— Недавно я с ним общался, он сообщил, что выписался из больницы после перенесенной несложной хирургической операции. В целом он говорит, что у него все нормально, имея в виду, прежде всего, его настроение. Оно у него, по-прежнему, боевое. Но условия содержания у него особо строгие. Как только он приехал, его сразу "законопатили в СУС" (специальные условия содержания — ред.) Буквально все полосы у него на одежде есть — и "красная" (означает "склонен к побегу" -—ред.), и другие, прямо как у Навального. Грубо говоря, у него "строгий режим в строгом режиме". Но он держится, — сказал "Idel.Реалии" Лебединцев.
Адвокат также сообщил, что Дильмухаметов ранее рассказал ему, что во время судебного процесса и некоторое время после вынесения приговора, начиная с 22 июня 2020 года и до конца марта 2021 года, он находился в так называемой "пресс-хате", созданной для него администрацией следственного изолятора № 1 в Самаре.
— Айрат рассказал, что с конца мая прошлого года одним из заместителей начальника и руководителем одного из ключевых отделов СИЗО подбирались заключенные, "чтобы прессануть одного зека". Это произошло, по его словам, 28 июня 2020 года: следы от побоев сходили несколько дней, сотрудники СИЗО их видели. Причем, как убежден Дильмухаметов, руководство СИЗО-1 действовало не по собственной инициативе, а под кураторством местного ФСБ, а нити к заказчику вели в АП РФ. Айрат отметил, что первоначально его должны были осудить в Екатеринбурге, но там на "централе" нет "пресс-хаты", поэтому процесс перенесли в Самару.
По словам Лебединцева, Айрат Дильмухаметов передал ему фамилии, звания и должности трех должностных лиц самарского СИЗО для включения их в "список Магнитского" .
— Айрат рассказал мне обо всем этом в связи недавними разоблачениями на портале "Gulagu.net", о том, что в действительности творится в наших лагерях и тюрьмах. Он заявил, что они лишний раз "вскрывают всю сущность тиранического режима, незаконно узурпировавшего власть в стране, растоптавшего основы конституционного строя — демократию, федерализм и социальный характер нашего государства". Дильмухаметов также отметил, что не будет обращаться по своему случаю пребывания в "пресс-хате" в правоохранительные органы ввиду их абсолютной фиктивности, но выразил уверенность в том, что все лица, причастные к совершению против него преступления, будут наказаны в будущем, — добавил Лебединцев.
В апреле нынешнего года сообщалось, что после прибытия Дильмухаметова в ИК-2 в Казани он был сразу помещен в штрафной изолятор.
Всеволод Лебединцев защищал Айрата Дильмухаметова на первых судебных процессах, в результате которых политик был приговорен к реальным срокам лишения свободы. В апреле 2011 года Дильмухаметов был приговорен Кировским райсудом Уфы к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Тогда политик обвинялся в "публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ, оправдании экстремизма и терроризма, а также возбуждении национальной ненависти и вражды". Наказание Дильмухаметов отбывал в колонии-поселении № 31 в Хакасии.
Второй срок по обвинению в "публичном оправдании терроризма" Дильмухаметов отбывал в исправительной колонии строгого режима № 9 в Кировской области, При этом, по словам Лебединцева, почти все время Дильмухаметов провел в "бараке строгих условий содержания".
Айрат Дильмухаметов был обвинен по ст.280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации) — в вину политику по этой статье были вменены видеообращение к оппозиционному Форуму свободной России в Интернете с призывами "к созданию новой федерации" и его высказывания в передаче "Персонально ваш", прошедшей в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе" в мае 2018 года.
Дильмухаметову также предъявили обвинение в оправдании терроризма — ему вменили высказывания во время выступления в ноябре 2018 года по поводу осуждения в Уфе членов запрещенной в РФ религиозной организации "Хизб-ут-Тахрир", Кроме того, его обвинили в экстремизме (ч.1 ст.280 УК РФ) за высказывания во время инцидента в Баймаке в октябре 2018 года, когда после столкновения группы местных жителей с чеченскими рабочими на стихийном сходе граждан возле Баймакского РОВД собравшиеся потребовали освобождения всех задержанных.
В январе 2020 года УФСБ по Башкортостану возбудило в отношении Айрата Дильмухаметова еще одно уголовное дело, на этот раз — по обвинению в "финансировании экстремистской деятельности". В окончательной редакции обвинения эпизод по обвинению в "публичном оправдании терроризма" был переквалифицирован следствием в "пропаганду терроризма".
В августе 2020 года Центральный окружной военный суд в Самаре приговорил Айрата Дильмухаметова к девяти с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима, а также запретил в течение трех лет заниматься деятельностью, связанной с администрированием интернет-сайтов и размещением информации на них. В декабре того же года Апелляционный военный суд РФ оставил приговор без изменения.
В конце июня 2021 года судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда РФ также оставила приговор без изменений. Защита политика заявила, что "теперь все вынесенные российскими судами решения по делу Дильмухаметова будут обжалованы в Европейский суд по правам человека", отметив, что первоначальная жалоба политика в ЕСПЧ, поданная еще в 2019 году, уже коммуницирована судом.
Российский правозащитный центр "Мемориал" (признан Минюстом иностранным агентом) в 2019 году объявил Дильмухаметова политическим заключенным.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.