В 2021 году в Ижевске запустили независимый музыкальный лейбл "9января". Его создательница — ЛГБТ-активистка Оксана Бода — уверена, что музыка из регионов ничуть не уступает по качеству раскрученным столичным исполнителям. Вместе со своими коллегами Бода поддерживает женщин в музыке, ЛГБТК+ исполнителей, а также тех, кто поёт на языках коренных народов России. "Idel.Реалии" рассказывают об истории лейбла "9января", о его ценностях и о том, с какими вызовами сталкивается его создательница.
Создательница лейбла "9января", 32-летняя Оксана Бода родилась и до войны жила в Ижевске — Удмуртия. Её образование связано с рекламой, а карьеру до определённого времени девушка строила в бизнесе. Однако, как говорит она сама, душа у неё всегда лежала к творчеству.
— Мне хотелось поддерживать творческий бизнес. Сначала я помогала художникам, организовывала выставки, а потом перешла в музыку и занялась фестивалями, концертами, но не привозных исполнителей, а именно локальных, маленьких, молодых исполнителей. Оказалось, что это очень интересно — и постепенно появилась идея создания лейбла, — рассказывает Оксана Бода.
КАК ПОЯВИЛОСЬ "9ЯНВАРЯ"
Оксана с детства жила в ижевском районе Буммаш, который, как говорит она сама, имеет не очень хорошую репутацию. Вместе с тем там проживало очень много молодёжи. По воспоминаниям девушки, когда она была ребёнком, во дворах постоянно играли на гитарах и перепевали известных музыкантов. Тогда умение исполнять музыку казалось Оксане чудом.
— Я тогда ходила и рассказывала всем про ребят: "А вы слышали, как Маша классно поёт?". По сути, я и сейчас этим занимаюсь — рассказываю, как классно кто-то поёт. Название лейбла — это улица, на которой я жила на Буммаше. У меня даже штамп от прописки до сих пор есть. Получилось, что в названии есть ещё и историческое, революционное (девятого января 1905 года произошли события, известные как "Кровавое воскресенье" — разгон шествия рабочих к Зимнему дворцу — "Idel.Реалии"), — делится Оксана Бода.
ЦЕННОСТИ
— Наша главная ценность — это поддержка уязвимых групп. Это женщины в музыке. Это коренные народы, причём мы уже выпускали музыку на татарском, удмуртском, калмыцком. И, конечно, поддерживаем ЛГБК+ персон, которые сейчас особенно уязвимы, — поясняет собеседница.
Об уязвимости женщин в музыке Оксана Бода говорит отдельно — зачастую эта проблема неочевидна для слушателей. Так, одна из певиц-участниц лейбла рассказывала ей, что постоянно получает сообщения от "менеджеров", предлагающих ей раскрутку в обмен на секс. Сотрудничество с "9января" исполнительница в итоге выбрала именно потому, что понимала — такой ситуации здесь не возникнет.
— Кроме сексуальных домогательств, в музыкальной индустрии часто обесценивают навыки женщин: мол, они умеют только петь и ни в чём больше не разбираются. Но на нашем лейбле много профессионалок — продюсерок, звуковых инженерок, которые сами пишут музыку, и так далее, — говорит Оксана Бода.
Манифест лейбла включает 11 пунктов. "9января", кроме прочего, придерживается позиции, что региональная музыка — не синоним "отсталого вкуса" или низкого качества; выступает за разнообразие музыкальных форм и географии искусства; поддерживает локальный рынок и децентрализацию индустрии, но без ненависти к Западу; считает важным обмен опытом и этичную коммуникацию. Также в лейбле убеждены, что получать доход с творчества — не стыдно.
Популяризация языков коренных народов России для Оксаны — тема в том числе личная. Она сама — наполовину татарка, наполовину удмуртка.
— Вымирание языков — проблема многих регионов. А музыка очень классно показывает, что язык жив. Что его можно использовать, а не только наблюдать в каких-то музеях. Что родной язык — это про "сейчас", а не про "до". У нас был случай, когда музыка нашей исполнительницы вдохновила слушательницу — обрусевшую удмуртку — учить родной язык. И для меня это самый лучший результат, какой может быть.
70% музыкантов, чьи работы выпускались на лейбле, — девушки, 20% — представители коренных народов, 5% — квир и небинарные персоны. Оставшиеся 5% — представители другой региональной музыки. В разное время на лейбле выпускались такие проекты, как Пушнер (инди-поп на удмуртском), HAGRIN (калмыцкоязычный проект), Денеева (мета-поп из Ижевска), Post-dukes — (фолктроника на удмуртском) и другие.
РАБОТА С МУЗЫКАНТАМИ
В небольших лейблах всё работает совсем иначе, чем в крупных компаниях. Для Оксаны важно, чтобы музыкант, работы которого выпускает лейбл, полностью разделял его ценности. Среди участников "9января" есть и давние знакомые создательницы, и те, кто обратился через форму заявок. Причём такие заявки приходят ежедневно. Их все отсматривают либо Оксана, либо её коллеги. С теми, кто близок по убеждениям — как минимум на первый взгляд — лейбл списывается.
После принятия решения о сотрудничестве Оксана и её коллеги принимают решение, каким образом лучше выпускать музыку исполнителя — на сольном альбоме или в сборнике. Далее план обсуждается с музыкантом. Команда "9января" также берёт на себя всю техническую часть. Работы музыкантов размещаются на всех известных платформах — от Apple Music и Spotify до VK Music и Яндекс.Музыки.
Заработать сколько-нибудь значимые суммы на стриминговых платформах, по словам Оксаны, не получается — прослушиваний не так много. Основной заработок — это коммерческие проекты. К Оксане обращаются музыканты, желающие записать собственную музыку и организовать информационную кампанию по её продвижению в медиа. За счёт этих средств и оплачивается работа по записи и сведению "некоммерческой" музыки.
Кроме непосредственно сольных работ, "9января" выпускает сборники, вся прибыль с которых направляется на благотворительность. Музыканты от этих денег отказываются. За время существования лейбл поддерживал консорциум женских НПО, Центр помощи пережившим сексуализированное насилие "Сёстры", "Насилию.нет", Центр "АННА", Центр поддержки семьи и детей в Ижевске "Теплый дом" и узбекистанский Центр социальной и правовой поддержки женщин и детей "Мехржон" и другие НКО, борющиеся с насилием и дискриминацией в отношении женщин, коренных народов и ЛГБТК+.
В среднем за три месяца на стриминговых платформах песни, выпущенные "9января", набирают более миллиона прослушиваний. Чистая прибыль колеблется от 30 до 70 тысяч рублей за полгода.
ПОЧЕМУ ВАЖНО СОХРАНЯТЬ КУЛЬТУРУ
Оксана Бода росла в татарской семье: её родственники отмечали национальные праздники, у них принято говорить и петь песни на родном языке.
— Я в детстве это ненавидела. Прямо такая: "Фу". Я не понимала язык. Это было "не круто". "Не круто", что бабуля разговаривает на татарском. Я всем говорила, что я русская. Очень долго отрицала свои корни, и только во взрослом возрасте — в процессе ознакомления с татарской культурой — я поняла, насколько это круто. Столько классных женщин было в Татарстане, например, которые занимались образованием девочек, делали важные проекты и были очень смелыми! Я принадлежу к этому народу, и это классно, — делится Бода.
Переломным моментом для Оксаны стало посещение концерта, где выступали группы из Нальчика и пели традиционные песни. Девушка признаётся, что это растрогало её до слёз. С тех пор она начала интересоваться культурой удмуртов и татар.
— Мы разные, и от этого так интересно изучать друг друга! Грустно, когда это исчезает. Моя бабушка передавала мне рецепты, рассказывала татарские сказки, а потом я это всё забуду, словно этого не существовало? Это очень больно. Даже с экономической точки зрения полезно сохранять культуру, популяризировать внутренний туризм, ездить в республики, чтобы поесть чак-чак или перепечи. Но главное для меня, конечно — это моя внутренняя, эмоциональная ценность всего этого, — констатирует Бода.
Через творчество культура не только сохраняется, но и развивается: "9января" издаёт не только народную, но и современную музыку. В качестве примера собеседница приводит Пушнер — исполнительницу инди-попа на удмуртском языке, творчество которой понравится тем, кто любит "Алоэ Вера" или Тосю Чайкину. Подобные проекты, уверена Оксана Бода, помогают понять, что национальные языки — это не только про общение с родственниками, но и про современное.
Сама Оксана немного понимает татарский, но практически не говорит на нём. Её девушка — тоже татарка, они ходят на курсы. Пара хочет, чтобы татарский стал их особым, "секретным" языком. Собеседница признаётся, что учить его непросто, однако то, что в детстве бабушка говорила с ней на татарском, упрощает процесс. "У меня есть привилегия" — шутит она.
КАК ПОВЛИЯЛА ВОЙНА
После начала войны Оксане пришлось уехать из России. Она ненадолго возвращалась по семейным обстоятельствам, однако окончательно покинуть страну пришлось после принятия новых законов о "гей-пропаганде": Бода — открытая лесбиянка и ЛГБТ-активистка, в случае пребывания в России это создавало серьёзные риски.
Сейчас лейбл "9января" немного снизил активность. Какие-то посты пришлось удалить из-за законов о "гей-пропаганде", чтобы не подвергать риску музыкантов, оставшихся в России.
— Мы думаем, как переформатировать проект, чтобы исполнители чувствовали себя в безопасности. Тем более, что сейчас притеснениям подвергаются и коренные народы тоже. Мы ищем компромисс. Команда у нас устала, и сейчас мы нуждаемся в работе с выгоранием, чтобы поддержать и коллег, и музыкантов. И уже потом с новыми силами вернуться к работе, — резюмирует Оксана Бода.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.