В Башкортостане из Института этнологических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН увольняют известного ученого Ильдара Габдрафикова. В беседе с "Idel.Реалии" он рассказал об обстоятельствах увольнения, его причинах, а также дал свою оценку прошедшей осенью в республике Всероссийской переписи населения.
— В начале июля прошлого года завершился мой и еще четырех сотрудников трехлетний контракт в институте, — рассказал Ильдар Габдрафиков. — Как и положено по уставу, был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей, и это было согласовано с руководством Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (УФИЦ РАН), чьим структурным подразделением мы являемся. Однако за один день до проведения конкурса председатель УФИЦ РАН Вадим Захаров своим приказом отменил выборы, объяснив это формальным нарушением процедуры: якобы на сайте УФИЦ не была вывешена информация о конкурсе. Но это не так — информация была, но ее по его же [Захарова] команде убрали.
Габдрафиков уверен, что настоящей причиной отмены конкурса явилось нежелание руководства центра допустить его к конкурсу.
— Захарову, насколько я знаю, позвонили из Белого дома (резиденция главы республики и правительства Башкортостана — "Idel.Реалии") с настоятельным требованием не продлевать со мной контракт. После этого и.о.директора нашего института Регина Мухаметзянова-Дуггал издала приказ о том, что мы — пятеро сотрудников — продолжаем временно исполнять свои обязанности. Затем новым директором института Сергеем Емелиным этот наш статус был продлен, а в феврале Емелин все же издал приказ о проведении конкурса на замещение должностей четверым сотрудникам, кроме меня. Перед тем, как издать этот приказ, директор пригласил меня к себе и сказал, что конкурс на мою должность он пока не может включить в приказ, так как Захаров сам лично попросил не включать, сказав, что "эти ребята из Белого дома до сих пор не могут успокоиться". 10 марта меня уведомили, что с 31 марта трудовой договор со мной будет прекращен. На следующий день Емелин еще раз обратился к Захарову с официальным письмом, чтобы тот разрешил со мной продлить договор для выполнения государственного задания до избрания по конкурсу. На это письмо Захаров не ответил, дав понять, что если будет звонок "сверху", то он не будет меня увольнять. Видимо, такого указания не поступило, и 22 марта меня ознакомили с приказом о моем увольнении в связи "с истечением срока трудового договора", — уточнил Габдрафиков.
Ильдар Габдрафиков
Родился в 1965 году в селе Чекмагуш в Башкортостане. Окончил в 1989 году исторический факультет Башкирского государственного университета. С 1990 года работает в Институте этнологических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук; прошел путь от стажера-исследователя до заместителя директора института по научной работе. В настоящее время является старшим научным сотрудником отдела этнополитологии.
С 1993 года — эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В 1996-1999 годах в качестве заместителя руководителя творческого коллектива участвовал в разработке концепции и государственной программы "Народы Башкортостана". Член Российской ассоциации политической науки и Ассоциации этнологов и антропологов России.
Критиковал режим экс-президента Башкортостана Муртазы Рахимова за "авторитаризм и клановость". В 2009 году вместе с несколькими уфимскими общественниками и блогерами был обвинен в "участии в экстремистском сообществе", призывах "к экстремистской деятельности" (следствие посчитало, что Габдрафиков и другими обвиняемые, будучи модераторами оппозиционного сайта "Уфагуб", размещали на нем оскорбительные публикации и комментарии, в том числе выдержки из признанной экстремистской книги Айрата Дильмухаметова "Воины против ублюдков"; сам ученый свою вину отрицал). В 2012 году Ленинским райсудом Уфы был приговорен к двум годам лишения свободы условно. Приговор был обжаловал сперва в Верховном суде Башкортостана (оставлен в силе), а затем в Европейском суде по права человека. Жалоба в ЕСПЧ была коммуницирована в 2017 году. Решение пока не вынесено.
Он отметил, что ему не помогло вмешательство профсоюзной организации и трудового коллектива УФИЦ и Института этнологических исследований. В заявлениях в защиту Габдрафикова (копии имеются в редакции) подчеркивалось, что он является "автором более 200 научных работ, в том числе 17 собственных и в соавторстве монографий, часть из которых вышла в центральных издательствах страны и за рубежом". В обращениях также указывалось, что ученый выступал с докладами на научных конференциях почти в 30 странах мира и имеет "самый высокий среди сотрудников института индекс цитирования его работ". Ни к чему не привело, как сказал ученый, и заступничество научного руководителя Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, академика Валерия Тишкова, под руководством которого Габдрафиков работал многие годы в качестве эксперта Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN, а также академика Роберта Нигматулллина и депутата Госдумы, председателя Совета Региональной национально-культурной автономии татар Башкортостана Риммы Утяшевой.
— В случае увольнения я вынужден буду освободить и служебную квартиру, окажусь на улице в буквальном смысле этого слова. К тому же на моем иждивении находятся две дочери, 22 и 15 лет, — посетовал Ильдар Габдрафиков.
Ученый считает, что его увольнение связано, прежде всего, с его экспертной оценкой проведения в Башкортостане Всероссийской переписи населения осенью прошлого года.
— Как эксперт с многолетним стажем в сфере национальной политики и межэтнических отношений я выступал с той позицией, что ни государству, никому другому нельзя вмешиваться в процесс этнического и языкового самоопределения граждан во время переписи. Люди сами должны решать, кто они по национальности и какой язык для них является родным. А как раз этим активно занимались некоторые местные ученые-гуманитарии. Именно они проводили публичные мероприятия накануне и в ходе переписи, именно по их инициативе ставились стелы с названиями башкирских родов в западных районах Башкортостана, — напоминает Габдрафиков.
Относительно прошедшей переписи он говорит, что во время нее он "специально мониторил западные районы Башкортостана и не видел каких-то нарушений со стороны местных администраций".
— Была, однако, определенная информационная политика в республиканских СМИ, проводились различные мероприятия, направленные на "повышение национального самосознания башкир" в этих районах, — напомнил Габдрафиков. — При этом нагнетались, на мой взгляд, ненужные страсти; иногда противостояние доходило до уровня истерии. Были соответствующие ответные шаги и со стороны Татарстана. Но я не думаю, что это как-то исказило итоги переписи. Национальное самосознание — довольно устойчивая вещь. Да, на бумаге можно какие-то показатели изменить, но в жизни это сделать очень трудно.
Ученый также отверг периодически раздающиеся в его адрес обвинения, что он является "агентом Татарстана".
— Я, действительно, являюсь представителем татарского национального движения в нашей республике, вхожу в Совет Национально-культурной автономии татар РБ. Но я всегда говорил, что татары в Башкортостане должны сами решать свои проблемы. Татарстан — это отдельный регион, там своя политика, — констатировал Габдрафиков.
Он добавил, что в последние годы в его адрес неоднократно поступали "намеки и угрозы" о необходимости его увольнения из института. В качестве одного из ранних примеров развернутой против него кампании Ильдар Габдрафиков привел комментарий, оставленный под его постом в соцсетях руководителем Ассоциации студентов и аспирантов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге Азатом Бадрановым, который ныне курирует национальную политику в республике в ранге вице-премьера РБ. Пост ученого тогда был посвящен организации этнологического мониторинга в Башкортостане.
"Недобитых экстремистов не допустили к бюджетам мониторинга ФАДНа?! Вам бы сидеть и радоваться, что ушли от реального срока наказания за свою антигосударственную деятельность по сайту "Уфагуб", а не строить из себя жертв режима. И сама эта попытка вовлечь признанного академика в решение собственных проблем смотрится крайне низко. Не думаю, что случайно пост опубликован ко дню рождения В.А. Тишкова и в тексте отмечена его страница ФБ. Мерзко и низко смотритесь, товарищ экстремист", — так прокомментировал пост ученого Бадранов.
Габдрафиков также рассказал, что после начала войны с Украиной его причислили к лицам, "поддержавших бандеровскую Украину" — видеоролик на такую тему был размещен в республиканских анонимных провластных Telegram-каналах.
— До меня дошел слух: наверх доложили, что я якобы выступил "против войны с Украиной". Возможно, этот ролик даже специально показали [главе республики] Радию Хабирову. Но я публично нигде не выступал ни за, ни против этой спецоперации. Вообще, я — патриот России, как и патриот Башкортостана... Впрочем, давайте оставим эту тему в покое, не будем сейчас ее обсуждать, — предложил Габдрафиков.
Ученый заявил, что будет бороться за свое восстановление на работе "всеми законными способами, включая прокуратуру и суд".
— Уверен, что прокуратура и суд будут на моей стороне, и тогда руководство УФИЦ РАН не только вынуждено будет восстановить меня на работе, понеся, кстати, определенные репутационные издержки, но еще это будет и основанием для административных или даже судебных санкций по отношению к администрации центра, — резюмировал Ильдар Габдрафиков.
Руководитель УФИЦ РАН Вадим Захаров не стал комментировать обстоятельства увольнения Ильдара Габдрафикова. "Idel.Реалии" просили его прояснить ситуацию о том, оказывалось ли на него давление в этом вопросе со стороны властей республики. Сообщение, отправленное ему в мессенджере Telegram, Захаров прочитал, но оставил без ответа; на звонок он отвечать не стал.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.