Ссылки для упрощенного доступа

"Признать свое происхождение". Почему не хотят изучать чувашский


Роман Андреев
Роман Андреев

В Чувашии с 4 по 9 июля проходил одиннадцатый по счету летний лагерь по изучению чувашского языка "Хавал". Событие уже по традиции, из года в год, собирает его участников на территории базы отдыха "Сурские зори" в Ядринском районе республики. 30-летний велопутешественник из Чебоксар Роман Андреев приехал в лагерь с целью подтянуть знания родного языка. По национальности Роман чуваш, но интересоваться языком начал недавно.

"Даже в какой-то период ненавидел язык", — признался в беседе с корреспондентом "Idel.Реалии" Роман Андреев. Все изменилось в один момент, когда в 2013 году велопутешественник в первый раз попал в языковой лагерь. После этого, как отметил сам Роман, был путь принятия своего чувашского происхождения и теперь это вызывает чувство гордости за своих предков.

— Мои родители, к сожалению, не признают свою чувашскую принадлежность и не хотят учить язык. Кроме того, была отрицательная пропаганда в школе. У нас считалось, что если ты чуваш, то равен колхознику. Понятное дело, поэтому никто не хотел считать себя чувашем. Все хотели быть русскими. Лет до 17 я не знал своих корней. Мне всегда говорили, что я русский. Потом я выяснил, что в моем роду есть и чуваши, и русские. Тогда я решил заняться этим вопросом, выяснить какие у меня корни. Долгое время читал книги Михаила Литвака. Он говорил, что нужно принять себя, нужно быть, а не казаться. А чтобы не казаться, нужно всегда быть честным с самим собой. Я понял, что во многих вещах себе врал. Большой шаг в том, чтобы принять самого себя – признать свое происхождение. Когда я принял свое чувашское происхождение и начал им гордиться, у меня ушел пласт негатива, — делится о себе чувашский путешественник.

В свои первые два путешествия Роман отправился еще в 2015 году: на пять дней в Марий-Эл на велосипеде и на пять дней в Татарстан. В 2016 году провел в пути уже месяц: две недели по маршруту Чебоксары – Татарстан – Удмуртия – Кировская область – Марий-Эл – Чебоксары и ещё две недели по озёрам и таежной зоне республики Марий-Эл. Однако, как говорит Роман, ему всегда хотелось отправиться в более длительный путь. 30 сентября 2017 года он отправился на 10 месяцев в путешествие на велосипеде по маршруту Чебоксары – Северный Кавказ – Минеральные Воды – Кисловодск – Пятигорск – республика Кабардино-Балкария – Кавказ – Тбилиси через Крестовый перевал – Батуми – Турция.

— Объехал Турцию. Провел там два месяца, а оттуда поехал обратно в Грузию, потом в Азербайджан, где провел девять дней. Далее поехал по маршруту Дагестан – Чечня – Калмыкия – Астрахань – Казахстан – Уральск – Самарская область. Домой вернулся уже 9 августа 2018 года, — продолжает Роман.

В 2019 году 10 июня путешественник Роман Андреев отправился уже на сплав по Волге до Каспийского моря. В пути провел 127 дней. А летом 2020 года провел два месяца в пути по маршруту Чебоксары – Вологда – Чебоксары.

— Путешествие — это познание себя и мира, людей, культур, языков, — считает наш собеседник. — Это ощущение свободы. По СМИ и телевизору нам показывают одно, а когда ты приехал и увидел сам, ты уже видишь совсем другую картину, и ты удивляешься, когда видишь своими глазами, что на самом деле все не так. Таким образом я понял, что средства массовой информации это средство массовой дезинформации, и что они очень сильно искажают реальность. С тех пор я не верю СМИ, тем более федеральным. Я научился в путешествиях верить своим глазам и ушам. В частности, этот пример про Кавказ. Его очень сильно искажают. Якобы у них регулярно убивают, кого-то уничтожают. В реальности, они из самых гостеприимных людей, которые попадались на моем пути. Когда я был в Дагестане, то услышал фразу, которая меня поразила. Мне сказали: "Как вы живёте в своей центральной России, у вас же беспредел". Смысл в том, что у них на Кавказе все по какому-то негласному уставу люди живут, там нельзя себе позволять ничего лишнего, иначе тебя накажет свое же общество. Надо всегда вести себя прилично, ни в коем случае не трогать гостей. Там есть старейшины, которые принимают решение. Если у них за столом сидят два 24-летних человека и один 25, то начинать трапезу старший должен первым. Все очень строго.

— Чем привлекают путешествия?

