Ссылки для упрощенного доступа

"Весь обвешан гаджетами, корочки нет. Судить меня за это?"


Юрий Шакеев, блогер. Архивное фото
Юрий Шакеев, блогер. Архивное фото

В Чебоксарах блогеров обвиняют в участии в несогласованной акции 23 января

В Чувашии на митингах 23 и 31 января задерживали журналистов и блогеров. Накануне акции 31 января в Чебоксарах в отдел полиции доставлен блогер Денис Радченко. Сначала он провел двое суток в отделе полиции, а потом Ленинский районный суд назначил ему штраф в размере 10 тыс рублей за нарушение в проведении публичной акции как её участнику. В суд над Денисом Радченко пришел его брат Алексей Радченко, основатель форума "На-связи" и портала "Сheb.media", но на входе в здание его задержали для "выяснения личности". В результате Алексея Радченко через несколько часов отпустили. На днях в отдел полиции №4 доставлен бывший работник культуры, в прошлом художник из Чебоксар Юрий Пичугин, ныне называющий себя "свободным художником, блогером". В полиции ему заявили, что он был замечен на протестах в Чебоксарах и за это ему может грозить административное преследование. 12 февраля Ленинский районный суд рассмотрел еще один протокол за участие в несогласованной акции уже в отношении блогера Юрия Шакеева. Блогеру назначено 30 часов обязательных работ, он намерен обжаловать решение. В спорах чувашской блогосферы с властями за право освещать протестные акции разбирался корреспондент "Idel.Реалии".

Корреспондент "Idel.Реалии" задержана во время шествия в Чебоксарах 23 января
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:12 0:00

Блогера Юрия Шакеева обвинили в участии в несогласованной акции 23 января. В этот день он был задержан сотрудниками правоохранительных органов и доставлен в отдел полиции. Блогер ранее заявил "Idel.Реалии", что с протоколом не согласился и намерен в суде предъявить данные о своих подписчиках.

— Весь обвешан гаджетами, корочки нет, конечно. Судить меня за это? На суд в защиту своих прав я принесу скриншоты со своих аккаунтов и данные о подписчиках, приобщу к материалам дела свои публикации в конце концов, — сетовал он.

Шакеев отметил, что в родной республике его все называют блогером и узнают.

— Даже федеральный канал "Россия 24", мы с его журналистами делали совместно 10 репортажей по Ладыкову (Алексей Ладыков — сити-менеджер Чебоксар, чей сын отбывает срок наказания за ДТП с пострадавшими — примечание), у которого сын находится в колонии-поселении, и они подписывали меня в титрах как юрист-блогер, — признался он.

23 января, как сообщил сам блогер, он повесил на себя несколько гаджетов, чтобы вести трансляции на разных интернет-площадках и все снимал.

Никому не мешал, никак не комментировал

— Никому не мешал, никак не комментировал, иногда здоровался с прохожими, — добавил он.

События того дня сначала разворачивались у кинотеатра "Мир Луксор", где собрались протестующие граждане, а потом они направились в центр города, к площади Республики. Здесь Шакеева и задержали.

— В прямом эфире "космонавты в шлемах" подлетели, схватили меня, как ТУ-154 и понесли в автобус. Я так давно не летал, — вспоминал он в ходе разговора с корреспондентом "Idel.Реалии".

Блогер считает, что сотрудники правоохранительных органов могли знать, что он на площади не был участником акции, а лишь выступал в качестве человека, который занимался освещением мероприятия.

Я так давно не летал

— У меня висел бейджик, на котором большими буквами было написано "пресса", а также написано мое имя — Шакеев Юрий. Меня не били. Я думал, что начнут дубинками махать. Я не сопротивлялся совсем. Не было такого, чтобы с меня снимали обувь, как некоторым задержанным. Одному там обувь сняли, это правда, — вспоминает события 23 января блогер.

По словам Шакеева, его завели в автобус для "эвакуации участников акции с площади Республики". Всех задержанных в автобусе, в котором оказался блогер, доставили в чебоксарский отдел полиции №1.

Я не готов кормить государство, лучше пойду метлой махать у дома правительства или мэрии поработаю

— Я же юрист, поэтому уже в автобусе порекомендовал всем воспользоваться статьей 51 Конституции РФ —не свидетельствовать против себя и своих близких. Сказал, что готов оказать профессиональную поддержку. Я изначально думал, что нас будут привлекать за участие в публичном мероприятии во время коронавирусной инфекции. Но полиция выбрала более суровую статью — за участие в несанкционированном митинге. Именно в отношении меня был составлен протокол по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ. Санкция по этой статье — от 10 до 20 тысяч рублей или исправительные работы", а у меня четыре дочери, две из них несовершеннолетние. Я не готов кормить государство, лучше пойду метлой махать у дома правительства или мэрии поработаю, — отмечал Шакеев еще до суда.

65-летнего Юрия Пичугина, еще одного блогера, к которому правоохранительные органы проявляют интерес после протестов 23 и 31 января, в автозак не заводили. Пичугина вычислили по фотографиям, а потом полиция пришла к нему домой и предложила "проехать" в отдел для дачи показаний.

Претензия ко мне, мол, я не подчинился их приказу и требованию разойтись

— Претензия ко мне, мол, я не подчинился их приказу и требованию разойтись. Но на самом деле после предупреждений я сделал фотографию и ушел с акции. Приехал домой, разместил репортаж в соцсетях, то есть цели и задачи у меня были исключительно познавательные. Я собирал информацию. Мне как художнику хотелось бы отметить, что здесь, на протесте, я увидел много интересных и красивых лиц, персонажей, — признался он.

