56-летняя Эльвира Кудряшова, находившаяся в 1980-х в составе ограниченного контингента советских войск на территории Афганистана (была медсестрой) по итогам событий 23 и 31 января в Йошкар-Оле уже дважды оштрафована судом.
Женщина рассказывает, что впервые решила принять участие в акциях протеста. Она пришла на Центральную площадь города частично из-за любопытства, частично — из-за того, что ее собственные ощущения о "неправильном курсе" страны совпадают с лозунгами участников протеста из других российских городов. Об этом, а также о подробностях своего задержания и судебных претензиях она рассказала корреспонденту "Idel. Реалии".
Йошкаролинка Эльвира Кудряшова рассказывает о себе: как собрала в 1986 году документы для службы в Германии, как в военкомате ее забраковали из-за судимости отца, которая не помешала направить ее медсестрой в Афганистан, где находился в это время ограниченный контингент советских войск.
Кудряшова говорит, что возглавляла одно время общество рабочих и служащих, направленных в Афганистан. Считает, что ее ветеранство, теоретически закрепленное в действующем законе, никак не сказалось на всей ее дальнейшей жизни. Когда вернулась в Йошкар-Олу, получила койкоместо в общежитии. На работу ездила за город — предложили должность фельдшера в управлении механизации. Квартира? Покупала ее в кредит, без какой-либо помощи государства. Рассказывает, что из-за отсутствия архивов долгое время не могла получить подтверждения для оформления пенсии. В итоге два года службы в Афганистане так и не были учтены в ее пенсионных расчетах.
Два года службы в Афганистане так и не были учтены в ее пенсионных расчетах
Немного позже стала зарабатывать как массажист, устроилась медсестрой в детский сад, работала в детской поликлинике в "кабинете здорового ребенка". Эту ставку в конце прошлого года сократили наполовину (вместо 15 тысяч стала получать семь). Эльвира говорит, что это стало одним из поводов для ее личного негативного восприятия всего происходящего в стране. Очевидно, это одна из тех самых отрицательных мелочей, из которых складывается общее недовольство. Для нее, безусловно, важно то, что происходит в ее жизни. И это становится одной из причин высказать недовольство существующим порядком вещей.
Я в первый раз на таком мероприятии, решила лозунг сказать: "Когда мы едины, мы непобедимы"
— Я 23-го пришла конкретно на митинг, — говорит Кудряшова. — В интернете не смотрела, но предполагала, что в 14 часов он, наверное, будет. Но все равно для меня было загадкой, пройдет или нет он у нас. Пришла, увидела: много молодежи. Подошла на площадь, там все тушуются, не могут организоваться. Я в первый раз на таком мероприятии, решила лозунг сказать: "Когда мы едины, мы непобедимы". Это Че Гевара — энергетический такой лозунг.
Она прерывает рассказ о своем первом выходе на площадь, успевая отметить, что, видимо, тогда ее и сняли на полицейские видеокамеры. Заметили.
— У меня хоть со здоровьем и проблемы, у меня масса времени есть на оценку (происходящего в стране), — отмечает Эльвира. — Первый раз абсолютное недоверие к Путину появилось после Крыма.
— Смотрели фильм о дворце в Геленджике?
— Знаете, я смотрела его после 23-го. Я это и так понимала, что кругом жулье, ворье. Это все было видно, — она не думает, что увиденное стало откровением.
Для нее история дворца то ли Путина, то ли Ротенберга показательна на фоне важных и актуальных своих проблем, с ними она все увиденное и сопоставляет:
— Мы в 2014 году еще вопрос президенту записывали: почему после двух судов одной из медсестер, находившихся в Афгане дали компенсацию по закону о ветеранах, а другой — мне, отказали. Я прождала ответ на вопрос и не подала тогда в суд. А ответ так и не пришел.
— Вам во время акции 23 января полицейские не высказывали претензий?
— Ко мне те же люди, что и задерживали меня 31-го числа подходили. Я на видео попала тогда, поскольку лицо не закрывала. Я знаю, что должна была высказать свою позицию гражданина. Не настолько может быть знаю Навального, чтобы в его поддержку выступать. Но люди просто так не выходят. Мою фотографию вместе с другими фото с митинга 23 числа разместили в одной местной газете. Написал, что все началось с лозунга, "Коглда мы едины, мы непобедимы". Я пришла к ним, говорю: это я, может быть хотите подробнее обо мне написать — почему я участвовала. Они говорят, что их это не интересует. Но координаты записали, как узнали, что я в Афганистане служила. Так и не перезвонили.
— Митинги по всей стране проходили под лозунгами поддержки политика Алексея Навального. По вашему представлению, Навального стали больше обсуждать после этих событий?
— Люди его знают. Но почему-то многие его предателем считают. Но ведь Сахарова тоже предателем считали у нас в стране. Дали ему выступить, когда он хотел правду об Афганистане сказать?
— Сейчас все происходящее не напоминает вам поздний Советский Союз?
— Хитрее сейчас все.
— А что случилось после того, как вы и 31 января пришли на ту же Центральную площадь в Йошкар-Оле?
Хватали за что попало меня. Без объяснений поволокли к автозаку
— Я в 12 часов пересекала площадь. Спросила у одного молодого человека, будет ли митинг? Прошли через центр, переговариваясь с ним. Шел снег. Остановилась возле елки, открыла сумку, хотела вытереть потекшую туш с ресниц. Подходит полицейский, спрашивает: что вы тут делаете? Не представился. Говорю, хочу последнее пожелание в этом году (еще ведь старый год по китайскому календарю не завершился) загадать. А дальше появляется полицейский в камуфляже, командует — тащите ее. Потащили, я говорю: зачем, куда вы меня тащите? Дальше началось безобразие. Хватали за что попало меня. Без объяснений поволокли к автозаку. У меня из сумки вывалилось что-то. Говорят, сами принесут. Затащили в автобус. Там — куча полисменов. Из автобуса вытащили — в автозак затолкали. Привезли в заречное отделение полиции. Там беззаконие продолжалось. Документов у меня не было с собой. Устанавливали мою личность несколько часов. В конце концов повели к следователю. Спрашиваю, за что я нахожусь тут, какие преступления совершила. Она сделала запрос, потом ушла смотреть видео моего задержания. Составила один рапорт, потом второй — за сопротивление полиции. Говорит: не поедете уже домой.
У меня в это время давление поднялось. До 180
У меня в это время давление поднялось. До 180. Зафиксировали гипертонический криз, возили в больницу. Второй раз возили, когда я писала заявление, что объявляю голодовку. Врачи увидели, что у меня травма (по словам Эльвиры Кудряшовой, она получила ушибы во время задержания — "Idel.Реалии"), отправили в горбольницу — фиксировать.
Сразу после завершения 28-часового задержания женщину отправили в суд, где рассматривалось дело о ее неподчинении законным требованиям полиции. Судья наложил на Кудряшову штраф в 500 рублей. Она признана виновной.
— На видео, которое показывали в суде, нет никакого подтверждения, что полицейские представляются мне, — рассказывает она. — А судья записала, что полицейский представился. Ничего подобного. Решили, что я агрессивно вела себя. Полиция просила продлить арест, назвала меня активной участницей митинга 23 января. Я им ответила, что для уточнения личности нельзя так оскорблять человека, ломать шею ему. Буду обжаловать это решение, я с ним не согласна.
10 февраля в Йошкар-Олинском городском суде прошло заседание по новому административному правонарушению, в котором обвинили Эльвиру Кудряшову. Женщина признана виновной в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка его проведения. Суд оштрафовал ее на 10 тысяч рублей. Оба решения горсуда она намерена обжаловать, вплоть до ЕСПЧ. Об этом йошкаролинка сообщила корреспонденту "Idel.Реалии".
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.