В прошлую пятницу в Зеленодольске обвалилась часть стены общежития по улице Гоголя, 45а. Жильцы первые забили тревогу, потом подключились местные власти. Они дали 24 часа на выселение из дома. Часть жильцов отказалась покидать комнаты, их смущает, что администрация предоставляет временное жилье в санаториях, но только на одну неделю. Что делать потом и как жить дальше — никто не говорит. От администрации даже поступило предложение временно переехать с детьми в аварийные и уже расселенные квартиры. "Всё временное может стать постоянным", — иронично ответили им власти. "Idel.Реалии" посетили не признанное аварийным общежитие и поговорили с жильцами.
***
— Добрый день! Вы тут живете?
— Нет, только прописан. Живу я в Казани, — отвечает молодой человек, выходящий из квартиры на втором этаже общежития.
— Понятно, можете что-то рассказать про эту ситуацию с экстренным расселением?
— Мне особо нечего рассказывать. Сказали съехать, я приехал вот вещи забрать. Мне это только на руку, я — сирота, стою на очереди на получение квартиры. Так даже быстрее будет, — отвечает он и несет очередную порцию вещей на улицу.
В коридоре нас встречает пожилой мужчина в плаще и кепке. Он куда охотнее соглашается рассказать о случившемся и даже спешит в свою квартиру, чтобы принести распечатку из интернета об аварии в их доме.
Говорят, что на это место есть заинтересованное лицо
— Не бывает, что авария в доме, как стихийное бедствие происходит! Это же не молния, чтобы просто взять и ударить неожиданно, — эмоционально рассказывает мужчина. — Говорят, что на это место есть заинтересованное лицо. Вокруг нашего дома шесть двухэтажных домов. Все они признаны аварийными и их жителей расселили. А середину, наш дом, взяли и оставили. Есть несколько версий, почему они так сделали. Первая — расширение молокозавода. Вторая — строительство большого торгового центра на этом месте.
Аварийщики
Начиная с 2008 года в Татарстане, по данным федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, было признано аварийным жилье общей площадью 317,8 тыс. кв. метров, где проживало около 22,3 тыс. человек. Согласно программе переселения из аварийного жилья, на каждый квадратный метр власти Татарстана выделяют 11 тысяч 22 рубля. Однако после обращений жителей аварийных домов Казани, для них сумму выкупа повысили до 38 тысяч рублей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Аварийный Альметьевск". Нефтяная столица не терпит несогласных
"Аварийный Чистополь": бегство из ипотеки и деревенская проблема
"Аварийная Бугульма": "Лучше быть бомжами, чем трупами"
Протесты жителей Зеленодольска, Альметьевска, Бугульмы, Бавлов, Васильево, Казани, Чистополя и других городов перешли в активную фазу в 2017 году. В Татарстане состоялись несколько крупных митингов, на которых аварийщики требовали вывести их дома из программы или назначить выкупную цену в большем объеме. В судах республики сейчас находятся сотни исков жителей, которые пытаются вывести свои дома из статуса аварийных.
В доме много пожилых, малоимущих, многодетных и инвалидов. Все они нуждаются в улучшении жилищных условий, но так как в общежитии много жильцов, то и много комнат, возможно, поэтому власти не очень торопятся браться за него. То ли дело обычные дома, где мало квартир и почти все — собственники. Исполком Зеленодольска каждый третий такой дом в городе признал аварийным и теперь требует принудительного расселения за мизерную компенсацию. Жильцы уже несколько лет воюют с администрацией за свои квартиры.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Аварийный Зеленодольск": Как прожить на 4500 рублей и кто в этом виноват
А ЕЩЕ ПРОЧИТАЙТЕ: Аварийный Зеленодольск: сараи, балконы и гетто
Жителей общежития предложили переселить в санатории поселка Васильево и Зеленодольска, а также в местную частную гостиницу "Тернополь". Многие согласились, деваться им больше некуда. Но некоторые из них, в том числе женщина, которая обнаружила обрушение стены, отказались покидать родную квартиру.
Исполком Зеленодольска каждый третий такой дом в городе признал аварийным и теперь требует принудительного расселения за мизерную компенсацию
— Я принципиально решила остаться здесь. Пусть это будет на их совести. Я уже несколько лет борюсь с ними, хожу постоянно узнавать про квартиру, которую они мне должны. Но меня только завтраками и кормят, — возмущается женщина. — Вот еще вопрос: я тут живу, но не прописана. Живу я с детьми и мужем, они — не собственники. Меня, значит, туда заселят, а их куда? Или кто прописан, или кто собственник — а куда мужа и детей?
