39-летняя сотрудница продуктового магазина из Сибая Сания Узянбаева и её 20-летний сын Данис оказались в числе первых задержанных по "Баймакскому делу". Данис Узянбаев — самый молодой из фигурантов, а его мать — одна из трех женщин, которой вменяют статью об участии в массовых беспорядках. Их защита заявляет, что не видит в их действиях состава преступления. Тем временем другие адвокаты обвиняемых предупреждают, что первые дела фигурантов, признавших свою вину, могут уйти в суд уже в апреле. "Idel.Реалии" выяснили обстоятельства задержания Узянбаевых и что им вменяют.
"ЕСЛИ НЕ ПРИЕДЕШЬ, ТО МАМУ ЗАКРОЕМ"
В конце января в Telegram-чатах, координирующих правовую и информационную поддержку задержанным по "Баймакскому делу", появились сообщения, что сотрудники полиции задержали в Баймаке мать и сына — Санию и Даниса Узянбаевых.
Их родственники отказались от комментариев, однако знакомые Узянбаевых на условиях анонимности рассказали об обстоятельствах их задержания. По их словам, Сания и Данис Узянбаевы 17 января оказались на площади у Баймакского районного суда "по чистой случайности". Приехав в Баймак к родственникам, они пошли в магазин стройматериалов, расположенный рядом с судом, но он оказался закрыт.
— Они решили посмотреть, что делается на площади, а там уже начались столкновения, — рассказывает один из знакомых. — Силовики пускали слезоточивый газ, и один сотрудник [полиции] подбежал к ним и брызнул Сание в лицо из газового баллончика. Газ попал ей в глаза, она начала плакать — и Данис тут, естественно, возмутился, заступился за мать. Он схватил кусок снега и бросил в сотрудника. В тот момент их не задержали, и они уехали из Баймака.
Санию Узянбаеву задержали 22 января в Сибае в магазине "Пятерочка", где работает женщина. Её привезли в отдел полиции по Баймакскому району и заставили позвонить сыну.
— Он на днях должен был уезжать на вахту "на севера", как раз устроился на работу, — продолжает знакомый Узянбаевых. — Как нам рассказали, полицейские по телефону ему заявили: "Если не приедешь, то маму закроем, а приедешь — скорее всего, закроем только тебя". Он приехал, но маму все равно не отпустили.
Сразу после оглашения приговора в Баймаке начались массовые протесты, которые переросли в столкновения с полицией. Среди протестующих были раненые. Силовики применяли слезоточивый газ и, предположительно, шумовые гранаты. Следующая акция в поддержку Фаиля Алсынова прошла 19 января в Уфе, на площади у памятника Салавату Юлаеву.
По итогам протестов Следственный комитет в Башкортостане возбудил уголовные дела об организации и участии в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также по статье о применении насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ).
Как следует из картотеки дел Баймакского районного суда, 22 января судья Азат Утарбаев признал Санию Узянбаеву виновной по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции"). Узянбаева, говорилось в постановлении суда, находясь 17 января возле здания Баймакского райсуда, "отказалась, вопреки законному требованию сотрудников полиции, покинуть указанную территорию и не препятствовать выезду спецавтотранспорта конвойного подразделения с территории суда". Суд назначил ей 13 суток административного ареста.
На следующий день — 23 января — судья Баймакского райсуда Александр Зайдуллин признал Даниса Узянбаева также виновным по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. В постановлении суда указывалось, что 17 января Узянбаев, "находясь в группе граждан численностью около 2000 человек со стороны конвойного въезда в здание Баймакского районного суда, вопреки законному требованию сотрудников полиции, отказался покинуть указанную территорию и не препятствовать выезду спецавтотранспорта конвойного подразделения с территории суда". В своем решении суд также отметил, что Узянбаев "один раз кинул снег в сторону сотрудников правоохранительных органов, но не попал". Суд назначил ему 10 суток административного ареста.
