома в одиночестве непросто, — подчеркивает Бикбаева.

Женщина также пыталась просить помощи у местных властей после того, как ее мужа увезли на войну. Ее муж пас 25 коров, но когда он ушел на фронт, работника на замену найти не смогли. Когда Зумара Бикбаева пошла с этим вопросом к секретарю главы сельского поселения, они ответили, что ничего сделать не могут . "Это ведь за оплату, а не бесплатно. Мы просто попросили помочь найти кого-нибудь. Позже сами нашли", — говорит она.

"МОЙ МУЖ ГОВОРИТ, УКРАИНА СИЛЬНАЯ, У НАС НЕДОСТАТОЧНО ВООРУЖЕНИЯ"

59-летнего Анвара Бикбаева на войне прозвали "бабай" (в переводе с татарского — "дедушка"). Его жена рассказала Радио Азатлык (Татаро-башкирская редакция Радио Свобода/Радио Свободная Европа), что он служит в 1 взводе 7 роты 3 батальона 1231 полка.

В начале февраля мобилизованные из 1231 полка записали видеообращение, в котором рассказали, что их отдали под руководство военных "ДНР", которое, в свою очередь, направило мобилизованных на штурм "практически без вооружения, как пушечное мясо". На обращения родственников отреагировали власти Татарстана, заявив, что "мобилизованных из Татарстана, участвующих в войне в Украине, вернули из воинской части так называемой "Донецкой народной республики" в расположение своего полка". Однако родственники мобилизованных утверждают, что их близкие до сих пор находятся под руководством "ДНР".
Жена казанца Ивана Исаева, мобилизованного без селезенки в феврале, записала видео, как ее мужа отправили на штурм Авдеевки без боевой подготовки и без специального оружия в составе того же 1231 полка.
Жены и матери редко открыто выступают против участия мужчин в войне, а требуют улучшения условий и оплаты. Недавно жены мобилизованных из Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей пожаловались, что их близким не ставят отметки о нахождении в зоне боевых действий.


— Мой муж тоже служит в этом полку, — рассказывает Зумара. — Когда это видео вышло, люди называли его "фейком". А когда я позвонила мужу и спросила его, он сказал, что там правда, вранья нет. Но больше ничего не говорил. Моего мужа нет в этих видео. Они были в Макеевке, воевали в Артемовске (Бахмут) и под селом Водяное. Были в местах, где шло ожесточенное сражение. Это не война, в которой сражаются люди возраста моего мужа. Сам Анвар говорит, что "это не та война, которую нужно вести с оружием, хоть у нас полно гранат и патронов, но мы не можем ими там воевать, нам нужно более опасное оружие".

При этом Зумара не отрицает, что это оружие может использоваться и против мирных жителей:

— У них по-разному бывает, нельзя сказать, что этого не случается, и нельзя сказать, что случается. Это то, что зависит от ситуации. По словам моего мужа, их не смогли принять в этих присоединившихся к России областях Украины. Нам говорят, что украинцы нам рады, но это не так. Муж мне рассказал, что они поселились в доме одной старой бабушки. Она сказала, что сдаст их "своим". Всю ночь сторожили эту бабку, чтобы она украинцам не рассказала. Как только выпал снег, жители на снегу начали писать "Слава Украине".

Каждый день Бикбаева и ее сын ждут звонка от Анвара. Обычно он звонит им раз в сутки до восьми часов вечера.

— Никуда не выходим, сидим у телефона. Сам он в Донецке; когда говорит по телефону, слышно, что идет постоянная стрельба, — уточняет женщина. — Звонит раз в день, если не отправлен на позиции. Не так давно ходили воевать, а пока на отдыхе. По его словам, четыре человека в его взводе были убиты и ранены во время одного рейда. Он рассказал, что в ночь на 20 марта было сильное сражение. Сегодня (20 марта — "Idel.Реалии") 12 его товарищей забрали на бой у села Первомайское Донецкой области, а мой муж остался ждать своей очереди. Там кто-то приходит, кто-то уходит — они меняются.

В Татарстан этой весной мобилизованные начали возвращаться в двухнедельный отпуск. Анвар надеется, что его могут отправить домой в апреле, но точной информации пока нет. При этом его жена уверена, что ему из отпуска придется отправиться обратно, даже если он передумает воевать:

— Это не от нас зависит. Теперь он мобилизованный человек, и если не вернется, то будет дезертиром. Как мне его оставить? У него слабое здоровье, но инвалидность за 14 дней не получить — на это уходят месяцы. Теперь уж нравится ему это или нет, все равно уедет обратно.

195 000 рублей, обещанные ее мужу Владимиром Путиным, так и не были выплачены (эти деньги — единоразовая выплата). Ранее мобилизованные из Чувашии жаловались, что эти деньги — пустые слова. Они взбунтовались на военной базе в Ульяновске и заявили, что не собираются воевать против Украины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Он должен ехать защищать страну непонятно от чего". Жёны мобилизованных из Ульяновска требуют вернуть мужей домой 

В то же время Зумара говорит, что ее муж получил 196 тысяч рублей за участие в войне против Украины в течение одного месяца. Это его зарплата. Но и тут все прошло не так гладко: военные вынуждены тратить большую часть этих денег в зоне боевых действий. Еда, напитки, аренда квартиры или дома, покупка угля и дров для отопления — все это военные оплачивают из собственного кармана, поясняет она. "Молодые люди тратят до 100 тысяч рублей в месяц. Так как мой муж не пьет и не курит, он столько не тратит. Но мы всегда посылаем ему деньги. Чтобы быть на войне, нужно иметь деньги", — удивляется женщина.

Зумара Бикбаева не предполагала, что война, начатая Россией против Украины в прошлом году, коснется ее семьи. "Мой сын — инвалид, муж — в возрасте, я думала, пройдет мимо нас", — жалуется она. Теперь она ждет завершения "спецоперации". Однако ответить на вопрос, когда закончится эта война и в чью пользу, женщина не знает.

— Каждый день смотрю телевизор и изучаю, где и какие сражения идут. Когда созваниваемся, все рассказываю мужу, у них ведь нет телевизора. Сама расспрашиваю, если ли прогресс, как дела у них (у украинцев "Idel.Реалии"). Мы очень надеемся, что это скоро закончится. Если Америка перестанет давать оружие Украине, может, остановятся... Если начать читать в интернете, такие страшные вещи пишут: будто схватят Путина, будто пройдут вглубь страны…

"[Это] возможно", — говорит Зумара. Ее муж рассказывает, что "украинцы очень сильные, и оружие у них очень хорошее".

  • Президент России Владимир Путин, начавший войну против Украины 24 февраля 2022 года, 21 сентября объявил в стране "частичную" мобилизацию.
  • Из различных регионов России поступали многочисленные сообщения о призыве на военную службу и подготовке к войне лиц, непригодных к военной службе, вышедших из мобилизационного возраста или не подлежащих мобилизации по другим причинам.
  • После объявления мобилизации в России появились убедительные доказательства того, что мужчины, отправляющиеся на войну, были плохо экипированы. Они жаловались на то, что их просят покупать оборудование на свои деньги, снимали на видео бараки без кроватей и рассказывали, что им выдавали ржавое оружие.
  • Сообщалось также, что часть мобилизованных отправили на войну неподготовленными. Немало и тех, кто получил мобилизационную повестку и уже на следующий день был спешно отправлен в армию. В своем выступлении 30 сентября Путин также признал, что мобилизация сопровождалась нарушениями закона.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.