В конце марта 2020 года в Татарстане, как и в большинстве российских регионов, перестали работать торговые центры, кинотеатры, фитнес-клубы, кафе, бары, санатории, лагеря и другие места потенциального скопления людей. Позже жителям запретили покидать их дома без специального разрешения. Под исключение попали случи покупки продуктов и лекарств, выброс мусора, выгул животных (в 100 метрах от дома), обращение в экстренные службы. Всё это очень похоже на режим чрезвычайной ситуации, но российские власти упорно называют происходящее "режимом самоизоляции". В чем принципиальные отличия? Объясняет юрист "Правозащиты Открытки" Эльза Нисанбекова.
С юридической точки зрения термина "самоизоляция" не существует
С юридической точки зрения термина "самоизоляция" не существует. Он вошел в обиход в конце марта, когда российские власти поняли, что новая коронавирусная инфекция не обойдет федерацию стороной. Как говорит юрист "Правозащиты Открытки" Эльза Нисанбекова, "самоизоляция" подменяет понятия "карантин" и "чрезвычайная ситуация".
Карантин предполагает вынесение именного постановления главного санитарного врача или его заместителя. В документе также должны быть прописаны условия этого карантина: кто выносит мусор, гуляет с собакой, покупает продукты. В документе должна стоять как подпись врача, так и человека, которого изолируют от общества, а также должны быть прописаны сроки изоляции.
"Режим самоизоляции" в том проявлении, которое существует на сегодняшний день, ничем не отличается от последствий введения ЧС
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или катастрофы, опасного природного явления, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Ущерб от таких явлений сказывается на здоровье людей, на окружающей среде и предполагает значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей.
Государство в случае введения режима ЧС берет на себя финансирование ликвидации последствий. При пожаре или потопе — это возмещение расходов на жилье. В случае эпидемии и запрета покидать дом — например, возмещение расходов на содержание работников.
— Думаю, что "режим самоизоляции" в том проявлении, которое существует на сегодняшний день, ничем не отличается от последствий введения ЧС. Поэтому в общественной жизни мало что поменялось бы, за исключением гарантий, которые предусмотрены законодательством. А также режим ЧС вводится на определенный период, а, следовательно, все ограничительные меры не могут иметь далеко идущих последствий, в противовес тому, как это происходит сейчас. "Режим самоизоляции" введен до его отмены и никаких указаний на то, как долго нам придется отправлять SMS для выхода из дома, нет, — говорит Нисанбекова.
Государство не стремится возместить даже часть расходов бизнеса, хотя бы на содержание персонала
По ее словам, в условиях пандемии введение режима ЧС — мера более приемлемая, нежели "самоизоляция", не имеющая юридической силы и гарантий со стороны государства. Для представителей бизнеса и частных лиц режим ЧС, как считает юрист, более выгоден.
— Как происходит сейчас: государство объявило о выходном месяце, с сохранением заработной платы. Но бизнес по большей части не имеет такого количества накоплений, чтобы при отсутствующей выручке выплачивать заработную плату. Следовательно, бизнес просто закрывается и увольняет рабочих. Люди остаются без элементарных средств к существованию. И никаких дополнительных гарантий этот "режим самоизоляции" для них не несет. Государство не стремится возместить даже часть расходов бизнеса, хотя бы на содержание персонала. Государственные гарантии могли сохранить людям работу. Они предполагаются при введении режима ЧС, — поясняет Эльза Нисанбекова.
Как говорит юрист, при введении режима ЧС всем пострадавшим (бизнесу; людям, потерявшим работу; заболевшим) положены денежные выплаты. Также, по словам Эльзы Нисанбековой, режим ЧС считается обстоятельством непреодолимой силы — форс-мажором, при котором могут приостановиться выплаты, к примеру, по кредитным договорам. В этом случае не наступает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Если бы людям компенсировали расходы на выплату зарплат, никого бы не увольняли
По ее мнению, материальная поддержка от государства —единственное значительное преимущество при введении режима ЧС. В этом случае власть, как и граждане, берет на себя обязательства.
— Повальные увольнения сейчас стали следствием отказа в поддержке бизнеса. Если бы людям компенсировали расходы на выплату зарплат, никого бы не увольняли. Для этого должен существовать резервный фонд правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, — говорит Эльза Нисанбекова.
Тем временем режим ЧС не введен, а "режим самоизоляции" президент России продлил до конца месяца. Власти Татарстана, напротив, не назвали точных сроков. По их словам, самоизоляция закончится, когда "улучшится санитарно-эпидемиологическая обстановка".
- Особый "режим самоизоляции" действует в Татарстане с 30 марта. Теперь выходить из дома без дополнительных разрешений можно в продуктовый магазин, аптеку, к контейнерным площадкам, на выгул животного и при обращении в экстренные службы. В еще девяти случаях власти обязали граждан регистрировать в специальном SMS-сервисе, а выходить из дома только на час и после получения идентификационного кода. Люди, которые продолжают работу, должны при себе носить специальную подтверждающую справку от работодателя.
- На третий день работы системы жители республики начали жаловаться на сбои и недочеты. Кому-то сообщения приходят с опозданием, и время нахождения за пределами дома сокращается вплоть до 5-10 минут; кому-то не хватает двух часов, чтобы добраться до загородного дома.
- После обращений жителей республики в порядок получения цифровых пропусков были внесены изменения. Они коснулись двух целей из девяти: выезд на дачу/загородный дом и возвращение с дачи/из загородного дома и изменение места проживания. Так, в случае выбора цели "выезд на дачу" увеличилось время действия цифрового пропуска с одного часа до двух часов. Использовать SMS-пропуск по этой причине можно два раза в сутки.
- За нарушение норм самоизоляции гражданам грозит штраф от 15 000 до 40 000 рублей. Для должностных лиц — от 50 000 рублей до 150 000 рублей, для юридических лиц — от 200 000 рублей до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.
- Если нарушение режима приведет к смерти или причинению вреда здоровью человека, тогда накажут строже: для граждан от 150 000 рублей до 300 000 рублей, для должностных лиц — от 300 000 рублей до 500 000 рублей, для юридических лиц — от 500 000 рублей до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.