Жители трех чувашских деревень продолжают бороться за спасение "чувашской мекки". В 2021 году в Белебеевском районе Башкортостана был возведен свинокомплекс на 90 тысяч голов. По словам местных жителей, свиноматки были завезены сюда в августе прошлого года. Кроме того, сообщается и о том, что продукция этого предприятия будет уходить на экспорт в Китай, однако в ответе на запрос "Idel.Реалии" эту информацию не подтвердили.
Мы, словно папуасы за стеклянные бусы, раздаем свои сокровища, позволяем грабить свои богатства, уничтожать свою культуру
Жители деревень Краснояр, Слакбаш и Нижний Чубукаран (почти в 200 км по трассе от Уфы, где проживают преимущественно чуваши) выступали против строительства мясокомбината. Среди прочих аргументов есть и угроза загрязнения истоков пяти рек на возвышенности в Белебеевском районе республики. Село Слакбаш — родина классиков чувашской литературы — поэтов Константина Иванова и Якова Ухсая, которые здесь захоронены. Чуваши из разных регионов федерации и стран мира приезжают сюда почтить память своих выдающихся соотечественников.
СВИНОКОМПЛЕКС КАК НАСМЕШКА?
Белебей является территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Жительница деревни Краснояр Татьяна Григорьева отмечает, что этим обусловлена всяческая поддержка проекта на правительственном уровне. "Трудно судить, почему власти Башкортостана выбрали именно эти земли под свинокомплекс. Возможно, удобная транспортная развязка", — предполагает она.
Почему они не построили тогда свинокомплекс на родине поэта Мустая Карима?
Сам свинокомплекс построен при поддержке властей Башкортостана. Информацию об этом неоднократно декларировали местные власти. Елена Александровна (также из Краснояра) называет строительство свинокомплекса "насмешкой над чувашским народом со стороны властей РБ".
— Наша земля является местом притяжения для чуваш со всего мира. На родину Константина Иванова и Якова Ухсая приезжают со всех уголков России и зарубежья. Я считаю, что над нашим народом башкирские власти просто посмеялись. Почему они не построили тогда свинокомплекс на родине башкирского поэта Мустая Карима? Не позволили бы, — рассуждает Данилова.
ДОЛГАЯ ПЕРЕПИСКА С ВЛАСТЯМИ БАШКОРТОСТАНА И ЧУВАШИИ
У депутата Слакбашевского сельсовета Белебеевского района РБ, юриста Надежды Осиповой, которая представляет интересы жителей деревень Краснояр и Нижний Чубукаран (в совокупности здесь живет около 200 человек), имеется вся переписка с обращениями в разные инстанции. Местные в том числе просили вмешаться в ситуацию и власти Чувашской республики. Но, по словам Осиповой, на всё были получены "пустые отписки".
Вот, к примеру, отрывок из письма жителей деревень Краснояр, Нижний Чубукаран, Слакбаш (в последней проживает 551 человек) в адрес Национального конгресса Чувашской республики:
"Помогите жителям деревень Краснояр, Слакбаш и Нижний Чубукаран сохранить эти святые места для чувашского народа на благодатной земле Башкортостана, сохранить свою самобытность и развивать свою национальную культуру, а также передавать из поколения в поколение эту память, эти "звенящие родники".
Помогите жителям деревень Краснояр, Слакбаш и Нижний Чубукаран сохранить эти святые места для чувашского народа на благодатной земле Башкортостана
Подобные письма были также направлены в адрес депутата Госдумы, представляющего интересы жителей ЧР от партии "Справедливая Россия" Анатолия Аксакова. В свою очередь политик адресовал их просьбы в адрес администрации Белебеевского района, а также в прокуратуру Башкортостана.
Администрация Белебеевского района в своем ответе (документы имеются в распоряжении "Idel.Реалии") отметила, что по итогам схода граждан от 19 апреля 2019 года большинство жителей поселения якобы проголосовало за строительство свинокомплекса, и в итоге было принято решение о передаче земель пайщиков компании "Таврос" — в аренду на 25 лет. Тогда же районные власти сообщали, что "земельные участки под строительство оформлены в аренду", "получено разрешение на проведение земляных работ". До населения была доведена информация (как отмечается в ответе администрации района), что на новом предприятии планируется организация новых рабочих мест, а также что башкирская компания "Таврос" вкладывает инвестиции в социальные проекты на селе.
Летом 2019 года правительство РБ отметило, что ООО "Уральская мясная компания", входящая в группу компаний "Таврос", реализует инвестиционный проект "Строительство современного свинокомплекса общей мощностью 15 тысяч тонн свинины в живом весе в год на территории Республики Башкортостан". Также отмечалось, что проектом предусмотрено строительство двух свиноводческих комплексов на 5 400 свиноматок, а объем инвестиций составит более 3 млрд рублей, планируется создать 135 новых рабочих мест со средней заработной платой в размере около 30 тыс рублей. Указаны были и сроки реализации проекта — 2019-2021 гг.
Что строят?
Свинокомплекс на Сильбийских лугах строит Башкирская мясная компания, которая входит в группу компаний ООО "Группа компаний "Таврос". Согласно информации на сайте компании, по итогам 2020 года ООО "Башкирская мясная компания" занимает 15-е место в рейтинге ТОП-20 крупнейших производителей свинины в РФ. Планируют снабжать свининой не только республику, но и выйти на экспорт: по словам на презентациях, в Китай. Редакция "Idel.Реалии" направила в компанию запрос. Нам ответили: "Проектов с Китаем нет и мы не планируем экспорт в КНР".
Прокуратура Башкортостана после запроса депутата Госдумы Анатолия Аксакова отвечала противоречиво: по крайней мере, её ответ не сходится со словами чиновников районной администрации Белебеевского района и республиканского правительства. Например, вот что написано в письме от 9 декабря 2019 года: "ООО "Уральская мясная компания" в администрацию за выдачей разрешения на строительство свиноводческого комплекса не обращалось. В настоящее время на земельном участке строительство каких-либо объектов капитального строительства не ведется. Также сообщаю, что выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы, возможна лишь после ее проведения".
Навязчивая идея построить животноводческий комплекс в самом сердце мекки чувашской культуры витала в воздухе еще с советских времен
С нотой протеста против строительства свинокомплекса в СМИ обращалась дочь народного поэта Чувашии Якова Ухсая Елена Ухсай. Она отметила, что еще при жизни Ухсай боролся за сохранение этих уникальных мест, за придание им статуса заповедника.
"Навязчивая идея построить животноводческий комплекс в самом сердце мекки чувашской культуры витала в воздухе еще с советских времен", — отметила Ухсай.
В защиту интересов жителей трех деревень РБ выступил и Союз писателей России. Организация направила письмо в адрес администрации Белебеевского района. Вот некоторые цитаты:
"Мы глубоко обеспокоены тем, что в исторических местах Сильби, связанных с жизнью и творчеством двух классиков чувашской литературы Константина Иванова и Якова Ухсая, собираются возводить свинокомплекс. Эти края входят в ареал так называемых аксаковских мест. Бессмертная поэма "Нарспи" Константина Иванова, в которой прелестно описываются сильбийские окрестности, вошла в сокровищницу мировой литературы. Истинно национальный поэт Яков Ухсай принадлежит всей многонациональной культуре нашей Родины. Строительство свинокомплекса в этом уникальном месте, имеющем огромное культурно-историческое значение, выглядит по меньшей мере вызывающим".
"НИ УФА, НИ ЧЕБОКСАРЫ НАС НЕ СЛЫШАТ"
Строительство свинокомплекса в этом уникальном месте, имеющем огромное культурно-историческое значение, выглядит по меньшей мере вызывающим
Надежда Осипова, которая ведет судебные споры за Сильбийские луга, согласилась на интервью с "Idel.Реалии". По словам районного депутата, информация о том, что здесь собираются построить свинокомплекс, появилась в еще 2017-2018 гг., но с разрешительной документацией на первом этапе были проблемы, поэтому проект затянулся. Всего было собрано порядка 600 подписей против, отправлена почти сотня обращений, но в итоге предприятие построено и в настоящее время уже функционирует.
— Мы писали во все инстанции, начиная от генпрокуратуры и президента страны, заканчивая властями Башкортостана и Чувашской республики. Если подвести итог — то мы получали отписки. Когда мы исчерпали все способы защиты наших прав путем обращений, уже вынуждены были обратиться в суд. Мы не согласны, что свинокомплекс будет располагаться здесь. Это оскверняет чувства чувашского народа. Через суд мы пытались обжаловать решение, по которому все надзорные инстанции одобрили строительство этого свиного комплекса. В свою очередь суды тоже разными путями оттягивали процесс. Мы даже не приступили к рассмотрению дела по существу: судья постоянно откладывала процесс, а мы решили не терпеть этих издевательств и просто перестали ездить на заседания. Так дело и закрыли через какое-то время. Сейчас вся наша борьба переросла в какую-то партизанскую войну. Пробовали организовать митинг, подаем уведомление, но нам отказывают по формальным причинам, ссылаясь на пандемию. А вообще, когда строительство свинокомплекса началось, наши люди стояли у стройки с транспарантами, плакатами. В СМИ это, конечно, не освещалось. Нам не просто в том плане, что нас не поддерживает ни руководство республики Башкортостан, ни Чувашская республика, куда мы также обращались за помощью. Никто нас не слышит, — заявляет Осипова.