— Я учился на медицинском факультете, но после четвертого курса меня отчислили. Учился я неплохо, даже анатомию сдал с первого раза. В один момент учебу я бросил, так как снимал художественные короткометражки. Поздно спохватился, начал сдавать экзамены, но все же не успел. Тогда я поймал себя на мысли, что очень много читаю, изучаю, при этом у меня нет никакого жизненного опыта. Я сходил в армию. Это был мой единственный жизненный опыт, хотелось найти себя, встать на путь развития. После я встретился с Никитой Тенче (чувашский путешественник, сейчас живет в США), на тот момент он был Васильев. Он меня вдохновил своими рассказами, после чего я стал путешествовать. Когда мы встретились с Тенче, он только вернулся из своего Кавказского путешествия, в котором провел год и два месяца в пути. Мы с ним встретились как раз на проекте "Хавал". У него уже был большой опыт в путешествиях на велосипеде. Я человек очень впечатлительный. Могу после какой-то книги или рассказа кардинально изменить свою жизнь, так и получилось.

— Большинство людей живут обычной жизнью. И чтобы человек согласился на длительное путешествие, должен произойти какой-то критический момент в его жизни. Было ли подобное в вашей жизни?

— Мне хотелось получить в своей жизни опыт выживания. После недолгих поездок в Марий-Эл в 2015 и 2016 годах я понял, что путешествие это мое. Было именно желание уехать надолго. Я понял, что путешествия мне многое дают в плане духовного роста. Вначале не был уверен, что продержусь хотя бы полгода в дороге. В моей жизни были периоды, что даже не работал. Просто лежал в какой-то серьезной депрессии. В тот момент я повредил колено, ноги болели. Приходили мысли, что это неизлечимо. Пробовал лечиться, но ничего не помогало. В один момент я себе сказал, если даже ноги будут болеть, все равно поеду. И в начале 2017 года я решил уехать в Йошкар-Олу работать на три месяца. В конечном итоге ноги прошли: лекарства не помогли, а помогли упражнения.

— Сколько денег уходит на твои путешествия? Чем ты зарабатываешь во время поездок?

— Я кушаю максимально скромно. Взял с собой крупы, консервы, сухофрукты. Основной едой была овсянка, сухофрукты, жареный арахис. Так я питался четыре месяца. Овсянка мне, если честно, очень приелась в тот момент. В самом начале своего путешествия начал вести блог. Потом с течением времени он стал становиться популярнее и люди уже отправляли донаты. Причем они сами хотели это сделать, сами просили дать им номер карты.

— Ты путешествовал во время пандемии. С какими сложностями в этот период встречался?

— Особых различий не было. Единственное, когда заселялся в хостел, требовалось носить маски. Кафе, хостелы работали. Я не часто ночевал в хостелах, только когда мне надо было поработать. Тем более я большую часть времени проводил в дороге, в лесах, ехал по просёлочной местности. Там не ощущалась пандемия.

— С какими интересными людьми встречался в путешествиях?

— Я за все свое путешествие не встретил ни одного путешественника из России, но встретил шесть европейцев путешественников-велосипедистов. Меня поразили европейцы своей открытостью. Опять же нам по СМИ говорят, что европейцы плохие, бесхребетные, слабые, ни на что не способные. А те европейцы, которых я встречал, были совсем другими. Двое из них ехали в кругосветное путешествие на велосипеде. Это была бельгийка и ее парень мексиканец. В итоге они провели чуть ли не три года в пути. Я думаю, что слабый духом и телом человек на такое не способен. Меня поразило то, как они относились к природе. Они даже апельсиновые корки собирали в пакетик, объясняя это тем, что их обрабатывают химикатами.

Я встретил немца в Саратове, который приехал в Россию, чтобы найти деревню бабушки и дедушки поволжских немцев. Меня поразило то, что немец едет путешествовать по России, да ещё хочет найти рядом с границей с Казахстаном деревню своих предков, чьи потомки переселились в Германию. Меня очень удивили люди на Кавказе, именно в Дагестане. Я сталкивался с невероятным гостеприимством дагестанцев, которые по 2-3 раза на дню могли приглашать на чай, на ночлег, на обед. Бывало так, что ты только что пообедал, а тебя ещё раз приглашают другие люди и тебе приходится деликатно отказываться. Я писал об этом много статей. Самое интересное, что находится много читателей, которые не верят, что дагестанцы могут себя так открыто вести.

