Альбина Кузнецова — супруга казанского "яблочника" Андрея Кузнецова. Девушка провела десять суток в спецприемнике за публикацию двух видео в Tik-Tok. Суд усмотрел в них призывы к несогласованному протесту 31 января. До этого она провела сутки в отделе полиции по обвинению в участии в несогласованной акции 23 января и получила штраф в 10 тысяч рублей. "Idel.Реалии" попросили Альбину рассказать, как прошло время в заключении. Время указано предположительное, так как у Альбины забрали часы.
СУББОТА
12:00. Нас разбудил стук в дверь. Очень настойчивый стук, хотя гостей мы не ждали. Может, кому-то помощь нужна? Андрей сейчас пошел посмотреть, кто это.
12:05. Они представились полицейскими, как я поняла из комнаты, и попросили меня подойти. Я подхожу к двери и спрашиваю, по какому поводу они пришли и зачем я им нужна. Там стоят два сотрудника в гражданском. Они отвечают, что это просто опрос. Я говорю, что я могу пройти его дома. Они такие: "Нет, ты должна пройти с нами в отдел полиции". Им уже открыли дверь, сейчас нет смысла прикидываться. Я прошу дать мне 15 минут, чтобы элементарно почистить зубы и одеться.
12:30. До отдела полиции мы идем пешком, он в соседнем доме. Хорошо, что я решила включить диктофон на часах на всякий случай. Понимаю, что телефон, скорее всего заберут. Я затянула часы повыше в рукав, чтобы не увидели. Мы входим в отдел и меня сразу ведут в комнату для личного досмотра. Я чувствую не ладное, что-то не так. Они заставляют меня раздеться.
Досмотр проводит женщина. В процессе она начинает меня отчитывать: "Зачем ты пошла? Моя дочь не пошла". Я говорю: "Это ваша дочь, это ваша семья, и вы следите за своей жизнью и жизнью своей семьи". В итоге она в грубой форме стягивает с меня куртку, обувь, одежду. Я спрашиваю, по какому поводу это сейчас вообще происходит. Она говорит: "Тебе должны были объяснить".
12:45. Выхожу из этой комнаты и спрашиваю у сотрудников, что происходит. Они говорят: "Сейчас мы пройдем пять минуточек и все". Я подхожу к мужу, он успевает только на ухо шепнуть "ничего не подписывай", как на нас сразу налетают: "Что ты ему передела, вытащи всё из карманов". Начинают ругаться. Хорошо, что та женщина не забрала мои часы, диктофон еще работает.
13:00. Как выглядит помещение отдела полиции "Азино-2"? Ты входишь в основной холл, там маленький такой проем, стоит железная скамейка, стол дежурного, который записывает, кто приходит и кто уходит. Впереди комната, где как раз стоял стол и скамейка, и тебя там досматривают. Выходишь вновь в этот холл, с другой стороны длинный коридор с другими сотрудниками. Поворачиваешь направо, в закоулке уже камеры. Там нет ни окон, ничего. Ощущение было, что они в центре всего здания.
Кажется, меня уже не выпустят. Я плачу. Слезы сами катятся от непонимания, что происходит
Меня ведут туда. Сажают на скамейку возле клетки. Кажется, меня уже не выпустят. Я плачу. Слезы сами катятся от непонимания, что происходит. Полицейские игнорируют мои вопросы. За что меня сюда привели и когда отпустят?!
13:15. Мимо переодически проходят полицейские, смотрят на меня и уходят. Я ничего не понимаю.
13:40. У меня взяли отпечатки пальцев. Я не знаю, почему и для чего. На мои вопросы никто не отвечает. Ослушаться их я боюсь.
13:55. Мне сказали, что поведут меня в камеру. В какую камеру, зачем?! Это все непонятно. Я предполагаю, что из-за митинга, но я там ничего не делала… Меня ведут еще раз на досмотр. На этот раз часы забирают. Я успела их выключить, когда снимала, чтобы полицейские не увидели включенный диктофон.
14:10. Я в камере. Я здесь одна. Меня попросили подписать протокол. Я подписала, деваться было некуда.
14:30. У меня с собой нет ничего для нахождения в этом месте. Только куртка. Я знаю, что Андрей напряжет юристов и выяснит, что со мной.
По словам Андрея Кузнецова, после задержания его супруги в отделе полиции объявили план "Крепость" — запрет на вход и выход из здания. Об этом ему сообщили полицейские, когда он хотел передать жене продукты. В итоге он смог оставить пакет с гигиеническими принадлежностями и едой, но до Альбины он не дошел.