26 января — еще до истечения сроков административных арестов — Санию и Даниса Узянбаевых по отдельности вывезли в управление СКР по Башкортостану в Уфу, где обоим вменили часть 2 статьи 212 УК РФ ("Участие в массовых беспорядках"). В тот же день Кировский районный суд Уфы отправил их в СИЗО до 17 марта 2024 года.
27 января дочь Сании Узябаевой — Лилия от имени родственников обратилась к общественности за помощью в поисках адвоката.
— 29 января ко мне обратились родственники Сании, и на следующий день я посетил её в изоляторе, — рассказывал в интервью изданию "Аспекты" адвокат Фаниль Ишкильдин. — С 30 января с ней не производилось никаких следственных действий. Еще в начале февраля мы направили ходатайство об её повторном допросе, но от следствия до сих пор ответа нет.
5 февраля Верховный суд Башкортостана отклонил апелляционную жалобу Сании Узянбаевой на арест. При этом, как сообщало издание SOTAvision, суд "удовлетворил ходатайство адвоката Фаниля Ишкильдина о приобщении к материалам дела выписки из больницы, подтверждающей, что старшая дочь Узянбаевой госпитализирована после аварии".
АДВОКАТ: "НАМ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО О КАКИХ-ТО ПОТЕРПЕВШИХ"
18 марта Верховный суд Башкортостана в очередной раз отклонил апелляционные жалобы Сании и Даниса Узянбаевых на продление ареста. При этом адвокат женщины Фаниль Ишкильдин заявил в интервью "Аспектам", что было "грубо нарушено право подсудимой на защиту".
— 15 марта мне позвонил помощник судьи Верховного суда и предупредил, что 18 марта будет суд. Я ответил, что не смогу присутствовать, поскольку занят в другом процессе за пределами республики, и попросил отложить заседание, направил соответствующее ходатайство. Но по непонятным мне причинам судья заседание провел 18 марта. По этому поводу мы направили жалобу в Шестой кассационный суд в Самаре, — сказал адвокат.
Ишкильдин добавил, что суд не принял во внимание доводы защиты о том, что "родственница Узянбаевой в Сибае была согласна с тем, чтобы она находилась под домашним арестом в её жилье". По словам защитника, в деле "есть рапорт оперуполномоченного ЦПЭ от 1 марта о том, что Узянбаева якобы может скрыться от следствия и суда, оказывать давление на потерпевших".
— Но нам ничего не известно о каких-то потерпевших — нас не знакомили с такими документами в деле, — заметил адвокат.
Фаниль Ишкильдин также заявил, что в действиях своей подзащитной он не видит никакого состава преступления.
— Там максимум — административная статья, неповиновение [сотрудникам полиции], — резюмировал адвокат.
"ОН — ИСКРЕННИЙ, ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ПАРЕНЬ. ОНА — ДОБРАЯ, ОТЗЫВЧИВАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ И ХОРОШАЯ МАМА"
В публичном доступе, в том числе в соцсетях, информации о Сание и Данисе Узянбаевых крайне мало. Некоторые сведения о них сообщили их родственники в Telegram-чатах, посвященных "Баймакскому делу".
"Данис с самого детства занимался спортом. Трудолюбивый, отзывчивый и способен найти общий язык со всеми. Во время учебы в [Зауральском агропромышленном] колледже участвовал в региональном конкурсе по "Пчеловодству" и занял призовое место. После колледжа забрали в армию, и в декабре 2023 года вернулся", — писали родственники Узянбаевых.
В другом сообщении они отметили, что Данис Узянбаев "является самым молодым из задержанных по "Баймакскому делу". "Он только в декабре вернулся с армии, казалось бы, вся жизнь впереди…, в январе готовился уехать на работу, и за пару дней до отъезда задерживают", — говорилось в сообщении.
"Сания работала в деревне продавцом, потом в Баймаке [на АЗС], в Сибае в "Пятерочке" продавцом, администратором. Воспитывает одна несовершеннолетнюю дочь. Ей [дочери] требуется лечение, готовились к повторной операции. Она — добрая, отзывчивая, трудолюбивая и хорошая мама; всегда с уважением относилась к родным и близким", — написали об Узянбаевой её родственники.
На просьбу "Idel.Реалии" рассказать подробнее о своих близких родственники не ответили. Однако знакомые семьи охарактеризовали Санию Узянбаеву как "обычную, работящую женщину, вырастившую двоих детей", а Даниса Узянбаева — как "искреннего, законопослушного парня, очень любящего свою маму, которую долго не видел".
— Они — жертвы случайных обстоятельств, и они оба сильно переживают по поводу своего задержания и ареста, — добавил один из собеседников редакции.
Адвокат Узянбаевой Фаниль Ишкильдин 20 марта рассказал, что в материалах дела "появилась отрицательная характеристика на Санию от главы сельского поселения Нижнетавлыкаево Баймакского района [Фуата Саитова] — якобы она вспыльчивая и несколько раз привлекалась на административную комиссию".
— По словам Сании, в деревне она практически не появляется, поскольку работает сейчас в Сибае — и там же у родственников и живет. По поводу этой характеристики она заявила мне, что возмущена, что ничего подобного не было, и попросила меня направить заявление [на автора характеристики] о возбуждении уголовного дела по статье "Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения", — рассказал адвокат.
ДЕЛА ФИГУРАНТОВ, ПРИЗНАВШИХ СВОЮ ВИНУ, МОГУТ УЙТИ В СУД УЖЕ В АПРЕЛЕ
В настоящее время количество фигурантов "Баймакского дела", которым вменяют статьи об организации и участии в массовых беспорядках, а также о применении насилия в отношении представителей власти, достигло, по подсчетам "Idel.Реалии", 80 человек.
В марте многим фигурантам, которые были задержаны в конце января-начале февраля, суды продлили сроки содержания под стражей до 17 июня. Апелляционные жалобы обвиняемых и их защитников Верховный суд Башкортостана отклонил.
Адвокаты в комментариях журналистам рассказывают, что в отношении большинства обвиняемых уже два месяца не проводятся никаких следственных действий. Однако, по их же данным, дела первой группы фигурантов уже в апреле могут направить в суд. Об этом в интервью изданию "Аспекты" заявил адвокат Айдар Хызыров.
— Ряд коллег подтвердили, что в отношении их подзащитных, которые еще в самом начале следствия признали вину — участие в массовых беспорядках, а также применение насилия в отношении представителей власти — сейчас ведутся дополнительные следственные действия. Проводятся дополнительные допросы, в ходе которых следователи детализируют факты их участия во вменяемых им эпизодах: что делал, какой рукой бросил снег и в какую сторону, целенаправленный ли был бросок и всё в таком ключе. Также задают им вопросы насчет организаторов протестных акций. Из таких людей, которых 10-12 человек и которые признали свою вину и дали показания в отношении кого-то других, соберут первую группу и направят в суд. По некоторой информации — в Москву, — сказал Хызыров.
Эту информацию "Idel.Реалии" подтвердил и знакомый с ходом следствия источник:
— Дела тех, кто признал вину полностью, будут уже в апреле отправлять в суд: и не в Баймак, а в Москву — в Басманный суд. Сейчас следователи провели уже около 20 различных экспертиз; они должны успеть опросить более 300 свидетелей. А в суде будут участвовать в качестве потерпевших с десяток силовиков. Эти процессы станут прецедентными, по ним будут прогонять и остальные дела.
Адвокат Айдар Хызыров прогнозирует, что "и суд, и правоохранители сработают в этом деле жестко":
— Власти, чтобы не допустить новых таких же ситуаций [как в Баймаке], будут контролировать процессы, чтобы люди получили реальные и большие сроки.
Источник "Idel.Реалии" в свою очередь заявил, что, по его впечатлениям, многие силовики в республике относятся к фигурантам "Баймакского дела" "очень негативно".
— Они считают, что эти люди "расшатывают территориальную целостность России в такое тяжелое для страны время", что они "выступают против страны" — и их всех надо жестко наказать, — отметил собеседник редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.