Про калмыков мне рассказывали, что с ними нужно быть аккуратнее, что они могут взять в плен, чтобы пасти скот, мол, заберут на кошару (пастушьи домики), которая находится далеко в степи. А у меня однажды произошла такая ситуация. Где-то ближе к границе с Астраханской областью попал в сильный ветер, который дул с Каспийского моря. Вдруг разыгралась непогода, шел мелкий дождь. В степи невозможно было поставить палатку. Время вечер, нужно было что-то срочно придумывать, чтобы переночевать. Единственное, что было на горизонте, это кошара, где держали коров. Первая мысль, которая у меня возникла, что если пойду на кошару, меня возьмут в плен. А потом подумал, что деваться некуда. Я поехал туда. Помню, что выбежала огромная овчарка, но самое интересное, не стала на меня кидаться. Вышел здоровый высокий калмык. Я с ним поздоровался и попросил место для ночлега. Он согласился. Мне сразу дали койко-место. На кошаре жило три человека: пожилой калмык, крепкий и молодой, а также русская невысокая женщина. Как я понял, она была женой этого калмыка. Они сварили плов и накормили меня. Я им признался, что никогда не пробовал калмыцкий чай. Тогда они сварили настоящий калмыцкий чай по рецепту своей бабушки и угостили меня. В плен не попал.

— На каком языке разговаривал с людьми?

— Я знаю только разговорный английский, русский и немного чувашский. Во многих местах разговаривал на русском. В Калмыкии, например, даже свой калмыцкий плохо знают. У них тоже проблемы с языком. Молодые калмыки не знают своего родного языка ещё и потому, что в сталинские времена их ссылали в Сибирь. Пока те жили в Сибири, многие позабыли свой язык. Сейчас знают его только пожилые. В Турции люди еще знают русский, а в Азербайджане и Грузии молодежь лучше знает английский.

— Говорили людям, которых встречали на пути, что вы чуваш по национальности?

— Я всегда говорил им, что я чуваш, потому что хотел подчеркнуть свою национальную принадлежность. Если обо мне писали в каких-то региональных СМИ, я им тоже говорил, что чуваш. Потому что у нас в Чувашии после Тенче сформировался такой феномен путешественников. Появился я, появился Андрей Романов, которые путешествует во время месячного отпуска на велосипеде. Например, за месяц он успел доехать до Крыма и обратно, а это 4 тысячи километров, в другой год доехал до Кавказского хребта и обратно. Это тоже около 4 тысяч километров. Он чуть ли по 200 километров в день проезжает на велосипеде. Есть Максим Курмыш, который разжёг во мне патриотические чувства к своему народу. В других национальных республиках такого не видел и не слышал. Также я везде фотографировался с чувашским флагом.

— Расскажите о своем режиме. Как-то готовитесь к длительным путешествиям?

— Я читаю книги путешественников. Во-первых, Джек Лондон. Я считаю, что это лучшее пособие по путешествиям, потому что он сам был путешественником, много где побывал и описал свои реальные истории. Поэтому когда читаешь Джека Лондона ему веришь абсолютно на сто процентов. По сути, ты учишься у этих героев как действовать в тех или иных ситуациях. Ты все это проживаешь сам. А я уже говорил, что очень впечатлительный человек, могу вдохновиться и запросто поехать куда-нибудь. Также читал книги известно японского путешественника Наоми Уэумура, который первый в мире покорил северный полюс в одиночку на собаках. У него были напряженные ситуации. Один раз к нему в лагерь пришел белый медведь, разорвал палатку, опрокинул его печь, наступил лапой ему на лицо, а сам он прикинулся мертвым. Медведь не тронул его, но разорвал коробку с китовым жиром, съел и ушел.

Когда читаешь такие невыдуманные рассказы, то знаешь примерно, что тебя может ожидать в дороге. Тем более такие истории написаны очень убедительно, подробно. Французский врач Ален Бомбар, который прошел на парусном катамаране через Атлантический океан без воды и еды. Этот человек изучал вопрос выживания потерпевших кораблекрушение. Он поставил опыт на себе и выяснил, что можно выжить. Он ловил рыбу, сделав себе импровизированную удочку. Ловил дорадо, выжимал из нее сок, пил ее вместо воды и ел ее мясо. Он прошел океан за 65 дней. Очень сильно похудел, была анемия, выпадали ногти. Это были последствия того, что не хватало в организме минералов и витаминов. Зато потом он прожил еще долгую жизнь. Книг было достаточно для того, чтобы вдохновиться на свои путешествия. То, что сделал пока сам, с ними рядом не стоит.

— Кто тебя поддерживал из реальных людей? Были ли советчики?

— Чебоксарец Антон Кнопкин меня раньше очень поддерживал. Сейчас, правда, мы с ним общаемся реже. Он тоже состоит в сообществе чувашских путешественников. Он путешествует, но не на такие дальние расстояния. Он человек очень отзывчивый и сочувствующий. Изначально создал сообщество чувашских путешественников Никита Тенче. Все его знали как чувашского путешественника. Потом в путешествия в один год поехали я и Андрей Романов. Никита отдал эту группу и нам тоже, чтобы мы туда постили свои истории. Так сообщество так потихоньку стало расширяться. Потом появилась Настя Тенче, жена Никиты. Затем Никита Уськов, который объехал всю республику Марий-Эл на велосипеде. Потом появился Курмыш, но он в сообществе не состоит.