Есть прецеденты, когда именно сплоченность людей дает хорошие результаты, как события на Куштау — яркий тому пример
Она говорит, что проблема со строительством свинокомплекса стала ключевым моментом, после которого она решила проявить свою гражданскую позицию.
— Мы сюда переехали с семьей, начали обустраиваться, и тут как гром среди ясного неба этот свинокомплекс. Сразу начала писать обращения, вести переписку с властями и надзорными инстанциями, так как сама по образованию юрист, — рассказывает она.
Осипова отмечает, что не разочарована в том, что делает, так как "и не была сильно очарована", увидев отписки.
— Изначально понимала, что один в поле не воин. Есть прецеденты, когда именно сплоченность давала результат. Куштау — яркий тому пример. Но здесь на Сильби основной контингент — пенсионеры, и они с болью наблюдают, как мы, словно папуасы за стеклянные бусы, раздаем свои сокровища, позволяем грабить свои богатства, уничтожать свою культуру. Но свинокомплекс возведён, поэтому и действовать сложнее, а людям преклонного возраста остаётся сокрушаться и получать равнодушные отписки от представителей власти.
Кстати, власти в своих ответах на обращения активистов и местных жителей говорили о новых рабочих местах и инвестициях в социальные проекты. На деле же пока этого не видно.
На хорошие должности наших людей не взяли, зарплат заоблачных, как нам обещали, никто не увидел
— Коммерсантов я, конечно, тоже понимаю. Они пришли сюда не благотворительностью заниматься, как они это позиционируют. Нам обещали построить красивые свинокомплексы, проложить дороги, создать рабочие места. Но прошло меньше года их деятельности: мы уже имеем разбитые дороги, у нас ожидаются катастрофические проблемы с экологией. А это уже долгосрочные проблемы. Просто так, как закопать дорогу в асфальт, не удастся. Сейчас предприятие полностью работает. Здесь трудятся и местные, и приезжие. На хорошие должности наших людей не взяли, зарплат заоблачных, как нам обещали, никто не увидел. Местное население нанимают на какие-то второсортные, третьесортные работы: скотники в основном.
Осипова не может ответить, какая там может быть заработная плата, но предполагает, что небольшая.
— Я думаю, это коммерческая тайна, но если вы с людьми пообщаетесь, то они вам скажут. Зарплата, думаю, в пределах 10-15 тысяч рублей. Эти же деньги они получали у наших фермеров. Одно разочарование.
"КИТАЙСКИЙ СЛЕД"
Жительница деревни Краснояр Татьяна Григорьева не считает себя человеком из мира политики. Только вот условия жизни вынудили следить за повесткой в республике, чтобы защищать интересы своей семьи и земляков, говорит она.
— Лишь однажды на одном из публичных мероприятий в Белебеевском районе было сказано, что свинокомплекс будет экспортировать мясо в Китай. Больше эту информацию никак не комментировали и не афишировали, — рассказывает женщина.
Изначально свинокомплекс должен был заработать в августе 2020 года.
У местного населения есть усталость от того, что власти их не слышат, мы будто живем на разных планетах
— Власти и предприятие оповещало о таких планах, но после всех наших писем и обращений реализация проекта отложилась на год. И в августе 2021 года свинокомплекс заработал. В одном из видеоматериалов, который можно найти в интернете, говорится, что на свинокомплексе в нашем районе будет единовременно находится 90 тысяч голов животных, — говорит Григорьева.
Жители считают, что проект свинокомплекса в Белебеевском районе может привести к тому, что им, в конце концов, придется покинуть родную деревню.
— Уедут в первую очередь те, у кого есть накопления. Люди пожилые, конечно, никуда не поедут. Знаю один пример, когда одна семья отказалась от переезда в Краснояр, узнав о строительстве здесь свинокомплекса. У местного населения есть усталость от того, что власти их не слышат, мы будто живем на разных планетах. Но за землю мы продолжим бороться, — резюмирует Татьяна Григорьева.
Ранее "Idel.Реалии" в проекте "Китайский глобальный проект и чувашские локальные последствия" подробно рассказывали о том, как китайский бизнес развивается в республиках и областях Поволжья.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.