Я застелила простыней грязную подушку, положила сверху свою куртку
16:00. Я не уверена, сколько времени уже прошло. Тут нет часов, невозможно посмотреть в окно и понять, стемнело ли. Я стучусь в дверь и прошу хотя бы воды. Они мне говорят: "Я сейчас занят". Я спрашиваю, можно ли мне увидеть мужа. Они говорят, что он уже давно ушел. Я спрашиваю, смогу ли поговорить с адвокатом. Один из сотрудников саркастично говорит: "Ну придет, ты с ним сядешь, поговоришь, конечно".
19:00. Я снова стучу и говорю, что мне нужно срочно промыть линзы, в глазах режет. Они принесли мне мой контейнер. Так я поняла, что что-то Андрей все-таки смог передать, но мне они об этом не сказали.
21:00. Я все еще не знаю, который час только предполагаю. Сейчас мне сказали, что выдадут матрас. Получилось найти общий язык с дежурным. Я попросила у него чистый матрас и простынь. Он сказал, что они есть, но все подушки грязные. Я застелила простыней грязную подушку, положила сверху свою куртку. Ложусь. Неудобно и страшно.
22:00. Мне принесли еду. Сухая гречка и сосиска. Сухая — в смысле, то ли недоваренная, то ли жареная какая-то. А сосиска просто белая. Боюсь представить, из чего она. Я не стану это есть. Просто попью воду. Сотрудники наливают кипяток в пластиковый стакан. Жду, когда остынет.
Ложусь спать, но не думаю, что смогу уснуть хотя бы на минуту. Вздрагиваю тут от каждого шороха.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
7:30. Мне кажется, уже должно быть где-то семь-восемь утра. Я не спала ночью, просто лежала. Надо выяснить, когда будет суд. Понятно, что просто так меня никуда не отпустят. Еще я знаю, что они не могут держать меня больше суток. Во сколько будет суд, мне не говорят.
10:00. Со вчерашнего дня мне плохо. Болит все внизу живота. Я говорила, что могу быть беременна. Мы делали тест на неделе. Естественно, у меня нет никакой справки и мне никто не верит.
Сейчас будет суд. Он проходит в коридоре у клетки, где вход с металлоискателем и где берут отпечатки пальцев
14:00. Сейчас будет суд. Он проходит в коридоре у клетки, где вход с металлоискателем и где берут отпечатки пальцев. Судья подключается по видеосвязи. Я стою перед компьютером. Прошу вызвать моего мужа в качестве свидетеля. Судья говорит: "Я не против, если в отделе полиции тебе разрешат". Я в этот же момент поворачиваюсь к дежурному и говорю: "Пустите ко мне мужа как свидетеля, раз юриста нельзя, не положено?" Они такие: "Нет, у нас не предусмотрено". То есть я сама себя должна была защищать, даже не подготовившись к этому. Я говорю, что не виновна. Судья уходит выносить решение. Меня возвращают в камеру.
16:00. Меня снова привели к компьютеру. Судья говорит, что мне назначен штраф в 10 тысяч рублей за участие в митинге 23 января. Оказалось, на меня вчера составили еще один протокол о призывах на митинг 31 января. Судья говорит, что заседание по нему пройдет в среду. Меня отпускают из отдела полиции.
16:20. Дежурный звонит уже третьему человеку с вопросом: "А точно Кузнецову отпускаем?" Когда на третий раз я слышу один и тот же вопрос, это меня настораживает. Кажется, ему дали разрешение.
17:15. Я дома. Неужели это закончилось.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Я боюсь ехать в больницу, вдруг меня положат и не отпустят на суд
9:00. Началось кровотечение. Я боюсь ехать в больницу, вдруг меня положат и не отпустят на суд, вдруг полицейские придут в больницу, решат, что я прячусь и снова посадят меня в камеру… Сегодня я просто отлежусь дома.
ВТОРНИК
10:00 Мне лучше. Сделала еще один тест на беременность. Он отрицательный. Пойду в больницу после суда, когда это все закончится. Сегодня сделаю все доверенности на юриста и на мужа. Боюсь думать, что может быть завтра.
СРЕДА
14:00. Мы уже в суде. Ждем заседания, но судья задерживается.
14:30. Процесс начался. Я говорю, что не виновата, а весь протокол — филькина грамота. Кажется, судья на моей стороне.
16:00. Судья вынес решение — 10 суток ареста. Мир рухнул. Я не знаю, чего ждать. В зал суда заходит конвой и меня забирают. Я не плакала. Меня выводят из зала в наручниках, спускают вниз, я вижу машину родителей и говорю: "Подождите, можно хотя бы родителям сказать, что я уезжаю?" Папа выбежал, я сказала: "Пап, меня уводят". Он спросил на сколько, я сказала: "10 суток". И все, в этот момент меня загоняют в машину и увозят в отдел полиции опять ждать следующего конвоя.
Это с моральной точки зрения неправильно
16:30. Я спрашиваю у конвоиров в машине: "Вы же осознаете, что это неправильно, то, что вы делаете? Это с моральной точки зрения неправильно". Они говорят: "А нам что ли это нравится? Нам бы лучше с семьей посидеть в эти дни, но нас заставляют выходить".
16:45. Стыдно выходить из этой машины в наручниках рядом с соседним домом от моего, знакомые стоят, смотрят. Ладно, это самая маленькая проблема из тех, которые меня волнуют.
17:00. Я снова в камере, жду, когда приедет другой конвой. Я так понимаю, они по разным отделам полиции забирают арестованных. Со мной в камере еще несколько людей.
18:00. Приехал конвой. Меня в наручниках ведут в автобус, набитый людьми. Не понимаю, куда меня повезут — спецприемник, СИЗО? В сериалах и фильмах показывают, что там все по понятиям. Как я, 22-х летняя девочка в очках, вывезу всё это? Я должна справиться, выбора нет. Нужно просто принять ситуацию и не сдаваться.
18:20. Наш автобус еще ездит по отделам. Я здесь познакомилась с девушкой, которую задержали за распитие алкоголя в общественном месте. Она не выглядит пьяной, от нее не пахнет. Договорились держаться вместе. Как я поняла, по моей статье и с митинга здесь больше никого нет.
19:30. Мы приехали. Сидим, ждем в автобусе. Очень холодно.
21:00. Нас уже завели в бокс. Это такая комната метр на два. Из нее по очереди вызывают, зачитывают паспортные данные, решение суда. Слышу: "Кузнецова!" Выхожу. Слушаю. Начинают снова читать решение. Я плачу. Они говорят, что сутки, которые я сидела в отделе, мне не засчитали. Там написано, как будто я провела в отделе полиции четыре часа! У меня дрожит голос, я не понимаю, что происходит. Мне говорят сотрудники: "Ну ничего, жалобу от руки напишешь, если действительно ошибка, передашь не дежурному, а лейтенанту, и все рассмотрят, все нормально. Если это правда, тебе все засчитают".
21:30. Нас ведут в камеры на четвертый этаж. Мне уже рассказали, что на первом сидят бомжи, а на втором сразу стоит решетка, не говорят, что там. Третий этаж отремонтирован. Говорят, там есть горячая вода. А на 4 этаже что-то типа эконом класса — все более-менее, но горячей воды нет, холодно.
21:45. Нас поселили с этой девочкой в камеру на четверых. Там уже была одна девушка. Ее поймали за наркотики.
Свои придуманные освежители воздуха — сигарета
Заходишь в камеру, у тебя железная дверь. Она толщиной пять сантиметров, если не больше. Есть кормушка, так называемая — маленькое окошечко посередине двери, которое тоже запирается и открывается, когда тебе нужно дать еду. Внутри дощатый пол. Стены покрашены или побелены 10 тысяч раз, там звезды закрашенные местные. Туалет — это отдельный вид искусства, не зря его называют "параша". На 4 этаже есть своя изюминка — туалет не смывается. Нужно брать тазик, наливать в него воду и смывать. Свои придуманные освежители воздуха — сигарета. Зловоние стояло просто безумное.
Мне не хватило чашки для питья. Приходится пить по очереди. Нам наливают чай в коробку из под двухлитрового сока. Сверху обрезали крышку, сполоснули и использовали это как кувшин. Если хочешь еду сохранить — то же самое, потому что у тебя тарелки-ложки забирают. Есть можешь тоже руками в конечном итоге, либо хлебушком поддевая.
ЧЕТВЕРГ
7:00. Подъем рано утром. Я встаю, умываюсь. Сегодня Андрей привезет мне вещи. Я сделала на него доверенность, поэтому он сможет попасть сюда. Его, конечно, не впустят в саму камеру, но мы сможем хотя бы увидеться в специальном помещении.
Начался осмотр камер. Металлоискателем проходят по тебе, бьют молотком по матрасам, смотрят, нет ли там чего. Потом сотрудники спрашивают, есть ли у кого-то телефоны и идут ли все гулять.
13:00. Обед. Если на завтрак принесли кашу, на обед какой-то суп со слоем масла сверху. Я не стала его есть, в отличие от девочек. Одна из них, когда зачерпнула суп хлебом увидела в нем кусок кильки. Гадость. Тут я, кажется, перестану есть.
14:00. Нас повели на прогулку во внутренний двор. Здесь фильмы не врут. Мы проходим в помещение по типу ангара, там открывают решетку, дальше еще одна решетка через метр и заходишь во внутрь. Дворик где-то пять на десять, может, чуть меньше. Там ничего нет — одна грязная скамейка возле мусорки и все. Они закрывают дверь и уходят. Когда ты мерзнешь, чтобы тебя запустили обратно, ты должен либо кричать, либо как я дверью шуметь, тогда обращают внимание. Девочки даже подшучивают надо мной: "Откройте дверь, а то она вам тут революцию устроит".
Не хочешь курить, но закуриваешь
16:00. Пришел Андрей. Как же я рада была его видеть! Говорила, чтобы он забрал меня отсюда. Он сказал: "Тебе проще сейчас досидеть, а потом уже можно будет разбираться с ними более жестко, потому что сейчас, если мы добьемся, чтобы тебя выпустили, потом не будем иметь никаких претензий". Правильным решением было оформить на него доверенность как юрпомощь. В какой-то момент, когда я его обнимала, зашли сотрудники и сказали: "Он вам юрпомощь оказывает или какую тут?"
18:00. Время идет очень долго. В ходу сигареты. А что делать? Освежитель воздуха — это сигареты, и время коротать — это сигареты. Не хочешь курить, но закуриваешь.
ПЯТНИЦА
16:00. Сегодня уже ушла одна девушка из нашей камеры. Завтра выйдет другая и я останусь одна. Надеюсь, меня не переведут в другую. Я успела тут немного успокоиться и подстроиться. Даже торговлю развела.
Здесь ты полностью изолирован, никого не видишь. Ты можешь видеть лица в лучшем случае, когда тебе открывают кормушку. В остальных случаях кричишь в щелку. Напротив меня камера, там сидят парни примерно моего возраста. Они мне через дежурного дали сигареты, а я смотрю, что у меня шоколадка есть. Я беру и угощаю новой шоколадкой. Они такие: "Ой, спасибо, за что?" Я говорю: "Да ладно, за любезность твою, что выручил меня". И дежурный такой: "Развели тут санаторий, а не спецприемник".
СУББОТА
14:00. Сегодня вышла вторая девушка из моей камеры. Говорят, меня не переведут.
18:00. Слышу, что один из арестованных в конце коридора говорит дежурному, что у него нет пледа. У меня есть лишний. Я стучу по этой кормушке и в щелку кричу, что у меня есть плед. Подходит дежурный, открывает, и я успеваю крикнуть тому арестованному: "Только ты сигареты передай". Я отдаю плед, мне дают сигареты.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
11:00. Заходят сотрудники и говорят: "Нет, ты всё-таки переезжаешь к другим". Переживаю, что там уже все девочки сплоченные. Как бы не пришлось свой авторитет доказывать. Мало ли, просто так люди всё равно не попадают, что-то да бывает и раз на раз не приходится.
18:00. Нахожу общий язык с сокамерницами, рассказываем друг другу, за что мы тут. Одна женщина оказалась в трудной жизненной ситуации, другую посадили на 10 суток за неуплату алиментов. Еще одна девушка за воровство.
Та, что оказалась здесь за неуплату алиментов, рассказывает, что у нее забрали ребенка и через неделю каким-то образом удочерили. Я говорю ей: "Если это действительно правда, и ты ничего не утаиваешь, то тебе нужно дальше идти, нанимать юриста и пытаться как-то разруливать, а не самой бегать".
Сегодня двоих отпустят, я останусь с одной девушкой. Мне здесь быть еще пять дней…
ПОНЕДЕЛЬНИК
8:00. Меня выводят в коридор, чтобы осмотреть комнату. Напротив висят три листка с правами, обязанностями и так далее. Коридор полтора метра шириной. Я подхожу посмотреть, что написано, мне говорят: "Отошла". Я отвечаю: "Но там мои права, я хочу посмотреть". Они такие: "Отошла". Я отхожу, прищуриваюсь, стараюсь увидеть что-то. Они спрашивают: "Ты что делаешь?" Я говорю: "С вашими обязанностями пытаюсь ознакомиться". Они говорят: "Отошла". После этого меня заводят в камеру.
12:00. Научилась делать самокрутки. Наверное, пригодится.
15:00. Звоню родителям. Говорю, что со мной все в порядке. Переживают.
ВТОРНИК
Уважительное отношение, где оно? Им не пахнет
16:00. После встречи с Андреем я пошла за кипятком. Стою на первом этаже, прошу кипяток для сокамерницы и для себя. Девушка стоит, конвой со мной, другая девушка наливает кипяток в эти кувшины импровизированные, из под сока. Мужчина один спрашивает девушку: "Ты что тут стоишь?" Она говорит: "Людей жду". Он такой, посмотрел на меня и говорит: "Где ты тут людей увидела?"
Ты понимаешь, что ты не наркоманка, не алкашка, не воровка, а к тебе все равно такое отношение. У них в должностных обязанностях написано "уважительные отношения", я же читала хоть что-то. Уважительное отношение, где оно? Им не пахнет.
ПЯТНИЦА
6:00. Потеряла счет времени. Вторник, среда, четверг — все сливается в один день. Но что я точно знаю, так это то, что сегодня меня выпустят. Андрей подал документы на пересчет сроков. Когда приходил в последний раз, сказал, что одобрили. Сегодня я вернусь домой.
Который час вообще? Почему никто не идет? Все еще спят? Или уже спят? Окно замылено, ничего не видно. Свет они тут ни днем, ни ночь не выключают. Не понимаю, когда меня выпустят.
8:00. Я проснулась раньше времени. Завтрак только начинается. Опять идут проверки.
10:00. Сижу, читаю, мне уже нечего толком читать. Я начинаю скучать и кричу на сотрудника: "Можно мне позвонить, даже на прогулку меня не выводите, дайте только мужу позвонить". Хочу напомнить, что я сегодня выхожу. Сотрудники опять начали игнорировать меня.
16:30. Проходит обед, я на нервной почве ничего не ем и ближе к вечеру я смотрю в окно, оно там замутненное, я вижу, что темнеет. Время точно после четырех уже. Отпустить меня должны в пять, точнее в 16:50. Время идет, и мне кажется, что прошло очень долго. Там на двери есть кнопка — звонок. Я нажимаю на нее — никто не реагирует. Может быть, звонок сломан? Я начинаю долбить рукой по двери. Никто не подходит и не отвечает.
16:35. Где-то за дверью шумят ключи, но меня все игнорируют. Я ногой долблю по этой двери, меня продолжают игнорировать. Я не понимаю, что происходит, меня оставляют или что. Люди из соседних камер кричат мне: "Что случилось?" Я говорю: "Меня игнорируют, меня должны выпустить сейчас". Где-то три-четыре камеры вместе со мной начинают еще громче стучать по этим дверям. Все равно никто не идет.
Буду сидеть и ждать, потому что должны меня хотя бы повести гулять. Я уже сориентируюсь на месте, что делать. Такое безнадежное состояние — ты вообще ничего не значишь, ты никто, всем наплевать на тебя.
17:00. Приходит дежурный и говорит мне выходить из камеры. Я уже собрала все вещи. Я спрашиваю у него, почему меня игнорировали, я столько звонила, стучала. Он облокачивается на решетку и говорит: "Кузнецова, *****". Вот это объяснение.
17:15. Утром я предупреждала, что я выхожу, и попросила подготовить мне справку о содержании в спецприемнике. Сейчас мне дали материалы дела и лист с записью того, что у меня конфисковали, опись имущества при мне.
17:30. Меня встречает Андрей. Он говорит, что меня хотели оставить еще на сутки:
— Я пришел, стучусь, мне говорят, что ее только через сутки выпускают, только завтра. Я говорю, в смысле, мы же подавали в суд, и он сказал, что это была ошибка. Звоню прокурору, он скидывает еще два номера. В итоге с горем пополам тебя выпускают, — сказал Андрей.
Едем домой. Неужели все закончилось?
Справку о содержании в спецприемнике Альбина Кузнецова так и не получила. Она пожаловалась в прокуратуру на действия сотрудников спецприемника. Ее апелляции на штраф и арест остались без удовлетворения.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.