В 2021 году темой Дня свободы печати выбрана тема "Информация как общественное благо". В этот день принято рассказывать о СМИ, которые стали жертвой ограничений или полного лишения свободы голоса.
"Idel.Реалии" и другие проекты Радио Свободная Европа/Радио Свобода, включая телеканал Настоящее Время, были включены в список "СМИ — иностранных агентов" в конце 2017 года. С этого времени корреспондентов нашего издания перестали допускать на мероприятия с участием высших должностных лиц в республиках и областях Поволжья, начались проблемы с аккредитацией.
Журналист "Idel.Реалии" в Чувашии Дарья Комарова счастлива, что ее профессия еще не запрещена в России. В журналистике она 10 лет, последние три из которых сотрудничает с "Idel.Реалии".
Your browser doesn’t support HTML5
23 января Дарья Комарова была задержана сотрудниками полиции во время освещения акции в поддержку Алексея Навального в Чебоксарах. Позже ей вручили три протокола по административным делам за "участие в митингах". Один из протоколов был написан задним числом за август 2020 года. Благодаря юристам и профессиональной работе Дарьи Комаровой, ее запросам в МИД России, Минюст РФ, Лениниский районный суд не нашел доказательств правонарушений в работе журналиста и прекратил два административных дела. Дарье Комаровой предстоит еще один суд, где она будет отвечать за то, что делала свою работу. Деятельность независимых журналистов республиканскую власть не устраивает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Суд в Чувашии прекратил еще одно дело против журналиста "Idel.Реалии" Дарьи Комаровой— О чем ты думала, когда тебя задерживали?
— В этот момент я не могла о чем-то думать. Была бесконечно возмущена. Думать стала позже, когда уже меня отпустили из участка, а потом уже начала действовать. И 25 января написала жалобу в Прокуратуру Чувашии, которая стыдливо мне не отвечает. Совесть есть и у людей в погонах.
— С какими людьми ты общалась во время стрима 23 января?
— Я была удивлена, что на митинге 23 января было много людей, которые раньше не выходили на протесты. Среди них были люди преклонного возраста. Все они были возмущены тем, что власть их не слышит или не хочет слышать. Мое мнение — каждый должен быть услышан, поэтому я на митингах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Весь обвешан гаджетами, корочки нет. Судить меня за это?"— Ты помнишь свой первый журналистский материал?
— Это была газета "Про город" Чебоксары и история, связанная с Михаилом Игнатьевым, президентом республики. Я нашла сообщение на странице главы региона. Его писала женщина, представившаяся его родственницей. Она жаловалась, что ее дочери не могут сделать операцию на глаза, просила помощи. История "зашла" на первую полосу. Мне тогда было всего 22, и я искренне не понимала, почему пресс-служба Игнатьева не рада моим просьбам прокомментировать ситуацию (смеюсь). Потом была еще пресс-конференция с Михаилом Игнатьевым, где я спрашивала, на какие оценки он учился в школе. Тогда мне хотелось легкости в своих материалах, говорить с людьми и для людей.
— Как ты себе представляла работу журналиста тогда?
— У меня абсолютно не было какого-то представления. Сначала мне нравилось тешить свое самолюбие, работать в СМИ с самым крупным тиражом в городе. Потом я с головой ушла в рекламу и пиар, интересовали только коммерческие проекты. Я себя не ругаю за прошлое, а даю себе право на ошибки. Ведь все это сделало меня тем, кто я есть сегодня, мой внутренний мир свободы.
— Что изменилось с тех пор в твоем отношении к профессии?
— Недавно поняла, что моя профессия — честная журналистика — нужна обществу, стране. Десять лет, наверное, мне понадобилось, чтобы понять это. К сожалению, моя профессия стала опасной. Мне небезразлично все, что происходит рядом со мной. Я понимаю, что рано или поздно это коснется и меня, и мою семью. Поэтому я занимаюсь сейчас тем, что нужно и мне, и обществу. Я помню, когда убили Влада Листьева, мне было шесть лет , и я впервые сказала папе, что хочу быть как он — настоящим журналистом. Это было осознанное решение, к которому я шла. И останавливаться нельзя.
— А что сказал папа?
— Конечно, мои родители не в восторге от моей работы. Папе хотелось всегда, чтобы я была окулистом или занималась изучением иностранных языков. Но они видят, как я счастлива, какая радостная приезжаю со своими репортажами из поездок. Кроме журналистики сейчас я увлечена составлением своей родословной. Узнать судьбу предков — решить свои вопросы сейчас. Когда с тобой сила рода — тебя не победить. Я просто в этом убеждена.
— Какие отношения с коллегами из государственных СМИ?
— Они действуют в более жестких рамках, чем я, поэтому я им сочувствую.
— Есть любимые и нелюбимые темы?
— Я не люблю так называемые "рамочные" заказные мероприятия, которые организовывает власть, разные чествования. Наверное, у меня нет любимых тем, все мои материалы — это творчество. Все они мои дети.
— Чего ты боишься?
— Боюсь нарастающего равнодушия, цинизма, что люди свыкнутся с неправдой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Алексей Глухов: "Стихийный протест может вспыхнуть в любом месте"Под давление властей в Чувашии попали пять независимых журналистов и блогеров, среди которых оказалась и Дарья Комарова. Она благодарна всем, кто ее поддерживает. Отдельные слова благодарности Дарья Комарова передает юристам российского Центра защиты прав СМИ Галине Араповой и Вячеславу Пупыкину, которые подготовили для нее защиту по всем трем административным делам, а также юристу и "просто смелому человеку" Вадиму Никифорову.
— Преследование меня я расцениваю как покушение на Конституцию РФ, которая даровала нам свободу слова. Каждый, кто поддерживает меня сейчас, должен уяснить, что он защищает не Дашу Комарову, а свободу слова, закон и порядок, будущее страны и наших детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я не понимал, почему плохо быть чувашем"У медиакорпорации РСЕ/РС в России есть десятки штатных сотрудников и сеть из сотен внештатных корреспондентов. Это одна из самых крупных иностранных независимых медиа-организаций, работающих в России, еженедельная аудитория которой составляет 6,7 миллионов человек.
РСЕ/РС неоднократно заявляла, что не считает себя "агентом" какого-либо иностранного государства, поскольку ее редакционная политика полностью независима. Как заявил президент корпорации РСЕ/РС Джейми Флай, "российским властям не удастся заставить РСЕ/РС отказаться от свободы слова и честной журналистики. Мы не позволим Роскомнадзору и Кремлю принимать вместо нас решения о том, каким образом обращаться к аудитории в России".
Проект "Idel.Реалии" предоставляет жителям Поволжья то, что они в силу разных обстоятельств не могут узнать из местных средств информации.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.