Ссылки для упрощенного доступа

Свидетели защиты: "У Лилии — глаза счастливого человека, убежденного в своей невиновности". Пятнадцатый день процесса Лилии Чанышевой


Свидетели защиты
Свидетели защиты

В Кировском райсуде Уфы 18 апреля продолжилось рассмотрение уголовного дела по обвинению экс-координаторки бывшего уфимского Штаба Навального Лилии Чанышевой в "создании и руководстве экстремистским сообществом". На процессе вновь весь день выступали свидетели защиты.

Первым был допрошен активист Станислав Чайченко, осуществлявший в 2016-м и 2018 году совместно с Рустемом Мулюковым наблюдение на думских и президентских выборах в Уфе.

— Я рассказал, что был знаком с Рустемом Мулюковым еще по правозащитной деятельности. В 2016 году мы вместе контролировали выборы в Госдуму в Демском районе Уфы от партии "Яблоко", и наблюдатели от Штаба Навального, также имевшие направления от "Яблока", нашли на избирательных участках много нарушений. Тогда мы и познакомились с Лилией Чанышевой. Мы забирали от их наблюдателей протоколы, свидетельства нарушений, чтобы потом всё это направить в Центризбирком России. Такую же деятельность мы с Рустемом осуществляли и на президентских выборах в 2018 году, — рассказал Чайченко.

Он отметил, что в деятельности Чанышевой, в том числе в ее антикоррупционных расследованиях, он не видит чего-то противозаконного.

— Её судят ни за что. Фактически это из пальца высосанное дело, — добавил активист.

Как сказал Чайченко, на суде он заявил, что выступление Рустема Мулюкова на митинге в июне 2017 года никем не было организовано:

— Никто нас специально на этот митинг не приглашал, мы узнали о нем в интернете. Там был свободный микрофон; кто хотел, тот подходил и выступал. Рустем выступил спонтанно, эмоционально. Он вообще близко к сердцу воспринимает то, что замешанные в коррупции люди, чиновники то и дело уходят от наказания. Чанышева же нас никак не корректировала, и вообще на митинге мы с ней даже не контактировали.

Экс-редактор издания "Коммерсант" — Башкортостан", бывший член совета по правам человека при главе РБ Наталья Павлова рассказала, что с Лилией Чанышевой она была знакома "по журналистской и редакторской работе".

— Как и другие СМИ, мы тогда освещали деятельность уфимского Штаба Навального и общественные инициативы самой Чанышевой. Среди таких были ее выступления на общественных слушаниях по бюджету Уфы и республики, ее обращения в антимонопольную службу по пиксельным елкам, подготовка к референдуму по проведению прямых выборов мэров городов и районов в республике. Я заявила суду, что в выступлениях и действиях Чанышевой не было ничего экстремистского, что вся ее деятельность была легальной. Лилия в своем вопросе в суде напомнила мне, что в декабре 2018 года она была номинантом премии "Твердые знаки", которую проводил наше издательский дом. Мне было приятно вспомнить, что она стала лидером по упоминаемости в нашем издании среди общественных, политических организаций и деловых сообществ, — отметила Павлова.

Она также сказала на суде, что деятельность Чанышевой "была на пользу республике":

— К каждому выступлению на публичных слушаниях по бюджету, будь то в горсовете Уфы или в Госсобрании республики, Лилия готовила очень развернутую аналитику. Благодаря ее докладам участники публичных слушаний четко представляли, какие статьи доходов и расходов бюджета росли или сокращались. Журналистам ее труд сильно облегчал работу. Фактически она, представляя сравнительный постатейный анализ бюджетов, делала эту работу за депутатов.

Наталья Павлова также заявила, что она знала Рустема Мулюкова лишь заочно — как журналист:

— Я сообщила, что знала его как активного наблюдателя на выборах в 2016 году, а также из-за его злосчастного выступления на том митинге 2017 года. Но никогда имена Чанышевой и Мулюкова не были связаны: ни он не позиционировал себя как активист или волонтер Штаба Навального, ни Штаб Навального его не упоминал. Я, честно говоря, удивлена, что он оказался еще одним обвиняемым на этом процессе.

Павлова сказала, что была очень рада видеть, что Лилия Чанышева "сейчас находится в таком бодром состоянии".

— Я опасалась, что многомесячное заключение в изоляторе, все эти этапирования и сам этот процесс подорвут ее здоровье. Но я увидела, что у Лилии — глаза счастливого человека. Человека, убежденного в своей невиновности. Сила ее духа вызывает большое уважение.

Историк и публицист Сергей Орлов отметил, что прокурор и судья на допросе были пассивны, а вопросы задавали лишь сама обвиняемая и ее адвокаты.

— Я рассказал, что впервые познакомился с Лилией Чанышевой во время устроенного в уфимском штабе Навального "Поэтического вечера". Я сказал, что экстремисты и террористы обычно стихов не читают и вечера поэзии не проводят. Подчеркнул: мне очень жаль, что таких людей, как Лилия Чанышева, мало в нашей республике. Напомнил, что она и за Шиханы заступалась, и махинации с новогодними пиксельными елками разоблачала, — констатировал Орлов.

Он заявил, что, по его мнению, "явление Лилии Чанышевой — это лучшее, что случилось в политической жизни Уфы за последние годы":

— Её таланты и другие черты характера вполне могут вывести ее в будущей России на уровень политика федерального масштаба. Кстати, мне будет даже жаль, если так случится — поскольку, по-моему, было бы прекрасно, если бы нашу республику впервые возглавила бы такая сильная, решительная женщина. Чанышева проблемы нашего региона знает очень хорошо и была бы отличным его лидером.

Историк при этом заметил, что такое время может прийти "быстрее, чем сейчас это кажется":

— Россия — такая страна, в которой может быть всё, что угодно. Я лично остаюсь оптимистом и отвожу нынешнему режиму лишь несколько месяцев существования. Ожидаемое на фронте украинское наступление может изменить ход событий. Напомню, как начиналась Первая мировая война в России — шабаш ура-патриотов, погром германского посольства, исступленные крики: "Веди нас, государь!" Прошло пару лет, и под влиянием поражений в стране возникли совсем другие настроения; дело в итоге кончилось Февральской революцией.

Экс-волонтерка бывшего уфимского Штаба Навального Индира Абызбаева рассказала, что в ходе ее допроса особенно много внимания было уделено деятельности Штаба.

— Судья Азамат Бикчурин сперва спросил меня, почему я в таком возрасте приняла участие в волонтерской деятельности в Штабе. Я сказала, что хочу жить по тем принципам, которые закреплены в российской Конституции. Вообще, судья вел себя так по-свойски, улыбался, старался создать видимость объективного правосудия, хотя мы не сомневаемся, что обвинительный приговор у него уже лежит в сейфе. В один прекрасный день он его достанет, зачитает — и ничего хорошего там не будет, — поделилась мнением Абызбаева.

Активистка, по ее словам, рассказала о многочисленных просветительских и культурных мероприятиях, которые проводились в помещении Штаба:

— У нас были лекции, диспуты, брейн-ринги, поэтические вечера. Никто у нас шашками не махал, никаких идей по поводу "какого-то вооруженного восстания и свержения власти" не обсуждалось. Всё у нас было мирно, с шариками, с флажками. Наверное, полицейские в Уфе сейчас скучают по нам, потому что мы были сами мирные, корректные "правонарушители".

Защита сообщила, что во вторник были повторно допрошены несколько свидетелей обвинения — сотрудники Центра "Э" и "Центра общественной безопасности" при мэрии Уфы, "в чьих показаниях имеются противоречия".

— Все свидетели защиты заявили, что Чанышева не только никогда не призывала ни к каким насильственным действиям, но и наоборот была их противницей, — сказал, подводя итоги судебного заседания, адвокат Сергей Макаренко. — Относительно Рустема Мулюкова — никто из свидетелей не подтверждает какую-либо его связь со Штабом Навального, как не подтверждает и то, что его выступление на том митинге якобы было как-то организовано Чанышевой или согласовано с ней. Это, очевидно, было выступление экспромтом, без бумажки, и Чанышева никакого отношения к его высказываниям не имела. Кстати, после его выступления никто из присутствовавших на митинге сотрудников правоохранительных органов, работников районной администрации не предъявил ему никаких претензий. Они возникли только спустя несколько недель.

Макаренко добавил, что в защиту Мулюкова на суде также выступили его друзья и его мать, Альмира Мулюкова, которая, по словам адвоката, "подробно рассказала о произволе в отношении ее сына: как его преследовали полицейские, как у него отнимали бизнес, как на него создали уголовное дело и посадили в тюрьму".

— В целом день для нас прошел хорошо, продуктивно. Если бы суд действовал в соответствии с буквой и духом правосудия, то он без сомнения справедливо оценил бы показания наших свидетелей, — заключил Макаренко.

Следующее заседание пройдет в среду, 19 апреля. Ожидается, что на нем в качестве свидетеля защиты по видеосвязи будет допрошен Алексей Навальный.

  • Лилия Чанышева была арестована Кировским райсудом Уфы 10 ноября 2021 года и затем этапирована в московское СИЗО №6, где она во время предварительного следствия провела 453 дня.
  • В декабре 2021 года Правозащитный центр "Мемориал" признал Чанышеву политзаключенной. В январе 2022 года Европейский Союз призвал немедленно освободить активистку.
  • Дело по обвинению Лилии Чанышевой в "создании и руководстве экстремистским сообществом" расследовалось главным следственным управлением Следственного комитета России (ГСУ СКР) под руководством следователя по особо важным делам Романа Видюкова. В качестве главных фигурантов в деле, наряду с Чанышевой, фигурировали Алексей Навальный, Леонид Волков, Иван Жданов, Любовь Соболь и другие соратники оппозиционера. Позднее дело Чанышевой выделили в отдельное производство.
  • Согласно окончательной версии обвинения, Чанышеву обвиняют по ч. 3 ст. 282.1 УК РФ ("Организация экстремистского сообщества с использованием служебного положения"), ч. 1 ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и ч. 3 ст. 239 УК РФ ("Пропаганда деяний некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан"). "Idel.Реалии" подробно анализировали обвинительное заключение по делу активистки.
  • Судебный процесс стартовал в Кировском райсуде Уфы 1 марта. Судья Азамат Бикчурин по ходатайству гособвинения объявил процесс закрытым, продлил срок содержания активистки под стражей до 14 августа 2023 года и отказался предоставить ей дополнительное время для ознакомления с материалами дела. Вместе с тем судья разрешил Чанышевой свидания и телефонные разговоры с родственниками.
  • Соратники арестованной активистки создали сайт "Дело Лилии Чанышевой", на котором подробно рассказывается о ее биографии, политической деятельности и преследовании властями.
  • Своей вины Лилия Чанышева не признает. Ей грозит до 18 лет лишения свободы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG