Судя по информации на сайте татарской православной общины (МТПХО), молебны у прихожан проходят как на старославянском, так и на татарском языках. 19 декабря, во вторник, в храме апостола Фомы в Москве община провела на татарском и церковнославянском языках молебен и панихиду, по их мнению, православным ханам Великой Булгарии, Кыпчакского и Кимакского ханств, Монгольской империи, Золотой Орды, татарских ханств и орд.
Интересно, что в информационном пространстве МТПХО активно подчеркивает, что использует татарский язык в ходе молебен, при этом сайт общины не имеет версии на этом языке.
А YouTube-канал общины изобилует программами из таких телеканалов как "Царьград", "Спас", между тем контент представлен практически полностью на русском языке. Даже обращения к татарам делаются на русском языке. Редким исключением является "молебен об обращении заблудших", который представлен на татарском с подстрочным переводом на русском языке.
"Idel.Реалии" обратились по указанному на сайте адресу электронной почты на татарском языке, чтобы МТПХО рассказала о том, почему так мало татарского языка в контенте информационных ресурсов организации, какой у нее правовой статус, и сколько у общины членов. Запрос пока остается без ответа. Получается, татарский язык используется неофитами только как приманка для привлечения татар в свою православную орбиту.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Аукнется ли татарский язык Владимиру Путину?
Среди членов общины особенно выделяется Динара Бухарова, которая, по собственному признанию, также входит в президиум Национально-культурной автономии татар Москвы.
— Как православные татары мы вошли в автономию не так давно. Это такой нонсенс, потому что там, как правило, национальные автономии, а мы представляемся как бы православные татары, — признается Бухарова.
Члены татарской общины не только делятся программами телеканала "Царьград", но и бывают гостями в студии этого СМИ, а также часто делают довольно противоречивые заявления.
Так, Андрей Каплин, член МТПХО, в одной из программ выразил сожаление занижением числа православных татар в России и количества православных в Татарстане.
— Вообще, татар, по официальным данным, в России 5,5 млн. Но это данные официальные, а вот, по неофициальным данным, число татар может доходить до 11-12 млн, то есть в два раза больше. Соответственно, численность татар занижена именно за счет того, что православные татары не записываются татарами, им проще записаться русскими. А происходит это, потому что татар ассоциируют исключительно с исламом и не говорят о том, что татары — это двухконфессиональный народ. И поэтому люди просто не хотят записываться татарами, записываются русскими, — заявляет Каплин. Выражение "татары — двухконфессиональный народ" активно используется членами общины как важный посыл. Об этом они говорят везде, не только на своих ресурсах, но и в СМИ.
По словам Каплина, даже из официально признанных татарами 5,5 млн. человек аж 30% исповедуют православие. Каплин считает, что в Татарстане татары являются большинством благодаря "православно-татарскому фактору".
— Если все православные татары выпишутся из татар, то татар в Татарстане будет меньше половины, — считает православный активист.
Каплин также заявляет, что таким образом православные в Татарстане составляют большинство.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Устами говорящих голов глаголет план Путина
Деятельность общины не ограничивается религиозной сферой, они активно участвуют в политике. Например, община православных татар поддержала аннексию Крыма Россией. Правда, стыдливо назвала открытую аннексию "воссоединением".
Другая активистка новоявленной православной татарской общины Юлия Жандарова недавно обратилась к президенту Татарстана с тем, чтобы Рустам Минниханов дал указание "об инициировании процесса приведения Конституции Республики Татарстан в соответствие с Конституцией Российской Федерации". Несоответствие она видит в том, что недра и природные богатства республики там объявлены собственностью только народа Татарстана, а надо бы, считает Жандарова, чтобы богатства были достоянием всей России. Полный текст обращения представлен на сайте организации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нижегородские татары обвиняют неофита из Москвы в искажении их истории
На портале также написано, что татарская православная община существует в Москве с 2003 года. Однако направленность ее деятельности выглядит весьма неоднозначно.
— Одна из поставленных ею перед собой задач — окормлять новообращенных, помогать им войти в православную жизнь, объяснять оглашенным, что переход в православие — это вопрос поиска истины, а не просто переход в другую культурную традицию, — отмечается в информационном ресурсе. То есть эта группа открыто проповедует прозелитизм по отношению к исламу, одной из традиционных религий на территории Российской Федерации, что потенциально грозит нарушением зыбкого межрелигиозного согласия. Но в сегодняшней России правоохранительные органы заняты больше татарами, ратующими за равноправие государственных языков Татарстана и судьбой самого татарского языка, а не теми, кто стремится христианизировать самое многочисленное традиционное этническое меньшинство в России, коими являются татары.
Но, как ни странно, на эту московскую группу так называемых "православных татар" жалуются не только мусульмане, но и кряшены, субэтническая группа татар, которая традиционно исповедует православие уже несколько столетий. Правда, среди них есть активисты, которые считают себя отдельным от татар народом, но несмотря на это, все кряшены используют татарский язык как родной.
В одном из своих интервью руководитель исполкома, заместитель председателя Правления общественной организации кряшен Республики Татарстан Людмила Белоусова заявила, что православная татарская община часто выступает от имени кряшен, не спрашивая на это разрешения у последних.
— Приезжают в Татарстан и раздают литературу, которая не соответствует традициям кряшен и православных в целом, — приводит слова Белоусовой Радио Азатлык.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.