Пандемия коронавируса уже сказалась на тысяче проектах малого и среднего бизнеса. Предприниматели просят помощи у власти, а те создают "рабочие группы" для обсуждения проблем. Так называемое "социальное предпринимательство" также оказалось под угрозой банкротства. Как коронавирус изменил социальное предпринимательство и на что остается раcсчитывать такому бизнесу в новой реальности — рассказала управляющая проекта "Второе дыхание" в Казани Анна Петухова.
Фонд "Второе дыхание" — представители сферы социального предпринимательства. Это сеть магазинов (секонд-хендов) и складов, где собирают одежду, транспортируют, передают на благотворительность и переработку. Центральное отделение фонда базируется в Москве. Еще в четырех городах, включая Казань, открыты склады и секонд-хенды. Магазины — практически главный источник доходов для фонда. На фоне пандемии коронавируса все магазины закрыты.
— Как "Второе дыхание" работало в Казани до введения карантинных мер или так называемого "режима самоизоляции"?
— "Второе дыхание" в Казани — это часть большого одноименного фонда, который начал расти из Москвы пять лет назад. Мы занимаемся вещевой помощью — сбор вещей и отправка на благотворительность, к примеру, в фонд "Альпари". Помимо этого есть еще два направления: коммерческое (секонд-хенды) и переработка вещей.
Мы просто приостановили всю деятельность в Казани, поскольку мы не относимся к тому заветному списку организаций, которые могут работать
В Казани у нас до последнего времени работал секонд-хенд и склад, где проходила сортировка и распределение вещей на благотворительность в пределах Татарстана, и отправка на переработку в Кострому. Там у нас цех, где мы уже перерабатываем вещи из натуральных, смесовых тканей. Запускаем переработку синтетики, которая в России толком не развита.
— Что изменилось с распространением коронавирусной инфекции и введением запретов?
— В результате этого мы просто приостановили всю деятельность в Казани, поскольку мы не относимся к тому заветному списку организаций, которые могут работать. Все благотворительные организации, и наш магазин в том числе, сейчас закрыты. Мы не работаем с 30 марта. Мы не можем осуществлять доставку, примерку вещей. Мы были на низком старте и хотели запустить платный вывоз вещей из дома, как сейчас это работает в Москве, но режим изоляции в Казани помешал нам это сделать.
Все, что мы можем сейчас — это заниматься информационной поддержкой. То есть, рассказывать людям про нас, нашу идею, как вести экологичный образ жизни, делать осознанный выбор. Запросы от благотворительных организаций мы сейчас стараемся перенаправить другим или пытаемся договориться о более поздних сроках поставки, чтобы иметь возможность продолжать нашу деятельность.
— Почему не получилось запустить вывоз вещей из дома? Ведь по постановлению правительства РТ, насколько мне известно, работа доставки и грузовых отправлений не прекращается.
— Для этого организации нужно получить разрешение. Так как мы не такие большие, а головной офис находится в Москве, нам не дают возможности получить это разрешение. К тому же для этого нужно, чтобы все наши водители и курьеры находились на балансе организации и могли получить от нас разрешение на работу. Мы себе этого позволить не можем. У нас они все на подряде. Это такая бюрократическая ловушка. И для того, чтобы принимать вещи, нам нужно осуществлять деятельность на складе, чтобы было куда привезти. Склад закрыт по понятным причинам.
— К кому вы уже обращались и какие ответы получали?
— Мы писали и пишем запросы в правительство РТ, торговую палату. Сначала, 28 марта, у нас был вопрос, можем ли мы дальше осуществлять торговую деятельность, поскольку закрыли торговые центры. Затем вышло пояснение про сто квадратных метров (закрытие магазинов, площадь которых превышает сто квадратных метром — "Idel.Реалии"), у нас площадь значительно меньше, поэтому мы еще два дня могли работать. Потом начал действовать запрет на функционирование всех непродуктовых магазинов. Мы спросили, может ли продолжить работу склад. Сейчас мы как раз ведем диалог об этом. В Москве руководство также пытается выяснить через свои каналы, обращаясь за поддержкой.
Магазин был фактически единственным значительным денежным приток в фонд
Пока мы ничего не добились, режим не ослаблен. Прямого ответа не было. В основном откладывают: "Подождите, мы вам ответим позже", "Пока не можем дать разрешения". Все в таком контексте.
— Что в это время с тратами на зарплаты сотрудникам и аренду помещений?
— Магазин был фактически единственным значительным денежным притоком в фонд. Сейчас магазин закрыт. Тем не менее, за март месяц были выплачены полные зарплаты и премии. В апреле также будут выплаты, но из среднегодового расчета.