Алёна и ее двое детей также отказались покидать комнату. Она тоже сирота. Несколько лет назад ей дали комнату в этом общежитии. Точнее "койко-место" — 6,6 квадратных метров. На них она сейчас и живет со своими двумя детьми.
Алёна пару дней назад пыталась узнать, куда ей можно съехать.
— Кому-то санаторий в Васильево, кому-то в Зеленодольске, кому-то гостиницу "Тернополь". А мне знаете, что предложили?
— Нет.
— Дом ветеранов. Временное жилье, квартиру. У нас тут на четвертом этаже живут люди, тоже во "временном жилье". Уже 14 лет там живут. Я у них спрашиваю: "Вы знаете, что такое временное?" Она мне ответила: "Где временное, там и постоянное. Вы 14 лет тут живете, неужели вы не поняли, что тут вы постоянно?"
Предлагали жильцам общежития перебраться и в уже опустевшие аварийные дома, те, что вокруг дома. Якобы они менее опасные, чем их обрушивающееся общежитие.
— Вы знаете, когда у нас в последний раз меняли трубы? 18 лет назад. Несколько лет назад был косметический ремонт. Знаете, как они его делали? Не убрав старую штукатурку, просто покрыли новым слоем, прямо на грязь. Так же со стенами, просто на грязь покрасили новую. Везде в доме трещины есть, дом давно уже осел, полы кривые.
— Один мужчина на выступлении в ДК Горького спросил у властей, как ему из Васильево возить дочерей в гимназию? — снова рассказывает мужчина в кепке и плаще. — Задумался глава. Ему, конечно, надо выкручиваться. Он подумал и сказал: "Если дом упадет, а вы там будете с семьей, с меня потом спросят, скажут, куда я смотрел?" Нам сказали, что есть уже заключение экспертов, и, если подтвердится версия с аварийным состоянием, то нас выселят. Если нет, то проведут капитальный ремонт.
Куда дети пойдут в школу? Чем их кормить? Что делать через неделю? Если остаться в доме еще пожить, то ничего же не случится? А куда девать мебель при выселении? Почему шесть домов вокруг расселили, а нас нет? — все эти вопросы очень волнуют жильцов общежития на Гоголя. Ответов от властей в прошлый понедельник они не получили, в следующий снова пройдет встреча с главой города Александром Тыгиным. Там они вновь попытают удачу.
***
Часть дома обвалилась в пятницу. С несущей стены обрушилась часть кирпичной кладки.
В доме проживает 138 человек, 44 комнаты приватизированы, остальные — в соцнайме.
Дом с 2009 года обслуживает УК "Жилкомплекс". Представительница управляющей компании, как пишет "Inkazan", сообщила, что общая сумма долга по дому составляет 2,2 миллиона рублей. Собираемость оценивается в 69%.
На встрече, которая прошла в понедельник, 26 марта, в ДК Горького в Зеленодольске глава города Александр Тыгин пообещал, что по дому обязательно проведут экспертизу и определят аварийный дом или нет. При этом глава города сообщил, что у дома есть угроза обрушения.
— Она установлена ни вами и ни мной, установлена людьми, которые провели инструментальный, не просто визуальный осмотр здания. Специалисты говорят, дом под угрозой обрушения. Первое — мы должны избежать с вами, чтобы не наступили какие-либо несчастные случаи, не дай бог, чтобы кто-то там не пострадал, — заявил глава.
ОМОН был!
Местные как один заявили "Idel.Реалии", что как только власти сообщили о расселении, приехал ОМОН.
— ОМОН был! У нас видео есть, в интернет всё выложили.
— А ОМОН-то зачем?
— Не знаю, решили, наверное, что мы — маньяки, — иронизирует Алёна. — С ОМОНом хотели выселить. А у нас тут свой "режиссер" есть, стал снимать, они и испугались.
Тыгин эту информацию категорически опровергает — ОМОНа не было.
***
В Зеленодольске не очень много общежитий. Но местные уверены — все они в печальном состоянии. "И это несмотря на то, что огромное количество хороших домов в городе признали аварийными", — удивляются они.
Мы проехали еще к двум общежитиям в городе. Они стоят рядом друг с другом на улице Татарстан. Примерно такого же года постройки, что и дом на Гоголя. Оба дома с правой стороны от входа "залатанные" — второй и третий этажи (именно там находятся санузлы) укреплены балками, а кирпичи переложены, чтобы увеличить стойкость.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.