Пичугин считает себя блогером. Он также отметил, что "корочки", подверждающий такой статус, у него нет. Но его коллега Шакеев ссылается на закон о блогерах, который появился в России в 2014 году.

— До 2017 года блогеры, которые ведут ежедневные паблики, у которых более 3000 активных пользователей ежедневно, им надо было регистрироваться как СМИ. Потом внесли изменения, где отпала необходимость регистрации. Я не регистрировался. Сейчас любое физическое лицо любыми доступными путями может собирать информацию, в том числе и блогеры. У меня в разных аккаунтах тысячи подписчиков. Только в Тик-Токе 24 тысячи человек. Доход, к сожалению, это не приносит. На канале в ютубе 2450 подписчиков. Дома мои родные были против, чтобы я ходил на акцию, мол, посадят, а кто детей кормить будет. Но разве дома усидишь, и 31 января я снимал акцию в 300 метрах от происходящего. Потом приноровился и вел съемку из машины. Мне нравится этим заниматься, нравиться быть в гуще событий, особенно, когда по моим репортажам решаются вопросы и проблемы людей. Такие истории есть в Чувашии, — считает Шакеев.

Юрий Пичугин полагает, что истории с задержаниями блогеров в Чувашии затронули "глобальный" вопрос.

Мы не участники акции, мы публицисты

— Закон о блогерах есть, но не действует. Много правовых коллизий, неопределенности. Но мы не участники акции, мы публицисты. Правоохранители знают нас в лицо, мы с ними лично знакомы. Я, например, могу здесь провести параллель с делом оппозиционного блогера Константина Ишутова и призывы "мочить" в словах экс-главы Чувашии Михаила Игнатьева. Мы снова попадаем на те же грабли. Хотя мы, блогеры, добровольные помощники власти, сигнализируем о коррупции, о злоупотреблениях. Мы работаем на благо правоохранительных органов, мы устанавливаем коммуникацию с молодежью. Мы безвозмездно работаем на интересы власти, которая нас стремится репрессировать, — утверждает Пичугин.

В полиции протокол на Пичугина не составили, но попросили в ближайшее время предъявить документ о редакционном задании, так как его удостоверение журналиста оказалось просроченным на год.

Несогласованную акцию 23 января в Чебоксарах, в которой, по некоторым данным, могло принять участие до 4000 человек, в МВД по Чувашии долго никак не комментировали.

Только 28 января на сайте ведомства сообщили о первых штрафах для участников акции, предупреждая, что повторное привлечение за это правонарушение может грозить арестом до 30 суток или штрафом до 300 тыс рублей.

Что касается аналогичных мероприятий 31 января, МВД по Чувашии сообщает, что члены Общественного совета при ведомстве выступили в качестве общественных наблюдателей на несогласованном публичном мероприятии.

"В Чебоксарах полиция вежливо и корректно предупреждала граждан о недопустимости участия в несанкционированных акциях. Сотрудники органов внутренних дел и дружинники разъясняли об ответственности за нарушение законодательства и просили отказаться от участия в несогласованном мероприятии", — пресс-служба МВД Чувашии цитировала Кирилла Лукина, члена общественного Совета.

По данным МВД по Чувашии, в несанкционированной акции 31 января в Чебоксарах приняли участие 50 человек, а в отделы полиции по Чебоксарами были доставлены 32.

Как сообщает отдел Центра "Э" МВД по Чувашии, перед акцией 31 января в республике был задержан 21-летний уроженец Забайкальского края, готовивший, по данным правоохранительных органов, провокации на несогласованном митинге.

Координатор Чебоксарского штаба Навального Семён Кочкин был задержан 22 января. Сотрудники Центра "Э" зашли к нему домой через балкон. Кочкин в третий раз получил арест за призывы участия в акции 23 января. 5 февраля в Чебоксарах была задержана заместитель координатора чебоксарского штаба Навального Анастасия Васильева. После суток в камере Ленинский районный суд оштрафовал Васильеву на 20 тыс рублей за акцию от 29 августа.

Анна Айги была задержана по "подозрению в краже из супермаркета"

Накануне акции 31 января в Чебоксарах задержали несколько активистов. Среди задержанных оказалась дочь чувашского поэта Геннадия Айги. Анна Айги была задержана по "подозрению в краже из супермаркета". В результате Айги просидела двое суток под арестом, а после Ленинский районный суд признал её виновной в нарушении по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ за участие в акции 29 августа. 9 февраля районный суд оштрафовал Айги уже за участие в акции 23 января, где она была задержана. Брат Анны Айги российский композитор Алексей Айги в социальных сетях выразил возмущение ситуацией и заявил, что ему теперь не хотелось бы "там [в Чувашии] делать культурные проекты с государством".

— Чебоксары могут гордиться: здесь преследовали не только народного поэта Геннадия Айги, но и его младшую дочь. Эх, жаль, суд не на проспекте Айги, было бы символично, — написал Алексей Айги на своей странице в фейсбуке.

Ранее Анна Айги сообщала об издевательствах в отделе полиции, когда она была задержана перед акцией 31 января. Айги сказала, что её обязали снимать лифчик в помещении, где была видеокамера.

23 и 31 января в Чебоксарах штаб Навального анонсировал мирные протестные акции на площади перед кинотеатром "Мир Луксор". Участникам акции предъявляют обвинения по статье 20.2 ч.2 КоАП РФ "организация или проведение публичного мероприятия без подачи уведомления". Решения по протоколам административного правонарушения выносит Ленинский районный суд Чебоксар.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG