Осенью прошлого года российские власти и руководители регионов озаботились безопасностью и состоянием бомбоубежищ. Чиновники на местах обязали проверить подвалы в многоквартирных домах и системы оповещения. На примере посёлка в Высокогорском районе Татарстана "Idel.Реалии" рассказывают, как к этой инициативе относятся местные жители.
Поселок Бирюлинского зверосовхоза находится в Высокогорском районе Татарстана. Этот населенный пункт — административный центр Бирюлинского сельского поселения. Население — около трех тысяч человек. Поселок основан в 1930 году — именно тогда здесь открыли зверосовхоз. Сейчас на предприятии ЗАО Зверосовхоз "Бирюли" выращивают пушных зверей (песцов, норок, соболей, лис), производят пушное сырье и занимаются пошивом и продажей изделий из меха под брендом "Бирюлинские меха".
В поселке сосредоточена вся жизнь: там находится и школа, и дом культуры, и детский сад, и основные магазины. Местные живут не только в частных домохозяйствах, но и в многоквартирных домах — в поселке их несколько десятков, в части из них есть подвалы. В ближайшие населенные пункты — Бирюли и Старые Бирюли — приезжают в основном дачники. До Казани — чуть больше 30 километров, добраться до республиканской столицы можно на общественном транспорте: автобусе или электричке.
Еще в октябре прошлого года руководитель гражданской обороны Татарстана выпустил приказ №8 "О повышенной готовности гражданской обороны Республики Татарстан". Уже в январе 2023 года Рустам Минниханов поручил в ускоренном режиме подготовить убежища и системы оповещения. Под убежища попадают в том числе подвалы многоквартирных домов, которые и стали проверять контролирующие органы.
"Эта с бумажками"
Лилии — светловолосой женщине небольшого роста — около 40 лет, она работает комендантом в поселке Бирюлинского зверосовхоза. Женщина с важным видом рассекает улицы с бумагами в руках. Она стучится в дома жителей, ждет, пока ей откроют, а потом произносит: "По приказу важных людей из правительства Татарстана нужно освободить подвалы…" После этого Лилия просит подписать документ.
Прошлый её визит в один из многоквартирных домов закончился тем, что жители наотрез отказались освобождать подвалы — там они хранят соленья, велосипеды и другие вещи. Подвалы в этих домах — преимущественно серые, с паутиной и запахом плесени.
"Эта с бумажками", — так коменданта называют в Бирюлях. Само слово "комендант" вызывает у собеседников "Idel.Реалии" смех.
"Все против!"
— Под бомбоубежища подвалы? Очнулись, когда мы тут все уже обустроили! — возмущается Ландыш, темноволосая высокая женщина около 50 лет. По ее словам, жители дома уже провели через подсобные помещения воду. Женщина опасается, что если их отдадут государству, придется менять водопроводы.
Ландыш и ее соседи понимают, что визит коменданта связан с войной в Украине, хотя Лилия об этом не говорит — женщина лишь констатирует, что освободить подвалы нужно из-за предстоящей проверки МЧС.
— Если до нас дойдет война, нам эти подвалы не помогут, — констатирует Ландыш. — Нас просто ядерная волна сотрет всех: тихо, мирно, без боли.
"Никто не освободил [подвалы]! Все против!" — выкрикивает Ландыш. Она настаивает, что в их подвале чисто, а хранятся там лишь соленья.
— Комендант еще зимой приходила, мы были несогласны — перенесли на лето. Вот я и говорю Алинке (старшей по дому — "Idel.Реалии"): нам огород вообще сажать? Если подвала не будет, то куда вообще все это складывать? — возмущенно произносит женщина.
Роза — женщина лет 40 с каштановыми волосами — также живет в этом многоквартирном доме. Она рассказывает о переписке с другими жильцами в общем чате в WhatsApp.
— Я написала туда: "Лилия подписи собирает". Мне отвечают: "Да, мы уже послали ее". Она ночью приходит, протягивает белые листы. Я говорю: "Ты чего по ночам ходишь, Лиля? Я ночью вообще ничего не подписываю, у меня зрение плохое, мало ли что ты мне тут протягиваешь?"
"Забрали бы у пенсионерки?"
— Совсем пропадут ведь, — говорит пожилая женщина в цветном платке и темно-розовом плаще, смотря на бездомных кошек в своем дворе, живущих в подвале.
Она подкармливает животных, когда есть возможность. Женщина подвалом не пользуется — огорода у нее нет, а "закрутки" она не делает. Но и пенсионерка против указки властей освобождать подвалы — на всякий случай.
— А вдруг у меня был бы подвал в пользовании? Забрали бы у пенсионерки? И вообще, вдруг он мне пригодится еще? Вы меня записываете что ли? Не записывайте, я вам не глас народа, — рассерженно говорит женщина и машет тростью.
Она не верит, что война доберется до территории России: "Скоро все закончится уже. Это серьезно все, но до нас не дойдет — это точно, ты не переживай. Мы же не какая-то там плохая страна, у нас с защитой очень даже неплохо…".
"Война — так война"
— Такие скандалы устраивают комендантам. Кричат. Так и оставили себе погреба. Летом опять будут проверять, но, думаю, люди и там отстоят, — говорит житель частного дома Иван.
У него есть погреб, но укрываться там в случае чего он не намерен — мужчина понимает, что строение не выдержит.
— Мы что, всем селом к вам побежим что ли? И дружно помрем, ведь все рухнет моментально, — говорит мужчина, обращаясь к односельчанину из многоквартирного дома.
Тот в ответ напоминает, что они подвалы не освобождали и не планируют.
— Да не будет войны, чего ты, — успокаивает собеседника Иван.
— Даже если будет, нас ядерной бомбой е***т [ударят] — и все. Незачем тут народ пугать, — отвечает ему сосед.
— Да, подвалы у вас останутся. Напоследок хоть побудете с банками. Мы тоже свой погреб не освободили, он нас не спасет.
— Да и *** [черт] с ним, мы и не такое видали, до п***ы [плевать] вообще: война — так война.
"Никаких жестких мер не принимаем"
Руководитель исполнительного комитета Высокогорского района Татарстана Дамир Шайдуллин прокомментировал изданию "Реальное время", каким образом ведется работа с населением относительно освобождения подвалов.
— Мы предупредили управляющие компании (УК), что они должны этим заниматься. Работу они будут проводить вместе с главами сельских поселений, — уточнил Шайдуллин.
В то же время на вопрос, предусмотрена ли какая-либо ответственность за невыполнение требования управляющей компании в этой части, руководитель исполкома района ответил: "Никаких жестких мер к жителям мы не принимаем".
Начальник отдела по работе со средствами массовой информации МЧС РТ Андрей Родыгин поделился мнением, что "подвальные помещения в жилых домах, которые относятся к общедомовому имуществу, захламлять неправильно".
— Речь идет не о тех случаях, когда в подвалах что-то размещается законно, а о самовольном захвате помещений жильцами, который произошел давно — несколько десятилетий назад. И это опасно в любое время — с точки зрения пожарной безопасности это неправильно. Эти так называемые "сараи" в подвалах очень часто горят, — подчеркнул Родыгин.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.