Эмиль Гараев: "Они решили пойти путями сталинских репрессий и нацистской Германии, когда воздействуют на родственников"

Your browser doesn’t support HTML5

В Татарстане, Москве и еще в нескольких регионах страны сегодня прошли обыски у участников проекта "Объединенные демократы". С обысками пришли и к родителям активиста Эмиля Гараева. С Гараевым "Idel.Реалии" поговорили о причинах явки силовиков, риторике его соратников, отношении родных и близких, позиции по МСЗ, федерализме и свободе в России. Активист сейчас находится не в России, проходит лечение от коронавирусной инфекции.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

— Как пишет председатель "Открытой России" Анастасия Буракова, обыски проходят по делу ЮКОСа, постановления выданы Басманным районным судом Москвы. Как вы связаны с делом ЮКОСа?

— Если честно, совершенно не знаю, потому что на момент суда над ЮКОСом мне было 10 лет. Он состоялся у нас в июне 2003 года. К активистам подошли именно с этими письмами про суд. И сказали, что якобы они могут быть свидетелями. Но вы сами можете понять то, что 1990-го года рождения... Были в несознательном возрасте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обыски в Татарстане: вызов свидетелем по делу ЮКОСа и изъятие 600 тысяч рублей 

— Говорят, "Объединенных демократов" поддерживает Михаил Ходорковский. Какую помощь он вам оказывает?

— Ну, лично мне — никакую.

— Я имею в виду участникам этой группы "Объединенных демократов".

— Участникам этой группы... Тут не совсем Михаил Борисович Ходорковский, а большинство проектов на донатах, на людях, который, действительно, хотят участвовать, потому что проект помогает минимально юридически и все-таки лекции, семинары и как правильно оформлять документы, и что участвовать в выборах — это легко и просто. В принципе, на это много затрат не надо. Основная масса — это все-таки неравнодушные жители России.

— Я правильно понимаю, что "Объединенные демократы" — это проект, который помогает продвигаться альтернативным депутатам на муниципальном уровне?

— "Объединенные демократы" помогают если честно всем, кто хочет участвовать. Большинство людей в принципе не знают о муниципальных выборах мало что. И в лица не видели своих действующих депутатов, из-за этого мы им помогаем принять участие. Я думаю, что это очень здорово, потому что каждый может принять участие и при этом основная нагрузка юридически ляжет на нас.

— То есть этот проект — это в какой-то степени альтернатива умному голосованию или его продолжение?

— Нет, этот проект скорее — это школа, которая обучает гражданина участвовать на выборах.

— Кандидат в президенты Татарстана от партии "Справедливая Россия" Альмир Михеев вчера давал нам интервью и сказал, что вас, я имею в виду тех людей, которых в РТ продвигают "Объединенные демократы", снимают с гонки, так как вы нарушаете законодательство. Что вы нарушили?

— В моем случае меня сняли по причине того, что не была поставлена подпись работодателя. В принципе, работодатель в суде подтвердил то, что это его документ, но снимают абсолютно по каким-то надуманным причинам, потому что, если посмотреть дело противников МСЗ, экологов от "Яблока", которые выдвигались по Осиновскому сельскому поселению, там буквально за уши протянули и без доказательной базы, можно так сказать, что без конкретной доказательной базы, сняли просто 13 человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Альмир Михеев: "Государствообразующим народом является русский, соответственно, русский язык в целом превалирует"

Многие участники татарстанских "Объединенных демократов" выступают против строительства МСЗ под Казанью, о котором вы говорите. Именно они были сняты с гонки Зеленодольским судом. Почему вас татарстанская власть сняла с выборов? И что теперь делать?

— Я думаю, не стоит огорчаться, потому что мы поняли трехдневное голосование, его практически очень сложно проконтролировать в плане наблюдения. И в плане наблюдателей. Мы сейчас сделали весь акцент на именно основной день голосования. Снимают нас, потому что у нас все-таки альтернативная точка зрения. Мы начали действовать именно снизу. Наши кандидаты именно от населения. Есть учителя, слесари, ну, люди разных профессий, которые работают именно по своему району. Абсолютное большинство живет в своих районах и в принципе знакомо с проблематикой и им проще всего налаживать контакты с людьми.

—​ Вы только что упоминали о том, что позиция по МСЗ стала основной причиной снятия некоторых кандидатов. Получается, строительство МСЗ — это настолько принципиальный вопрос для татарстанской власти?

— Я думаю, что это больше федеральный проект, нежели проект татарстанской власти. Но интересы татарстанской власти там тоже присутствуют, потому что это все-таки какие-то инвестиции, деньги можно выбить, но, правда, ценой здоровья населения. Я думаю, можно было найти какой-то другой компромисс, нежели строительство МСЗ в непосредственной близи городу. Надо понимать, что угроза ветров именно веет в сторону Казани и под радиус попадает очень большое количество жителей. Там тем более сейчас очень много социально-ипотечных домов. Заселили туда, в том числе сотрудников полиции и судов, которые нас осуждают, и которые за нами бегают. Время покажет, что произойдет.

— Получается, некоторые кандидаты активно выступали против строительства МСЗ. А есть ли у кандидатов, поддерживаемых проектом "Объединенные демократы", федералистская риторика? И не считаете ли вы, что продавливание строительства МСЗ Москвой — это следствие ослабления федерализма?

— Ну, федерализм ослаблен уже давно, потому что именно федерализма в широком понятии как такового в России уже не существует. Есть жесткая вертикаль, есть в принципе интересы каких-то клановых элит внутри субъектов, но строительство МСЗ - это очередное... Я думаю, что власти субъекта и власти России нашли компромисс между собой и пошли на уступки. Вед МСЗ - это проект, курируемый близкими, знакомыми, такими чиновничьими магнатами со стороны федеральных властей.

— Некоторых ваших кандидатов сняли с формулировкой за нарушение закона. Завтра президент РТ и кандидат на должность президента РТ Минниханов будет выступать по поводу годовщины ТАССР. Вообще-то годовщина была в мае, но он намерен выступить буквально перед выборами. Как вы считаете, это этично?

— Ну, поймите, законы пишутся для тех, кто их пишет. В плане этики - Татарстан у нас на 39 месте по уровню общих зарплат, это рейтинг прошлого. Но я думаю, после пандемии коронавируса и всяких экономических кризисных ситуаций эта ситуация не улучшилась, потому что малый и средний бизнес все-таки страдает. В плане этики проведение дня города на таком высоком уровне, с одной стороны, это хорошо, но с другой, это пир во время чумы, потому что очень много проблем существует. И вот эти эффекты, которые положительные скажем так, направлены на президентские выборы для демонстрации того, что... Это ширма, потому что ситуация на самом деле, если брать именно в бытовом плане, в социально, в Татарстане она лучше, чем в других регионах, но есть куда расти.

— Как вы в этой связи оцениваете период управления Минниханова, все-таки он уже два срока во власти?

— Я так понимаю, что федеральная власть занята именно международной повесткой — ситуацией в Беларуси. Это говорит о том, что, если региональная власть абсолютно лояльна федеральному центру и демонстрирует свою покорность, то данная власть может сидеть не только два срока, но и три, и четыре.

— А деятельность его как вы оцениваете?

— Если брать его как личность, да, деятельность скорее всего... Ну, многие моменты все-таки не лично он решает, а решает аппарат.

— А иногда даже не его аппарат, я так понимаю. И даже не совсем в Казани...

— Ну да, то, что связано с МСЗ — это интересы федерального центра. Все-таки деятельность — как бы нейтральная. Есть и плюсы, и минусы. Но больше минусов. Минусы касаются именно вот этих моментов, когда затонула "Булгария". Чиновничий аппарат должен был поменяться в любой нормальной стране после такой трагедии, но нашли как бы виновника в лице женщины с ребенком-инвалидом. Надо понимать, что данная власть абсолютно аморальна. И несмотря на вот эти все моменты, когда создают какие-то, ну скажем так, общественную среду в плане благоустройства и всего остального. Это хорошо, но извините, это прямая обязанность исполнительной власти. И свою деятельность, которая действительно должна быть, демонстрировать ее как нечто сверхъестественное — это вызывает какие-то вопросы. Было много моментов — и падение Боинга, и трагедия "Булгарии". Каких-то конкретных решений мы не увидели, чтобы виновники были наказаны.

— Сегодня приходили к вашей матери. Судя по сообщениям СМИ, у нее забрали даже деньги. Как она реагирует на все это? В ы на связи с матерью?

— Я сейчас на связи, да. Но приходится общаться через соседей. Были такие моменты, когда к ней пришли. Я в принципе попросил опять же то, что связано с законодательством, как нас снимали по нарушению законов... Изъятие личных денег человека, которого даже в деле нет, и на нее не было выписано ордера, изъятие ее сотового телефона, денег наличных... Мне кажется, это просто аморально и это ни в какие рамки закона не входит, потому что лично моих вещей там не было. Единственное, что они могли изъять, это карту проезда в Стамбуле, которой два года. Но это смешно. Действительно, смешно. И одновременно грустно то, что наша власть поступает такими методами.

— Вы чувствуете поддержку родных? И как вы думаете, как реагируют ваши сторонники?

— Родные относятся с пониманием. Правда, вот эти перегибы... Я считаю то, что все-таки есть такие моменты, когда родственников не трогают. Это просто аморально трогать родственников. Просто есть я, почему нельзя как бы во взаимодействии со мной, воздействовать на меня как-то. Они решили пойти такими путями сталинских репрессий и нацистской Германии, когда воздействуют на родственников человека. И при этом они воздействуют не только на моих родственников, но и на родственников других активистов, потому что сегодняшнее дело, пришли не только к "Объединенным демократам", но ко многим людям, которые связаны с активистской деятельностью, с политикой в Республике Татарстан. Но при этом они не были связаны с "Объединенными демократами". Это яркий пример того, что сегодняшний день и эти, скажем так, это воровство, грабеж, потому что технику изымали, она как бы не моя. Это демонстрация силы, то, что мы вас можем раздавить, мы вас можем погубить и нам за это ничего не будет. И вот с такой уверенностью, в принципе, действуют власти в РТ. В других регионах — тоже, но все-таки национальный регион дает о себе знать и методы здесь пожестче.

— Последний вопрос. Очень коротко я попрошу вас ответить. Вы вернетесь в Россию?

Я, да, постараюсь.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.