— Случались ли какие-то экстремальные ситуации? Может быть какие-то сложности?

— Сразу, что первое приходит на ум, это штормы, когда плыл на байдарке. Первый сильный шторм был на Саратовском водохранилище, второй — на Волгоградском. Я не думал, что там такая широкая Волга, такая буйная и бурная. Волга в этих местах разливается на 10-15 километров, иной раз берегов не видно. У нас в Чебоксарах всего 4-5 километров. Посередине Саратовского водохранилища три острова. От этих островов в каждую сторону примерно по пять километров. В тот день был ураганный ветер почти 20 метров в секунду. А на Волге открытое пространство, из-за чего ветер разгоняется еще сильнее. Тогда я по глупости решил пойти с берега на остров под парусом. Мне надо было пройти наискосок до середины Волги. С берега никогда не видно какое волнение там, в нескольких километрах. А оно там, как правило, намного сильнее. Буквально отошел от берега метров на триста и меня подхватил ветер и потащил с такой большой скоростью, что нос байдарки постоянно врезался в волны и зачерпывал воду в трюм. Чем дальше я уходил от берега, тем сильнее становился ветер. В этот момент парус стало трясти и чуть ли не срывать, но у меня были крепкие растяжки и сильный клей.

— О чем думаешь, когда путешествуешь?

— В этот момент думаешь, на самом деле, очень активно. Ещё активнее, чем сейчас. Когда ты в дороге, ты постоянно занят. Должен быть начеку. В то же самое время голова что-то активно обдумывает и строит какие-то планы. Мозг работает очень быстро. В дороге ты в некотором напряжении пребываешь, потому что нужно постоянно следить, чтобы, например, машина не сбила, никогда не знаешь каких людей встретишь, а иной раз смотришь и продукты заканчиваются.

— Сколько километров в день проезжал?

— Около 60 километров. Больше проехать могу, но колени жалко. Также я ехал на самой низкой передаче. Благо, что в период десятимесячного путешествия колени меня не беспокоили.

— Чем сейчас занимаешься?

— Сейчас я блогер, пишу на платформе Яндекс.Дзен про свои путешествия. Очень много накопилось опыта, интересных ситуаций, фотографий. Я только с этого зарабатываю деньги. Это моя работа. Я просто любил писать с детства, вел дневники. Мне это интересно. По жизни я самоучка. К тому же у меня выработался свой слог письма. Иногда читаешь Хемингуэя долго и начинаешь писать, как Хемингуэй: длинные предложения с кучами запятых. Или Достоевского читаешь, у которого рваный простонародный слог. Хотя он сам дворянин, но четыре года отсидел в каторге и набрался простонародных слов. Я тоже замечаю, что как Достоевский начинаю писать, если долго его читаю. В блоге у меня 15 тысяч подписчиков, которые на меня подписались за год и три месяца.

— Планируешь дальше путешествовать? Какие планы на будущее?

— Сейчас я пока какое-то большое путешествие не планирую, но хотел бы пройти пешком куда-то далеко с тележкой. Я хочу пойти в Среднюю Азию, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан. Сколько по времени это могло бы занять мне не шибко важно. Я не привязан к чему-то. Я понимаю, что в путешествиях получу намного больше, чем на какой-то непонятной работе.

— Интересуешься ли политикой? Что можешь сказать по поводу сегодняшних ситуаций, происходящих в стране? Что можешь сказать про положение малых народов в России?

— В России низкий уровень жизни, низкие зарплаты, нет выбора. В общем даже, мы уже давно не выбираем наших правителей. Чувствуется пропаганда, некачественная медицина и образование. В России выживает сильнейший. Лично я, например, с одной стороны за естественный отбор. Я бы, например, в такой ситуации выжил бы. Но есть люди не настолько амбициозные. Например, закончил человек педуниверситет и пошел работать учителем, и хочет работать учителем, а платят ему при этом копейки. Я считаю, что когда учителю платят копейки, а это человек, который воспитывает целое поколение, поэтому должен с 200 процентной самоотдачей его воспитывать, то он недоволен своей жизнью, потому воспитает таких же недовольных жизнью людей. В этом смысле в стране все очень печально. Чтобы было иначе, надо хорошо поощрять его деятельность, платить, давать надбавки, чтобы человек хотел развиваться. Иначе человек просто делает все по регламенту. С чувашским народом и языком, как и с другими малыми народами, все непросто. То, что ввели добровольное изучение языков, я расцениваю как геноцид языков малых народов. Скорее всего, все будут отказываться от изучения, поэтому со временем есть опасность того, что язык может исчезнуть.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG