Представители организации традиционной веры чувашей "Тура" в Чебоксарах отметили обрядами один из главных национальных праздников этого народа — Мăн кун. Это земледельческий Новый год. Название праздника буквально переводится как "великий день". Как известно, с каждой переписью говорящих на чувашском в России становится все меньше — как утверждают эксперты, язык и культура сдают свои позиции. "Idel.Реалии" попытались понять, будут ли чуваши и через 30 лет молиться о хорошем урожае, зажигать "новый огонь", делать жертвоприношения и водить ритуальный чувашский хоровод.
СУТЬ ПРАЗДНИКА
Празднование "великого дня" было организовано местной религиозной организацией традиционной веры чувашей "Тура" Чебоксар. Общественная структура создана еще в 1995 году. Ее основали Ивлев Дюис Данилович — ученый-механик в области пластических сред и Федор Иванович Мадуров — скульптор, заслуженный художник Чувашской АССР, депутат 12-го созыва Верховного Совета Чувашской АССР.
В феврале этого года после продолжительной болезни Федор Мадуров умер в возрасте 79 лет, сделав многое, как утверждают активисты, для строительства чувашского храма, который создан в столице республики и носит название "Кермечук" (буквально означает "храм"). Дело Мадурова продолжают активисты. По их мнению, единственным способом развития чувашской культуры является сохранение мировоззрения народа.
Мăн кун отметили в упомянутом храме. Он расположен на Канашском шоссе. Здесь же находится важный элемент традиционной веры чуваш — ритуальный столб Юпа.
В древности чуваши верили, что после праздника Мăн кун можно приступать к обработке земли и посеву урожая, начиная обряды Акатуй (праздник земледелия у чувашей). Считалось, что после "великого дня" не будет тех холодов, которые могли бы погубить урожай. Точная дата Мăн кун всегда высчитывалась определенным образом. Праздник приходился на четверг (день Тура), проводился на седьмую неделю от Çăварни — çăв эрни (поворотной недели) или как её называют русские — масленицы. По словам чувашской жрицы Русалины Селентай, этот чувашский праздник не совпадает с Пасхой ортодоксальных христиан, так как их праздник отмечается на неделю позже католической.
— Чуваши по укладу — древний земледельческий народ и Мăн кун считается очень важным праздником, — делится Селентай. — К Мăн кун готовились заранее и, в принципе, коммунистический субботник, учрежденный В.И. Лениным, является древней чувашской традицией подготовки к Мăн кун. За день до Мăн кун празднуется Калăм — праздник проводов старого года и поминовения предков, во время которого проводился обряд очищения (по-чувашски он называется "сирĕн" — "Idel.Реалии"). Неслучайно в чувашском эпосе жена Улыпа умерла в день Калăм. Калăм в переводе с хеттского и хурритского языков означает "ворота", ворота в Новый год.
По древним чувашским традициям считалось, что в Мăн кун зародился весь мир и поэтому к этому дню варят крашеные луковой чешуей золотистые яйца — символ рождения мира. Это окончательный "поворот" на летнее тепло, встреча посевных работ.
— Это то, что нам даёт жизнь. У этого праздника есть и эзотерическая сторона, так как в это время оживает природа, что нас направляет дальше, даёт возможность эволюционировать в этом мире. После Мăн кун начинаются полевые работы, — объясняет Селентай.
Историк-археолог и скульптор из Чебоксар Дмитрий Мадуров, сын бывшего главы религиозной организации Федора Мадурова, отмечает, что православный праздник "Пасха" позаимствовал много деталей у чувашского Мăн кун. Например, ритуал тушения огня старого года, зажигание огня Нового года, ритуальные хлебцы и даже крашеные яйца.
— Это связано с тем, что традиционная культура чувашей очень развита и повлияла в свое время на очень многие народы, — считает Мадуров-младший.
РИТУАЛ
Одним из главных символов Мăн кун является шкура жертвенного барана — символ солнечной благодати и тепла, которую вывешивали либо на священном дереве "ырсамай" (другое название на чувашском "киреметь"), либо в верхнем храме, а иногда — на стене за троном царя. Историки говорят, что от него появилась на древних гербах "картуш" (шкура барана), украшенный щитом с символикой рода или государства.
При выборе барана на праздник животному льют на голову воду, если он ее встряхивает, то он не принимает себя как жертву и, соответственно, и для обряда не подходит.
Ритуал начинается с тушения старого поминального огня, который олицетворяет старый новый год. В это время, как говорят жрецы, предки спускаются на Землю, чтобы посмотреть на людей. В этот момент, как отмечают верующие, можно просить о поддержке или загадывать любые желания, которые обязательно исполнятся.
Обычно его разводили ночью на холмах восточней деревни на горе Мăн кун ту. Древние чуваши считали, что огонь имеет очистительную силу. Отсюда традиция — перепрыгивать через костер. Считалось, что так люди могут избавиться от дурных мыслей, сглаза и даже излечиться. Также подобные огни перед 21 марта жгут всю ночь на холмах представители народа курды-езиды. Кстати, обряд не лишен и утилитарного смысла, обычно в эту ночь просыпаются садовые вредители и огни призваны отвлекать пяденицу от яблонь.
После этого жрецы направляются к ритуальному столбу Юпа. Здесь они с молитвой на чувашском языке обращаются к высшим силам и разводят огонь нового года. Раньше такой огонь зажигали с помощью специального деревянного станка силой трения и разносили его по домам. В домах разжигали огонь нового года, вывешивали на Уша юпи (ритуальный столб в центре дома у печи) самый старый в роду сурпан (расшитое полотенце) и начинали праздничное моление всем родом. В это же время к предкам подносится ритуальная еда — это обязательно яйца, маленькие хлебцы в виде кренделя, лошадки, гуся и ритуально сваренное пиво.
Далее разжигается костёр нового года. В честь праздника гости берутся за руки и водят хоровод обязательно только по солнцу, поют песни, танцуют вокруг костра. От нового огня зажигаются 12 факелов, которые олицетворяют 12 месяцев и несут на специально подготовленную площадку в храмовом комплексе, а женщины в это время готовят чувашский суп шӳрпе, на который приглашаются гости праздника.
НЕ ТОЛЬКО ЧУВАШИ
В празднике приняли участие не только жители Чувашии, но и духовные жрецы из соседних республик — Удмуртии и Марий Эл. Это историк из Ижевска Николай Михайлов и председатель Совета старейшин Марий Эл Виталий Танаков.
Николай Михайлов считает, что праздник — это именно та интересная и ни к чему не принуждающая форма познания национального, которая может помочь малочисленным народам России сохраниться.
— Я вижу, что государственные институты уже лишились духовной поддержки, как и религиозные институты. И, единственное, веры малочисленных народов России — это шанс, чтобы люди оставались людьми. Это нас и объединяет, и удмуртов, и чувашей. Мы — часть божественного, мы молимся солнцу, благодарим природу, — отмечает Михайлов, говоря традиционных верованиях.
Председатель Совета старейшин Марий Эл Виталий Танаков верит, что традиции национальных праздников будут интересовать молодежь все больше.
— Наша цивилизация перешла на материально-потребительское начало. А управляющие мировыми процессами понимают, что если мы будем жить по таким меркам дальше, мы уничтожим планету, — негодует Танаков.
Говоря об инструментах поддержки национальных культур, Русалина Селентай упоминает фактор внутреннего туризма.
— Национльный туризм сыграл на руку народным традициям. Люди стали больше интересоваться обрядами чувашей, смыслами. Это хорошие предпосылки, — заключает она.
По информации Дмитрия Мадурова, в мире чувашский праздник "Мăн кун" знают и отмечают не более 100 тысяч человек. В основном праздник актуален в чувашских деревнях, где сохранилась самобытная культура народа. Больше всего таких деревень сохранилось за пределами Чувашской Республики. На праздник Мăн кун в Чебоксарах собралось около 25 человек — в основном это духовные жрецы и интересующиеся культурой чувашского народа.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.