Говоря об аренде, сейчас мы смогли договориться с арендодателем о снижении цены на 50 процентов. Тем не менее без дохода это тоже сложно. К тому же аренду на склад нам не снизили, ее необходимо оплачивать в полном объеме. Мы сейчас ищем поддержку, запускаем фандрайзинг. Возможно, нам смогут помочь неравнодушные к нашему проекту люди.
— Встает ли здесь вопрос об увольнении сотрудников?
— Нет, все остаются на работе. У нас так получилось, что одной из сотрудниц пришлось уехать из Казани. Она студентка, живет в Деревне Универсиады. Их начали расселять раньше, еще до карантина — в 15-х числах марта. Студентам дали практически два-три дня, чтобы собрать вещи и разъехаться по домам. Нам пришлось принимать экстренные решения, потому что у нас на балансе всего два продавца. Тем не менее, наша сотрудница не уволена, продолжает с нами работать, получает зарплату. Мы же не можем бросить человека.
Этот месяц — то, что мы сможем выдержать
— Учитывая, что магазин сейчас не функционирует, где вы находите деньги на расходы?
— Из активов фонда. Есть остатки от грантов, доходы от магазина. Это наша подушка безопасности на подобные случаи. Какие деньги остались — те и тратим.
— Как долго в этих условиях вы сможете продолжать выплачивать зарплаты, аренду? Сейчас ведь нет точных сроков, когда "режим самоизоляции" закончится.
— У нас сейчас не та подушка безопасности, которая могла бы обеспечить длительное функционирование без заработка. Мы надеемся, что сейчас нам позволят хотя бы возобновить работу на складе. Нам нужно выполнять обязательства по грантам, которые мы получали ранее и которые нас сейчас в том числе спасают. Это во-первых. Во-вторых, этот месяц — то, что мы сможем выдержать.
— Говоря об обязательствах по грантам, никаких послаблений на период пандемии нет?
Если дальше карантинные меры продлят, а помещения останутся закрытыми, возможно, нам придется прекратить работу в Казани
— На период пандемии они есть, но если не закрывать грантовую отчетность — то, что ты пообещал — могут быть последствия. Мы можем в следующий раз просто не получить грант.
— Вы сказали, в Казани в этом месяце вы сможете продержаться. А что, если в конце апреля-начале мая ограничения не закончатся? Какие сроки вы ставите для себя?
— Мы надеемся, что к концу апреля мы сможем услышать решение по поводу работы склада. Если дальше карантинные меры продлят, а помещения останутся закрытыми, возможно, нам придется прекратить работу в Казани. Такой может быть расклад.
— На ваш взгляд, когда введенные ограничения закончатся и закончатся ли?
— Я думаю, еще месяц это будет длится. Может быть, к середине мая все пойдет на спад. Но когда-нибудь закончится точно. Надеюсь, раньше лета.
- За первый квартал этого года банкротами уже стали 22,4 тысячи россиян, включая предпринимателей. Это на 70% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
- Особый "режим самоизоляции" действует в Татарстане с 30 марта. Теперь выходить из дома без дополнительных разрешений можно в продуктовый магазин, аптеку, к контейнерным площадкам, на выгул животного и при обращении в экстренные службы. В еще девяти случаях власти обязали граждан регистрировать в специальном SMS-сервисе, а выходить из дома только на час и после получения идентификационного кода. Люди, которые продолжают работу, должны при себе носить специальную подтверждающую справку от работодателя.
- На третий день работы системы жители республики начали жаловаться на сбои и недочеты. Кому-то сообщения приходят с опозданием, и время нахождения за пределами дома сокращается вплоть до 5-10 минут; кому-то не хватает двух часов, чтобы добраться до загородного дома.
- После обращений жителей республики в порядок получения цифровых пропусков были внесены изменения. Они коснулись двух целей из девяти: выезд на дачу/загородный дом и возвращение с дачи/из загородного дома и изменение места проживания. Так, в случае выбора цели "выезд на дачу" увеличилось время действия цифрового пропуска с одного часа до двух часов. Использовать SMS-пропуск по этой причине можно два раза в сутки.
- За нарушение норм самоизоляции гражданам грозит штраф от 15 000 до 40 000 рублей. Для должностных лиц — от 50 000 рублей до 150 000 рублей, для юридических лиц — от 200 000 рублей до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.
- Если нарушение режима приведет к смерти или причинению вреда здоровью человека, тогда накажут строже: для граждан от 150 000 рублей до 300 000 рублей, для должностных лиц — от 300 000 рублей до 500 000 рублей, для юридических лиц — от 500 000 рублей до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.